Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Права и обязанности в империи ЖКХ

На протяжении многих лет ЖКХ является своеобразной ахиллесовой пятой нашего государства. В своё время на решение проблем жилищно-коммунального хозяйства уходило большое количество средств, которые, словно попав в бермудский треугольник, растворялись в неизвестности. Несколько лет назад была предпринята попытка разорвать этот порочный круг и дать возможность людям решать возникающие проблемы самостоятельно – объединиться в управляющие компании или ТСЖ. Однако, как показывают реалии жизни, пока что особых сдвигов в этом направлении не наблюдается. По-прежнему в геометрической прогрессии растут претензии, как со стороны коммунальщиков, так и со стороны собственников жилья. Не стала исключением и Северная Осетия, где большая часть многоквартирных домов охвачена управляющими организациями.

В конференц-зале Владикавказского института управления состоялось пленарное заседание Общественной палаты РСО-Алания. Главный вопрос повестки дня: «Гражданское общество и проблемы реформирования системы управления многоквартирными домами в Северной Осетии». Как отметил председатель комиссии Общественной палаты РСО-А по вопросам экономического развития Александр Купцов: «При подготовке этого вопроса комиссией проведена, большая и скрупулёзная работа. Детально была изучена деятельность всех имеющихся управляющих компаний. В рамках рассмотрения проблемы прошли два заседания – «Обоснованность стоимости установки приборов учёта» и «Актуальные проблемы управления многоквартирными домами». В обсуждении последних активное участие принимали представители различных служб и организаций».

Нынешний круглый стол также стал ареной для выступления заинтересованных лиц, представляющих Общественную палату РСО-А, Комитет Парламента РСО-А по вопросам ЖКХ и строительной политики, Государственную жилищную инспекцию, ассоциации ТСЖ и управляющие компании, правозащитные организации.

В своём докладе Купцов чётко обозначил недоработки и пробелы имеющиеся как в деятельности самих компаний, так и в законодательстве Российской Федерации.

– Государство, передав в управление собственникам жилищный фонд, десятилетиями не ремонтировавшийся, ветшавший и приходивший в негодность, сняло с себя всю ответственность за его состояние. Ответственность же за все негативные явления в сфере ЖКХ, с точки зрения управляющих компаний, возлагается теперь на управленцев. Управляющие компании стали ключевым звеном между собственниками и всеми остальными субъектами сферы ЖКХ. И тем самым приняли на себя весь удар за промахи законодателей, аппетиты монополистов и наследие государства в виде ветхого жилого фонда.

Государство сегодня практически отстранилось от разъяснения собственникам их обязанностей, но активно рассказывает об их правах. Комиссией было выявлено несовершенство Жилищного Кодекса в вопросах ответственности управляющих организаций перед собственниками жилья и правлениями ТСЖ, отсутствие профессиональных управленцев, системы обучения руководителей, слабое информационное обеспечение деятельности вышеупомянутых организаций, а также ответственности самих собственников жилых помещений за обеспечение безопасности эксплуатации жилых помещений многоквартирных домов.

Имеются противоречия в ФЗ №261 и ФЗ №190 о повышении энергетической эффективности, в которых определена обязанность: производить установку приборов учёта потребления коммунальных услуг за счёт средств собственников, а не за счёт ресурса снабжающих организаций, а также запрет на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными источниками теплоснабжения, – отметил Александр Купцов.

Особый акцент им был сделан на расширение функций Государственной жилищной инспекции, её обязательное вхождение в комиссию при сдаче новостроек в эксплуатацию.

– Расширились полномочия Государственной жилищной инспекции в контроле по использованию и эксплуатации жилищного фонда, за качеством, объёмами и порядком предоставления коммунальных услуг, за соответствием многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности. Однако малая численность штата работников инспекции и слабая материально–техническая оснащённость не позволяет жилищной инспекции выполнять свои функции в полном объёме. По нашему мнению, жилищная инспекция – это тот орган, который способен отстаивать интересы потребителей ЖКХ услуг. Комиссия Общественной палаты РСО-А подготовила рекомендации Правительству Северной Осетии рассмотреть возможность усиления жилищной инспекции за счёт увеличения штата работников, в связи с увеличением объёма выполняемых функций и укрепления материально–технической оснащённости.

Большую заинтересованность у присутствующих вызвала информация Купцова о деятельности газопоставляющих организаций и предложения по существу:

– По нашему мнению, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», выступая монополистом в определении условий стандартных договоров на поставку газа, ущемляет права потребителя, что выражается в следующем:

1. Пунктом 17 «Правил поставки газа в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ №162 от 05.02.98 г. определены санкции за несоблюдение выборки договорных объёмов–лимитов. Согласно тех же Правил данное положение не распространяется на население и коммунально-бытового потребителя.

Позиция Общественной палаты РСО-Алания:

– Предприятия и организации, использующие газ в бытовых целях (отопление, приготовление пищи, горячая вода), т.е. в целях элементарного жизнеобеспечения, должны признаваться коммунально-бытовым потребителем. Необходимость в потреблении газа для обогрева помещений носит исключительно погодный, т.е. случайный и нерегулируемый характер, при котором пользователь не может определить годовые прогнозные лимиты на потребление газа.

2. Пунктом 3.1 стандартного договора на поставку газа на 2012 год установлены требования: «Объём газа, выбранный покупателем, не может превышать месячный договорной объём газа и быть менее 90% от договорного месячного объёма газа. В этом случае, стоимость объёмов невыбранного газа признаётся неустойкой…».

Позиция Общественной палаты РСО-Алания:

– В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Требование оплаты за непотреблённый газ означает получение незаконной прибыли. Поставщики могут реализовывать невыбранный газ, получая дополнительную прибыль. ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» является коммерческим предприятием и не должно перекладывать свой коммерческий риск на потребителя. В данном случае «газовики», используя своё монопольное право на установление условий стандартного (типового) договора, односторонне включило требование оплаты за невыбранный газ.

3. Пунктом 5.4.1 типового договора установлена обязанность покупателя производить авансовые платежи.

Позиция Общественной палаты РСО-Алания:

– С учётом того, что потребителем может быть выбран не весь объём газа в течение расчётного периода, кредитование поставщика на стоимость газа является чрезмерным.

4. При определении объёмов отпущенного газа населению филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» в Северной Осетии часто переводит абонентов, оплачивающих использование топливной энергии в соответствии с показаниями приборов учёта, на нормативное потребление, в связи с этим стоимость за голубое топливо вырастает значительно. Это происходит в случаях истечении сроков поверки газовых счётчиков. Межповерочный период прибора учёта определяется сроком установки и периодом его использования. Однако, в связи с небольшими (бытовыми) объёмами потребления газа населением (в отличие от промышленного потребления), а порой и нерегулярным использованием последнего, износ приборов учёта незначителен. В этих случаях табулятор счётчика за межповерочный период не проходит и одного оборота до обнуления. Таким образом, истечение срока поверки не должно означать, что ресурс прибора учёта, установленный ГОСТом, исчерпан и текущие показания газосчётчика могут быть недостоверными.

Позиция Общественной палаты РСО-Алания:

– Перевод на нормативное потребление абонентов, оплачивающих за потреблённый газ на основании показаний приборов учёта, которые имеют незначительный износ, независимо от времени его эксплуатации, носит несправедливый, конфискационный характер и направлен, по нашему мнению, на возможность получения незаконной прибыли. К сожалению, до сих пор не вступили в законную силу Правила поставки коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, которые разумно регламентируют учётный период замены газовых счётчиков. Предложение Общественной палаты о скорейшем принятии названных Правил вошло в нынешние рекомендации.

5. Территориальный абонентный отдел в г. Владикавказе филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» требует от абонентов предоставления справок о количестве жильцов, прописанных на данной жилплощади для их учёта при применении нормативов потребления, в том числе и выбывших членов семьи. Это обязательство вызывает недоумение и возмущение населения. Оформление справок о месте прописки выбывших родственников (в том числе и за пределами республики) требует много времени по их сбору. За этот период идёт начисление по нормам потребления, в том числе и выбывших жильцов.

Позиция Общественной палаты:

– Поставщик не вправе требовать от абонентов (собственников жилых помещений) справок и любой другой информации о лицах, не прописанных на данной жилой площади.

Эти предложения комиссии Общественной палаты направлены в Совет общественной и экономической безопасности РСО-А.

Существенной проблемой для Северной Осетии являются завышенные нормы потребления газа. На территории РСО-Алания установлены нормы потребления газа в расчёте 8,4 м3 на 1 м2. Северная Осетия находится в 3-й климатической зоне. В соседних республиках, несмотря на их принадлежность к той же зоне, нормы потребления газа значительно ниже. Так, в Кабардино-Балкарии норматив – 6,3 м3 (меньше на 33%), в Чечне – 6,1 м3 (на 37%), в Ингушетии – 5,9 м3 (на 42%). Для сравнения: в Ямало-Ненецком АО норма потребления тоже меньше – 8,3 м3.

Предложение установить единые региональные нормативы потребления уже направлялось Парламентом РСО-А Правительству России. Комитет Парламента РСО-Алания по вопросам ЖКХ и строительной политике РСО-А направлял рекомендации об установлении единых региональных нормативов потребления населением коммунальных услуг также в Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Для солидарного участия в решении этой и других проблем, Общественная палата Северной Осетии обратилась в Совет Общественных палат России с просьбой, в целях совершенствования федерального законодательства, исключения правовых пробелов и разночтений: инициировать рассмотрение Правительством РФ вопроса «Об установлении единых региональных нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг на территории федеральных округов РФ»; поддержать законодательную инициативу Парламента РСО-Алания «О внесении изменения в Закон РФ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» в части отмены платы за поддержание резервной мощности, т.к. потребитель обязан платить за тепло и горячую воду даже при отсутствии их реального потребления. (Направлено на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ.)

Существенной проблемой исполнения финансовой дисциплины в оплате жилищных и коммунальных услуг являются высокие тарифы на услуги ЖКХ. Среди обращений граждан по поводу завышенных тарифов на коммунальные услуги, комиссия выбрала обоснованность стоимости установки приборов учёта. Этот вопрос многократно задавался жителями республики, по мнению которых затраты монополистов на эти виды услуг явно завышены.

Проведённый комиссией Общественной палаты РСО-А анализ обоснованности стоимости обслуживания приборов учёта показал, что коммунальные предприятия и организации – МУП «Владикавказские водопроводные сети» (пломбирование водосчётчиков) и ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» (установка газосчётчиков), используя своё монопольное право на эти услуги, необоснованно завышают стоимость работ. При этом эти калькуляции никем в РСО-А не контролируются.

Проанализировав представленные расчётные данные, комиссия Общественной палаты и эксперты пришли к выводу, что некоторые статьи расходов в начислении услуг необоснованны и действительно завышены. Так, по калькуляции по опломбированию и вводу в эксплуатацию счётчиков холодной воды, представленной МУП «Владикавказские водопроводные сети», стоимость вышеуказанных работ составляет 683,36 руб. В статье расходов транспортные оценены в 368,49 руб. С учётом включения в эту статью рентабельности (10%) и НДС (18%), стоимость транспортных расходов увеличивается до 478,22 рублей, что составляет 70% от стоимости всей услуги. Таким образом, нашим потребителям предлагается оплатить 478 рублей только за то, что к ним приедет (а может и придёт?) контролёр и опломбирует водосчётчик. У населения выбора нет – данные функции вправе выполнять только монополисты.

Анализ калькуляции по установке и замене газосчётчиков вызвал разногласия экспертов и представителя филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск».

По итогам обсуждения вопроса о стоимости услуг Комиссия Общественной палаты сделала выводы, что, действительно, некоторые статьи расходов в калькуляции явно завышены, другой вывод – в Северной Осетии отсутствует орган, либо соответствующая структура, осуществляющая контроль над обоснованностью стоимости данных услуг, устанавливаемые монополистами. Во время слушаний были предложения подключить к исследованиям специалистов региональной антимонопольной службы. Комиссия Общественной палаты РСО-А подготовила предложения республиканскому Комитету по вопросам ЖКХ и профильному Комитету Парламента РСО-Алания рассмотреть эту проблему и определить орган исполнительной власти, который будет осуществлять ранее указанные функции,– завершил Купцов.

В ходе обсуждения, а оно было достаточно горячим, в предложенный Общественной палатой конструктивный и рациональный блок рекомендаций были внесены дополнительные замечания и пожелания от участников конференции. Данные рекомендации пока носят проектный характер, однако получив в ближайшее время окончательную обработку, они будут направлены в различные слои власти, в том числе в Общественную палату России, Госдуму и Совет Федерации РФ.

Оксана БАДТИЕВА

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Оксана Бадтиева
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Оксана БадтиеваОксана Бадтиева

Другие объявления Оксана Бадтиева

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2018
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»