Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Разбои на Кавказе

Предлагаемая вниманию читателей статья хранилась в фонде ЦГИА СССР. Классик осетинской литературы Цомак Гадиев подготовил её для публикации под псевдонимом Ирон лаппу (Парень-осетин). Редакции материал предоставил учёный и литературный критик Борис Хозиев. Публикуем материал с сохранением стиля и орфографии автора.

 

 

В последнее время часто приходится читать в газетах об усиливающемся разбое среди горцев Кавказа. Факт, конечно, печальный и на него нельзя не обратить внимания. Чем объясняется подобное явление, где причины такого широкого развития нежелательных сторон среди туземного населения Кавказа, — вот вопросы, на которые бы мы хотели обратить внимание читателя, высказав при этом своё понимание причин означенного явления.

Чтобы высказывать своё мнение смелее, не путаясь в догадках и предположениях, мы возьмём лишь одну нацию, осетинскую, как более известную пишущему эти строки, и рассмотрим причины, которые рождают, по нашему убеждению, разбои среди этого народа. Непонятно, особенно, почему этот, можно сказать, передовой народ среди остальных горцев Северного Кавказа, мог принять такое широкое участие в распространении разбоя, когда, по-видимому, приняты за последнее время все меры к тому, чтобы осетины примкнули к культурной жизни своих покровителей — русских.

В Осетии нет недостатка, судя по официальным отчётам, в школах: почти в каждом маленьком посёлке имеется не только мужская, но и женская церковно-приходская школа. В некоторых плоскостных селениях осетинских насчитывают до 14 – 15 учителей! Учителя, по большей части, люди с правами на звание учителя; большинство из них питомцы местной (некогда осетинской) миссионерской семинарии. Нет недостатка и в христианских храмах.

Духовенство же осетинское вполне обеспечено казённым содержанием. Вообще в деятелях на ниве народной, по-видимому, недостатка нет в Осетии. Труженикам народа остаётся лишь сеять семена духовные и видеть добрые плоды своих трудов... Но в действительности, едва ли пастыри народа видят эти добрые плоды; факты говорят далеко не за то, что бы мы были вправе ожидать. Усиливающийся разбой и среди осетинского населения говорит нам, что ещё далёк день, когда осетин перекуёт меч свой на рало. И, несмотря на то, что, помимо просветителей духовных, приняты все меры для прекращения зла и местною администрацию, зло всё же не только не прекращается, а даже не уменьшается. И если осетин раньше носил оружие больше лишь для украшения своего костюма, то теперь, когда он получил и запрещение на право ношения его, он смело поднимает его даже на родного брата своего — осетина, совершенно пред ним ни в чём не повинного... Всё это так ново и дико даже для понимания осетинских стариков, которые с ужасом смотрят на увлечение своих младших.

В печати мы встречали лишь указания на усиление разбоя среди туземцев, но объяснения причин этого печального явления нам пока не пришлось слышать. Указания некоторых лиц на «глубокие причины» — не есть ещё объяснение этих причин. Наше убеждение таково, что разбои действительно должны усиливаться, так как действительных мер к искоренению корня зла в Осетии не предпринимается, а существующие меры лишь усиливают зло, подливают масло в огонь. 

Нам кажется, что современное положение вещей само прямо наталкивает осетина на то, чтобы он бросил мирное занятие земледельца и принялся за более лёгкую наживу. Объясним сказанное. Прежде всего, сомнительно утверждать, чтобы школы осетинские вносили свет в среду народную. Так как обучение ведётся в осетинских школах на русском языке, а родной язык изгнан совсем из школ, или существует только в официальных отчётах, то и  всё дело народного образования сводится к тому, что учащиеся научаются лишь читать и писать по-русски, и при этом, конечно, проведя время исключительно за изучением русского и славянского языков, они не приобретают никаких положительных познаний для расширения их умственного кругозора. 

В заключение, по выходу из школы, понятно, вскоре же улетучиваются и приобретённые жалкие познания по русскому языку, ибо книг для чтения вне школы ученик и не видит. И получается то, что в учениках убивается всякая живая мысль над изучением наизусть непонятных вовсе молитв по-славянски, стихотворений, басен и всех прочих премудростей для не умеющего ещё и мыслить ребёнка, но которые должен заучить всякий ученик, ибо таково требование программы.

Осетинский мальчик из школы выходит с явным отвращением к школе и всякая русская книга для него навсегда остаётся предметом таинственным и прямо противным. Насколько нам известно, люди с самыми отрицательными наклонностями и вышли из среды этих полуграмотных и отравленных нравственно лиц. Они прямо язва для туземного населения; они, не приставши к русским, отпали и от своей нации. В школе им внушалось, что пустяки все традиции их сородичей, что вся жизнь осетин есть ничто иное, как служение языческим богам, созданным фантазией народа... 

Натурально, не трудно было всё святое в осетинской нации затоптать грязью в глазах молодого поколения, которое из школы, кроме наплевательной точки зрения на все родное — не вынесло взамен ничего нового, положительного. Новое поколение, выросшее под влиянием современного церковного просвещения в Осетии, и даёт самый большой процент тех абреков, которые в настоящее время наводят ужас всюду...

Даже древние святыни христианские, которые так свято чтутся осетинами, превратились в глазах рассадников просвещения и их питомцев в языческие капища! Что же может ещё удерживать пылкого, сильного духом туземца, когда он оторван и от Бога своего, и от национальных традиций, и от просвещения!.. Проповедники Христова учения вместо укрепления среди туземцев христианской религии, уничтожают её у них, признав религиозное понимание туземца за языческое заблуждение... 

Дали же осетинам славянское богослужение, в котором туземцы, конечно, ничего не понимают и уклоняются от посещения новых храмов. А так как простой народ всё же без религии жить не может, то мы и видим поразительное увеличение числа ренегатов в Осетии. Мусульманские вероучители в данном случае оказались более понявшими духовные запросы туземцев и приобретают всё более возрастающее число последователей. Отсюда вечные раздоры мусульман с христианами. Этот раздор религиозный также немало способствует неспокойствию обеих партий. Вероучители «правоверных» пользуются безусловным авторитетом среди последователей Магомета и слишком часто они злоупотребляют своим положением...

Вообще, мы прямо утверждаем, что все, так называемые просветительные меры в Осетии, способствуют в действительности лишь тому, чтобы убить в туземцах всё их родное, что составляет их отличительную черту, их нравственный облик. «Но срывая с дерева засохшие листы», едва ли можно «разбудить заснувшую природу». Посланные для охранения нивы Божией, стали срывать вместе с плевелами и чистую пшеницу в народе. Нужно только видеть самому, чтобы узнать, как калечится цельная широкая натура горца кавказского! Потерявши всякие нравственные устои отцов, мнимопросвещённое новое поколение осетинское, как испуганная птица, бросается во все стороны, не понимая, куда и зачем. Прибавьте к этому нравственному и умственному убожеству ещё и материальную нищету, и вы получите условия жизни, могущие создать из туземца только разбойника. 

Сильна ещё духом молодая нация осетинская, велики способности её; но это-то и опасно, когда она пойдёт по отрицательной дороге... И здесь она будет иметь и имеет, как мы видим, необычайный успех. Поэтому, только понявши духовные запросы народа и давши ему здоровую духовную пищу, можно надеяться на скорейшее удовлетворение осетинами своих телесных потребностей мирным честным трудом; только тогда он перестанет искать лёгкой наживы, которая позорит его благородное имя «уаздана» (по буквальному переводу значит «благородный» — прим. авт.).

Итак, действительно, причины распространения разбоя на Кавказе «коренятся глубоко», но уже не так глубоко, чтобы до них нельзя было добраться. Устранимы причины нежелательного направления среди туземцев Кавказа; можно ещё установить мир на Кавказе; только всегда надо помнить, что есть лишь одна почва, на которой только и могут успокоиться туземцы, примкнуть к общекультурной жизни — это правильное просвещение туземца на его же собственной почве. Надо отвести подобающее место родному языку в туземных школах, надо дать книгу и вне школы народу на его же родном языке; надо восстановить в народе уважение к его религиозным верованиям и обычаям, насажденным ближайшими учениками Христа; и, главное, надо — отказаться от политических убеждений известного пошиба, и тогда увидите, насколько способен туземец к восприятию и всего хорошего, святого...

Всякие страшающие меры не устрашат сильного ещё духом сына гордого Кавказа и могут лишь, озлобляя туземцев, усиливать зло! А как велика и свята для государства задача усмирения и полного приобретения Кавказа... «Дайте Кавказу только мир и не ищите тогда земного рая на Евфрате: «it is this, it is this!». Он здесь, он здесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РегионыКавказ
Print
Автор статьи: Борис ХОЗИЕВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Страницы историиКоличество просмотров: 784

Теги:

Борис ХОЗИЕВАдминистратор

Другие объявления Борис ХОЗИЕВ

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»