Наверх
Подписаться
Газета основана 1(13) января 1868 годаISSN 2223-0424
Официальный сайт12+
Регистрация
Сегодня 25 апреля 2018 г.
Электронная версия газеты
Наши странички в соц. сетях:
Закрыть
Публикации

Тихая Обитель

Кто должен благоустраивать кладбища во Владикавказе?

А жизнь, как оказалось, просто сон,
Пригрезившийся перед пробужденьем –
То ли рожденьем, то ли не рожденьем.
Закончился тот сон, и был ли сон?

По-моему, лучше и не скажешь. Действительно сон, а скорее – короткий миг, маленький эпизод в жизни Вселенной. Человек приходит в этот мир, полный загадок и неожиданностей. Мы все гости на этой земле. Прожив отмеренный судьбой отрезок жизни, человек уходит в мир иной, не менее загадочный.

Кладбище – это то место, где человек находит свой последний приют. Во Владикавказе существует несколько кладбищ. Одно из них – Ново-Осетинское. Добраться до него не составляет особого труда. Несколько городских маршруток проходят недалеко от кладбища, буквально в шаговой доступности. А маршрут номер 35 останавливается напротив и следует далее к жилым постройкам. Ново-Осетинское кладбище – одно из немногих, расположенных в лесном массиве. Кроны высоких деревьев и кустарники спасают посетителей от летнего зноя. Здесь и дышится легко. Да ещё птицы и белки, которые живут на деревьях, создают некую спокойную атмосферу.

О состоянии кладбища знакома не понаслышке, не со стороны, а изнутри. Потеряв несколько лет назад родителей, прихожу сюда каждую неделю. Сказать, что кладбище находится в неудовлетворительном состоянии, сказать неправду. Администрация и несколько работников стараются поддерживать порядок.

По всему кладбищу выставлены контейнеры для мусора и регулярно машина «СпецЭкоСервиса» вывозит его. А весной, накануне Пасхи, проводится что-то вроде генеральной уборки кладбища или субботника. Многочисленные посетители активно приводят в порядок могилы своих близких. Убирают опавшие листья, обломившиеся ветки деревьев и другой накопившийся за зиму мусор.

Сложнее обстоят дела с заброшенными могилами. А их здесь предостаточно. Ново-Осетинское кладбище было открыто ещё в 1949 году, и это видно по надписям на старых надгробиях. Не думаю, что человеком, захороненным здесь и забытым, закончился чей-то род или фамилия. Возможно, кто-то уехал навсегда за пределы республики, а может, даже и страны. А многие, вероятнее всего, не хотят, да и не помнят уже о давно похороненных родственниках. Так что ухаживать за этими захоронениями некому.

Осенью большое количество опадающих листьев застилает всё кладбище. Со временем они наслаиваются друг на друга, постепенно создавая целый пласт. В результате осадков они начинают гнить и источать неприятный запах.

И это проблема, которую надо как-то решать. Считаю, что не только администрация кладбища должна быть этим озабочена. Ведь ухаживают же волонтёры и представители различных общественных организаций за могилами неизвестных солдат. Почему мы с вами не можем этого сделать в отношении заброшенных могил? Около моих родителей есть несколько таких. Я ухаживаю за ними с не меньшей заботой, убираю опадающие листья, а весной сажаю цветы. Если бы каждый из нас проявлял сострадание и гуманизм и хотя бы чуть-чуть прибирался у таких могил, то администрации было бы легче следить за состоянием кладбища.

Но бывает хуже. Некоторые нерадивые посетители (иначе их не могу назвать), убирая могилы своих близких, мусор выкидывают в заброшенные, а потом с чувством выполненного долга перед памятью своих усопших родственников спокойно уходят домой. Причём делают это с завидным постоянством. И совесть их, по всей видимости, не мучает.

Почему бы администрации кладбища не повесить таблички с определёнными надписями, предусмотреть штраф или даже административное наказание? Существуют же вывески и предупредительные знаки в общественных местах, кинотеатрах, на вокзалах. Но ведь кладбище – это тоже общественное место. Причём не менее важное, чем клуб или спортивный комплекс. Невозможно же к каждому гражданину, посещающему кладбище, приставить надсмотрщика.
К тому же проливной дождь с градом, пронёсшийся в июне прошлого года во Владикавказе, прибавил работы. Много деревьев было повалено, некоторые вырваны с корнями. Падая, они повредили отдельные надгробия, искорёжили ограды. Администрация кладбища в течение нескольких месяцев производила спил и вывоз деревьев. Конечно же, и родственники, чьи близкие и родные здесь захоронены, своими силами приводили в порядок могилы.

К сожалению, повреждённые памятники и ограды на могилах-сиротах так и не дождались своей очереди. И с этим тоже надо что-то делать.
Одним из главных неудобств на кладбище является отсутствие крана с водопроводной водой. Лет десять назад напротив через дорогу было некое подобие крана, точнее это была тонкая труба, выходящая прямо из земли, откуда постоянно текла вода. Посетителям было удобно набирать воду, вытирать надгробия, поливать цветы, высаженные в цветниках.

Сейчас же воду приходится приносить с собой в больших бидонах, в пластмассовых бутылках. Это составляет определённые неудобства, если учесть, что люди не всегда приходят на кладбище прямо из дома. Многие приходят на несколько минут в свой рабочий перерыв, с цветами, зажигают свечи. А воды-то нет!
Не менее важно, на мой взгляд, состояние дорог. На Ново-Осетинском кладбище два больших входа. Один, центральный, с ровной заасфальтированной дорогой, по которой комфортно не только идти, но и передвигаться на автомобиле. Другой вход, хоть и пошире, но без дорожного покрытия. Некая смесь земли с гравием. По нему не то чтобы идти, ездить тяжело. Особенно это ощущается в дождливую погоду – грязь, слякоть. Без бахил не обойтись.

Впрочем, всё это меркнет по сравнению с дорогой, ведущей к кладбищу. В целом всё полотно дороги находится в хорошем состоянии, кроме участка примерно метров в 80 длиной. Прямо на повороте с улицы Пушкинской на улицу Кабардинскую начинается настоящий испытательный полигон для машин. Сплошь ухабы да колдобины. Пассажиры городского транспорта привыкли к подобной езде, а водители уже приспособились к манёврам на данном участке. Но как же это выглядит кощунственно, когда по этому отрезку проезжей части следует траурный кортеж. Поверьте, это страшно и больно, когда ты едешь в катафалке и видишь, как гроб с умершим и дорогим тебе человеком буквально подпрыгивает, а ты ничего не можешь сделать.

Неужели представители дорожных служб, чиновники, которые отвечают за состояние городских дорог, ни разу в жизни не проезжали по этой дороге. А если проезжали, почему им не пришла в голову здравая мысль заасфальтировать этот участок или произвести такой модный у дорожников вид работ, как ямочный ремонт? Это не так дорого, ведь речь не идёт о дорогостоящей плитке, обычное дорожное покрытие.

Кстати, не заасфальтированные дороги – это беда всех городских кладбищ. Восточные кладбища – ещё один тому пример. Кроме, конечно, центрального входа с хорошо заасфальтированной дорогой. А дальше, как на американских горках – извилистая дорога вверх, затем резкий спуск. И всё это на глинистой почве. В сухую погоду ещё можно более-менее нормально пройти. Хотя после проехавшего мимо автомобиля лучше подождать немного. Клубы пыли, оставленные после, не только затрудняют дыхание, но и покрывают одежду тонким слоем. А если погода дождливая или идёт мокрый снег, ноги буквально засасывает жижа грязи.

Но есть на Восточных кладбищах одно преимущество перед другими – кран с водопроводной водой, установленный на главной дороге. И это очень удобно для посетителей. А вот захоронения расположены как-то странно – хаотично. Извините за подобное сравнение, но мне они напоминают большую поляну с грибами, разбросанными по разным местам. Да, линии ровные, параллельные, но они резко обрываются и уже в другом месте начинаются новые. Между ними нет никакой связующей тропинки. В таком случае необходимо пронумеровать линии и выставить соответствующие знаки, чтобы человек мог легко найти место нужного ему захоронения.

Когда в своё время ушла из жизни моя тётя, через пару недель после похорон я решила посетить её могилу. Купила цветы, взяла свечу. Из трёх попыток – все три оказались неудачными. Я просто заблудилась среди разбросанных по разным местам линиям. Потом нашла себе ориентир – высотные синие корпуса одного из спиртовых заводов Владикавказа. Так до сих пор и держу курс на этот завод.

В этом плане лучше всех обстоит дело с Гизельским кладбищем. Это относительно «молодое» кладбища. Открытая местность, без единого деревца или кустарника. Всё кладбище видно, как на ладони. Хотя линии также не обозначены, но здесь хотя бы не заблудишься.

До недавних пор дороги внутри кладбища не были заасфальтированы.  В дождливую погоду даже бахилы не спасали. Впору было надевать резиновые сапоги или калоши. Пару лет назад кладбище было расширено и передвинуто бетонное ограждение. И уже на новом участке дороги были заасфальтированы. Это, безусловно, радует. Наконец-то администрация кладбища позаботилась и о посетителях. Теперь можно спокойно сюда приходить, не боясь завязнуть в грязи.
Удивляет, нет – поражает, другое. На заасфальтированном полотне дороги, примерно через каждые десять метров, установили «лежачие полицейские». Для чего и для кого, а ещё любопытнее – кто это придумал!? Чтобы траурная процессия не превысила скорость?  Но здесь же не авторалли устраивают, а провожают человека в последний путь.

Видимо, тот, кто это утвердил, беспокоится, что не все граждане понимают, где они находятся. А не лучше ли для этого перед входом на все кладбища всё-таки установить вывески и обозначить, что это есть кладбище? Я знаю лишь одни кладбища – Восточные, где таковая имеется. Подъезжая же или проезжая мимо остальных кладбищ, сразу и не поймёшь, куда ведут открытые врата – то ли на кладбище, то ли в никуда.

Есть ещё одна дилемма в отношении Гизельского кладбища. Ни одна маршрутка не едет в этом направлении. Чтобы добраться до кладбища, горожане доезжают до Гизельского круга, а оттуда идут пешком вдоль трассы. Ладно, молодые люди с лёгкостью бодрым шагом могут дойти. А что делать не очень молодым? Наступила весна, приближается Пасха – самое время приводить в порядок кладбища. Значит, приходится брать с собой различный инвентарь: веники, грабли, наконец, бидоны с водой. Не могу точно оценить в метрах расстояние до кладбища, но оно не близкое. 

Почему государственные мужи, сидящие в высоких креслах, до сих пор не позаботились об этом? Или они уверены, что все жители Владикавказа – состоятельные люди, имеющие автомобили? Конечно же, это большое упущение городских властей. И это при том, что напротив кладбища вырос большой, современный микрорайон со всей инфраструктурой, и жителям тоже надо как-то добираться до своих квартир.

Несомненно, на всех городских кладбищах есть вопросы, которые надо решать, и необходимо благоустраивать их. Благоустраивают же парки, скверы, места общественного пользования. А кладбища именно к ним и относятся. Нередко помощь в благоустройстве того или иного объекта оказывают меценаты, бизнесмены, вкладывают свои личные средства. Почему бы им ни обратить своё внимание и на кладбища? К примеру, профинансировать проведение воды, заасфальтировать дорожки. Это не менее благородное и важное дело, чем вложение денег в какой-либо другой проект на благо своего народа, города.

На самом деле, по тому, как выглядят кладбища, в каком состоянии они находятся, можно судить о нашем отношении и уважении к нашим ушедшим близким, родным.

Нужен ли нам крематорий?

Во Владикавказе, как, впрочем, и в других городах, кладбища переполнены. В связи с различными локальными войнами в соседних республиках и даже в республиках бывшего СССР население города увеличилось в разы. Это создаёт определённые трудности и в отношении кладбищ. В связи с этим возникает вопрос: а не пора ли нам построить крематорий?

Во многих городах России эта ритуальная услуга набирает популярность. К примеру, первые крематории в Московской области появились ещё в 70-х годах минувшего столетия, а сейчас они имеются более чем в пятнадцати городах нашей страны.

Крематорий – это целый комплекс услуг, который позволяет достойно проститься с умершим. Обычно они располагаются на территории кладбищ. Во Владикавказе много противников этой услуги. Население в большинстве придерживается веками сложившихся традиций погребения, по которым тело умершего должно быть предано земле.

Несколько лет назад уже вставал вопрос о строительстве крематория. В средствах массовой информации развернулась бурная дискуссия. Жители города, представители общественных организаций и разных конфессий рассуждали, нужен ли крематорий и какие положительные стороны он несёт.

Главная обеспокоенность, а может, и страх заключаются в том, что люди, независимо от того, какую религию они исповедуют, привыкли к традиционным проводам своих близких. Не буду углубляться в далёкую старину, но на протяжении всей своей жизни человек видит, как его родители, родственники совершают привычный для нас обряд погребения, посещают кладбища. Но ведь то же самое можно сделать и после кремации. Урну с прахом родного человека можно предать земле. 

Но есть одно обстоятельство, которое может остановить от принятия подобного решения. В большинстве своём человека пугает сам факт кремации. Если ещё представить себе поэтапно весь этот процесс, сердце сжимается от ужаса. Но, с другой стороны, предание земле также леденит душу. Просто не стоит, наверное, так натуралистично прокручивать всё это в голове, а беречь и без того израненную потерей близкого человека душу. 

В тех российских городах, где есть крематории, это некая бетонная стена с многочисленными ячейками. Над каждой из них установлены таблички с именами и датами, некоторые даже с эпитафиями. Родные и близкие усопших приходят сюда с цветами, зажигают свечи. Всё, как около обычных захоронений…

Города разрастаются, свободной земли становится всё меньше. И мы должны как-то решать этот вопрос. Может быть, со временем наше сознание привыкнет и к этой ритуальной услуге. Но для начала надо хотя бы попытаться к этому подготовиться.

Безусловно, одно должно оставаться неизменным: никто и ничто не вправе навязывать или заставлять человека делать выбор. Каждый волен сам решать, как проводить в последний путь близкого человека.

Справка «ТВ»: Постановлением АМС г. Владикавказа от 24.01.2017 г. №61 утверждены тарифы на отдельные виды услуг, оказываемые муниципальным предприятием Похоронного обслуживания: копка могилы под «склеп» – 7 286 руб.; копка могилы (вручную) – 5 961 руб.

Анжела ГЕВОРКЯНЦ
Фото автора

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Анжела Геворкянц
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Анжела ГеворкянцАнжела Геворкянц

Другие объявления Анжела Геворкянц

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x

Фильтр материалов по регионам

Теги

"За наш Владикавказ!" "Имя героя - школе" "Правда и справедливость" «Ossetia News» «Авторадио» «Адвентисты» «Аланика» «Алания Медиа » «Баптисты» «Беслан» «ВКонтакте» «Газпром-Медиа Радио» «Генеральная уборка» «Золотой ледоруб» «Золотой петушок» «Кавпроект» «Кадрик» «Качество дорог» «Книги» «Комфортная городская среда» «Медиа-Кавказ» «Национальный парк «Кисловодский»» «Невы» «Пæсæйы фæндон» «Пётр Захаров-Чеченец» «ПрофМедиа» «Пятидесятники» «Рейтинг» «Свидетели Иеговы» «Слово за словом» «Солдат» «Завещание» «Прощай» «Спутник» «Стальной ангел» «Фарн» «Фатима» «Хетагуровские чтения» «Художник Пётр Захаров» «Чеченской Мирей Матье» «Шёлковый путь» «Экспертно-аналитические системы» 100 книг 100-летие 15-й регион 18 апреля 20 24 апреля 24 прелюдии и фуги 25 лет 2-я Южно-Осетинская бригада 300-летие 34 метра в секунду 45 лет 70 лет 75 млн рублей 9 мая 95-летие со дня основания AIVAD Apple Music BBC Music Magazine CAMARAO MMA CUP 2016 Cartoon Network в HD-качестве http://dorogi-onf.ru человек выбирает город Instagram iTunes IT-компания IT-парк IT-проект IT-технологии LIZA GABARATI NEC NIRVANA Oc-media passive optical network SMS-спам terskievedomosti@yandex.ru. Universum Viber WhatsApp X Международный симпозиум XIV и XV Международных конкурсов имени П.И. Чайков А. Невзоров А.Н. Голенков Абречество Абхаз Черчесов аварии аварийное жильё автоаварии автобус Автозвук автостанция Агаев Агентство по развитию РСО-Алания аграрии Агузаров Агунда Плиева адат Аджария Азамат Гаглоев Азамат Короев Академия и стадион
Яндекс.Метрика
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Разработка сайта «Expasys»