Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Приют, дающий надежду на жизнь

«Сострадание – основа морали» Артур Шопенгауэр, немецкий философ

«Жизнь прожить – не поле перейти» – гласит пословица. Всё верно, только вот в этой самой жизни у одних дорога устлана шёлковыми коврами и им ничего не стоит перейти её и счастливо завершить земной путь. Для других же путь усеян колючками и шипами, к тому же – колдобины и ухабы в виде горестей, бед, людского равнодушия – вконец утомляют, ломают иных, и они в изнеможении падают и зачастую больше не поднимаются…

Гонимые и презираемые, отверженные и лишние, униженные и оскорблённые, во все времена были пасынками судьбы. Достаточно вспомнить произведения Достоевского, Горького, Григоровича, Чехова, Гюго и других, где запечатлены их образы.

В России всегда с состраданием и сочувствием относились к изгоям общества, к людям из самых низов, обделённых необходимым. Православная церковь традиционно проявляла заботу к таким людям. Им, например, дозволялось жить при храмах и при этом выполнять посильную работу, или же просить милостыню на паперти.

Что касается Владикавказа, то ещё в 1869 году в городе впервые был поставлен вопрос об основании Общества вспомоществования бедным. Желающих образовать Благотворительное общество оказалось 90 человек, и они стали ходатайствовать об этом перед администрацией города.

Не дожидаясь официального разрешения, они, собрав годовые взносы по три рубля, организовали ряд благотворительных мероприятий. В январе 1870 года состоялось официальное собрание Общества, которое выработало устав и избрало членов комитета.

Первым крупным мероприятием была лотерея-аллегри, о чём свидетельствует отчёт в газете «Терские ведомости»: «Встретив полное сочувствие со стороны общества, выразившееся в большом количестве пожертвований вещами и деньгами, комитет нашёл возможным затратить на покупку вещей только 55 рублей, а на остальные средства приобрести лотерейные билеты. Это принесло Обществу доход в 1412 рублей».

В последующие годы благотворительная деятельность сводилась в основном к организации лотереи и раздаче пособий бедным. К началу 1880 года ситуация изменилась. Почётным председателем благотворительного общества тогда был начальник Терской области А.П. Свистунов, а почётной представительницей – его супруга М.Б. Свистунова (всего 170 человек).

Впервые в 1880 году был устроен благотворительный бал, а затем народное гулянье, которые принесли Обществу большие доходы. Позднее во Владикавказе были основаны ещё и городской ночлежный дом, городской приют для престарелых и увечных и городской приют для душевнобольных. Из общественных сумм выдавались ежегодные пособия Обществу попечения о сиротах и больных детях, а также специальные средства на воспитание подкидышей.

25 декабря 1902 года во Владикавказе был открыт Трудовой дом, который предоставлял бедным ночлег за плату (3 копейки с человека) или бесплатно. При Трудовом доме был организован трудовой пункт, предоставлявший возможность бедным женщинам за 10 копеек в день пользоваться всем необходимым для шитья.

Благотворительная деятельность оживлялась в праздничные (особенно пасхальные) дни. В течение многих лет попечитель ночлежного дома Стефан Яворский организовывал пасхальный стол и кормил обедами бедняков. Общество попечения о трудовой помощи открыло в магазине фотографа Джанаева-Хетагурова в 1910 году благотворительный базар изделий своих мастерских и т.д.

Весь этот социально направленный труд имел своё продолжение и при советской власти, где аналогичные учреждения были завуалированы под лечебницы закрытого типа. Подобная зашоренность диктовалась идеологическими установками, при которых в стране развитого социализма, по мнению её апологетов, не должно быть изгоев.

Перестройка середины 80-х годов XX века, развал СССР обнажили все проблемы общества и вместе с ними и вопросы существования человека. Массы людей, дезориентированных в совершенно чуждых условиях, растерявшихся в жизни, потерявших смысл бытия, в одночасье оказались ненужными государству и самым близким, без работы, без цели, без уверенности в завтрашнем дне. Подмена морали золотым тельцом обернулась падением на самое дно. По ним безжалостно и беспощадно катился свирепый молох дикого капитализма, вместо надежды, пичкая их алкоголем, развратом, преступностью, богоборчеством и всем набором упаковки под названием – человек человеку волк.

Позднее, во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.11.1995 г. «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определённого места жительства и занятий» и Постановлением Правительства РСО-А от 10.08.1996 г. «О создании социального приюта для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определённого места жительства и занятий», с 1 января 2000 года во Владикавказе функционирует социальный приют. Он находится на восточной окраине Владикавказа на улице Павлика Морозова, 43, в районе, именуемом в народе «Турханой».

Здание приюта, видать, давней, послевоенной постройки, где сначала была вечерняя школа, затем детсад и, наконец, его выделили под социальный приют. Оно стоит на отшибе, как бы на островке, жилые дома расположены позади здания. Приют никому не мешает, хотя так было далеко не всегда, когда отношение к нему было предвзятое. Персонал состоит из 47 человек, а подопечных – 25. Директор этого богоугодного заведения – Валерий Кесаев.

Мне особо хочется сказать о нём. Есть люди, которые живут для людей, не считаясь со своими неудобствами. Таких единицы, и к их числу принадлежит Валерий Данилович. Бывший военврач, хирург от Бога, он вобрал в себя все человеколюбивые заповеди от Авиценны до Пирогова, от Гааза до матери Терезы. Он даже проблемы возглавляемого им социального приюта излагает как-то буднично и смиренно.

А проблем хватает. Нет постельного белья, нет карантинного отделения, нет возможности пристроить дополнительные помещения, большая скученность, потому что нет финансирования. Даже бензин Валерий Данилович приобретает на свои деньги.

Палат всего пять, они многоместные, женское и мужское отделения. Среди постояльцев есть лежачие, которые не могут себя обслуживать. Воистину, здесь трудятся самоотверженные люди: санитарки за свой тяжёлый труд получают всего 8-9 тысяч рублей. Почему такой мизер? Ответа у меня нет.

Контингент разный и тяжёлый. Есть лица, которые живут тут годами, хотя, как говорит Валерий Кесаев: «Наш приют изначально предполагал экстренную помощь, однако обстоятельства складываются по-разному, и мы никому не можем отказать в приёме, за исключением лиц в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Мы не можем не принять инвалидов, бездомных. Кто им поможет, если не мы? Среди подопечных несколько человек без документов. Для восстановления, думаю, достаточно подтверждения двух-трёх человек».

Всеми этими вопросами занимается Валерий Данилович. Люди, оступившиеся под гнётом жизненных неурядиц, не по своей воле оказавшиеся на задворках общества, не должны подвергаться социальной и моральной сегрегации.

Если они виноваты сами в своих бедах, то виновато и общество, и не надо на них смотреть с презрением, ибо на этот счёт есть пророческая пословица: «От тюрьмы и от сумы не зарекаются».

Полагаю, что производители сельхозпродукции не обеднеют, если подбросят приюту мешок картошки, сетку лука, свёклу, морковь и т.д. Этим они заслужат признательность и благодарность персонала и постояльцев. Я понимаю, что моя просьба повиснет в воздухе, но всё же думаю, авось, да кто-нибудь услышит.

В Италии особым почётом окружено имя святого Римско-католической церкви врача-гуманиста Джузеппе Москати, который всё отдавал бедным людям.

Герой моего очерка – Валерий Данилович Кесаев – тоже святой, который молча делает свою работу. Добрейшей души человек, который одной беседой может вылечить душевные раны, дать надежду и веру в себя. Таков он, подвижник, человек и врач Валерий Кесаев.

Поблагодарим же его за чувство человеколюбия, за библейскую заботу о заблудших людях, и вместе с его коллективом пожелаем ему всех земных благ, которыми он в любом случае поделится с обездоленными.

Устремляя свой взор в небеса,

Ты для страждущих милостей просишь.

Ничего не кладёшь на весах,

С состраданием пред Богом хлопочешь.

Сергей ЦХУРБАЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Сергей Цхурбаев
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Сергей ЦхурбаевСергей Цхурбаев

Другие объявления Сергей Цхурбаев

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Сентябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2018
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»