Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru

Online Seslendirme

Profesyonel Seslendirme

Ses Bankası

Dublaj Seslendirme

Reklam Seslendirme

Tanıtım Filmi Seslendirme

Belgesel Seslendirme

Rusça Seslendirme

Online Seslendirme

Profesyonel Seslendirme

Ses Bankası

Dublaj Seslendirme

Reklam Seslendirme

Tanıtım Filmi Seslendirme

Belgesel Seslendirme

Rusça Seslendirme

Публикации

Вторая родина гения

В октябре текущего года верному сыну Кавказа, основоположнику осетинского литературного языка Коста Хетагурову исполняется 160 лет. Его творчеству посвящена статья народного поэта Карачаево-Черкесии Назира Хубиева.

 

 

Коста Хетагуров — классик литературы, рыцарь дружбы и братства народов, неповторимая гордость Кавказа, колоритная и яркая личность, великий сын и гениальный поэт осетинского народа. Родился Коста 15 октября 1859 года в горах Центрального Кавказа, в маленьком осетинском ауле Нар. Младенцу не было года, когда умерла его мать. Отец передал его своей родственнице Чендзе Хетагуровой, женщине золотой души и ласкового сердца. Отец будущего поэта Леван Елизбарович женился вторично, и у него родилась дочь Ольга. К этому времени отец вернул сына в свой дом. 

В те времена горцы были прижаты к диким скалам. Они страдали от безземелья и еле сводили концы с концами. Печальной судьбе своего многострадального народа Коста Хетагуров посвятил своё знаменитое стихотворение «Горе», которое стало народной песней, гимном осетинского народа.

Отставной поручик русской армии Леван Хетагуров через наместника Кавказа добился разрешения о выделении плодородной земли для постоянного жительства бедной части жителей Алагирского ущелья, и в 1870 году из Северной Осетии 149 семей на арбах отправились в сторону Кубани. Переселенцы обосновались у слияния бурной Кубани, голубой Теберды и ласковой Мары под горой Шуaна, где было основано селение Георгиевско-Осетинское Баталпашинского уезда Кубанской области. Основу осетинского селения в Карачае составили Хетагуровы, Абаевы, Цахиловы, Баскаевы, Айларовы и Чеховы. 

И 11-летнему Косте открылись ворота его второй родины — высокогорного Карачая, чьей эмблемой является белокрылый, двуглавый Эльбрус. В течение нескольких лет старшиной нового селения был сам Леван Хетагуров. Его обеспечили пенсией, дали 200 десятин земли, дети были определены на учёбу за казённый счёт. Коста с 1871 года по 1881 год учился в Ставропольской мужской гимназии, а Ольга — во Владикавказской женской гимназии. 

Любознательный юный горец живо интересовался русской классической литературой и изобразительным искусством. В 1877 году Коста в Ставропольской гимназии познакомился с будущим поэтом и художником, представителем карачаевского княжеского рода, гимназистом Исламом Крымшамхаловым. Буквально с первого дня знакомства и до конца своей жизни Коста был близким и верным другом Ислама. 

Коста каждый год проводил каникулы у своего отца в селении Георгиевско-Осетинском. Он любил ходить по горам, знакомился с жизнью и богатым народным творчеством карачаевцев, черкесов и других народов горного края. 

В 1880 году 16-летним юношей Ислам Крымшамхалов поступил на службу в Конвой русского царя и в течение четырёх лет жил в Петербурге. Коста Хетагуров в 1881 году стал студентом Петербургской академии художеств. Они оба сложились как личности именно в столице России. Там определились их демократические взгляды, укрепились гражданская позиция и творческие принципы. 

В 1883 году Хетагуров был исключён из академии художеств за то, что не сдал экзамены своевременно. Однако по его настоятельной просьбе его оставили вольнослушателем ещё на год. В 1885 году он приехал к своему отцу в Карачай, а в конце того же года переехал во Владикавказ. Здесь и стал выступать против усиливавшейся колонизаторской политики царизма и антинародной деятельности местной знати. Он открыто протестовал, когда закрыли единственное во всей Осетии женское училище, после чего, 10 июня 1891 года, сразу же последовала первая ссылка поэта в Карачай, где он стал конторщиком на серебросвинцовом руднике «Эльбрус» в верховьях Кубани.

В 1892 году в петербургском журнале «Север» была опубликована серия рисунков Коста Хетагурова «Виды Большого Кавказа и нарождающийся в Карачае горный промысел» с пояснительной заметкой. В Карачае же написал стихи, посвящённые горам и людям своей второй родины. Среди них особое место занимает стихотворение «Джук-тур». 

О дружбе трёх выдающихся людей: Коста Хетагурова, Ислама Крымшамхалова и художника Николая Ярошенко в своей книге «Поиски наследства» пишет Леонид Бехтерев: 

«…В Теберде художник дружил с семьей Крымшамхаловых. Ислам Пашаевич Крымшамхалов — основоположник карачаевской литературы, один из выдающихся представителей своего народа. Его перу принадлежат переводы басен Крылова, он любил музыку, живопись. Как-то Ярошенко увидел один из пейзажей Крымшамхалова и заинтересовался. С годами дружба крепла и росла. В доме Крымшамхаловых одна из комнат была постоянно отведена Николаю Александровичу Ярошенко, другая — Коста Хетагурову». 

Дружба этих трёх выдающихся людей была долгой, Ислам и Ярошенко часто вместе ходили на этюды. Иногда их сопровождал и Хетагуров. Все трое любили ловить форель в Карасуу. Пешком и на лошадях Ярошенко и Крымшамхалов через Бермамыт поднимались на Бичесынское плато к пастухам, потом спускались в аул Хурзук, направлялись в Карт-Джурт. Бывал Ярошенко со своими карачаевскими друзьями и в Архызе. Здесь его принимали как большого друга и дорогого гостя. 

В один из приездов художнику сделали традиционный карачаевский подарок — коня с седлом. На этой грациозной лошадке по кличке Кунак он изъездил немало горных троп. Большая дружба, связывавшая единомышленников, нашла своё отражение в хрестоматийном стихотворении Коста, посвящённом Исламу, где есть такие строки: «Мне нравится, мой друг, что ты глядишь пытливо / И тщетно разгадать пытаешься меня, / Когда я говорю тебе полушутливо, / Что я устал любить, устал страдать любя».

К. Хетагуров прекрасно знал историю, географию, культуру и быт горских народов, особенно карачаевцев, среди которых прошли его детство, юность и зрелые годы. Известный кавказовед-этнограф, доктор исторических наук Борис Калоев в своей книге «Вторая родина Коста» пишет: «Критикуя составителя «Географии России», Коста определяет территорию расселения многих народов Кавказа, их этнический состав: «В верховьях Кубани, — пишет он, — живут карачаевцы; ниже от них вперемежку ногайцы, абазины и 2–3 аула кабардинцев (черкесов — Б.К.). На севере от Эльбруса живут балкарцы, родственные карачаевцам. На северо-востоке опять кабардинцы». И — далее: «Коста выступает против варварских методов поисков и разработок горнопромышленниками природных богатств Кавказа, в частности, в Карачае (общ-во «Эльбрус») и Осетии (Садонское и Урухское месторождения), указывая на то, как горнопромышленники обманными путями за бесценок скупают земли у горцев, разрушают их проезжие дороги, истребляют леса, жестоко эксплуатируют рабочих». 

Вспоминается и его фельетон «Тартарен», опубликованный 5 мая 1901 года в газете «Северный Кавказ». В нём К. Хетагуров высмеял очерк А.Н. Дьячкова-Тарасова «В горах Большого и Малого Карачая». Поэт обрушился на автора клеветы: «Карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению. Если свой уроженец Кавказа пишет такую галиматью и клевету, то какими глазами на туземцев Кавказа должен смотреть москвич, немец и всякий чужеземец? Стыдно мне за вас, господин Тартарен, стыдно!» 

Внимание Коста в Карачае было обращено также на обучение детей в школах министерства народного просвещения, содержащихся за счёт населения. Он с большой охотой отзывается о сравнительно высоком уровне жизни карачаевских учителей: «Учителя этих школ получают 600 руб. (50 руб. в месяц) с квартирой, прислугой, отоплением и освещением». 

Как рассказывал мне один из современников Коста Хетагурова, 111-летний житель аула Каменномост Карачаевского района Карачаево-Черкесии Сеит-Умар Герюгов, Коста Леванович владел карачаевским языком и говорил на нём свободно, когда приезжал в аул Каменномост на свадебные торжества и похороны. Осетинский поэт был желанным гостем карачаевских аулов. Он посещал скотников, чабанов и табунщиков, живущих на высокогорных пастбищах, изучал их жизнь, посвящал им свои произведения. В этом плане очень интересно стихотворение Коста Хетагурова «Ночлег», в котором до мельчайших деталей описывается быт карачаевских скотоводов на коше.

Хетагуров бывал во всех ущельях Карачая, но особенно его покоряло Тебердинское, где Исламом Крымшамхаловым был основан курортный посёлок Теберда. Там, рядом с озером Кара-Кёль, стоял бревенчатый дом в коронованном солнцем краю, где поэт находил уют и вдохновение. Там сестра Ислама подарила другу своего брата башлык, черкеску, бурку собственного производства. Коста очень любил ходить в них и фотографироваться. 

Среди произведений классика литературы, посвящённых Карачаю, особое место занимает картина «Долина Теберда», где щедро раскрылся высокий дар самобытного художника. Здесь перед нами встаёт одухотворённая величественная природа Домбая, передаётся любовь автора к горам его второй родины. Не менее интересны картины «Природный мост», «Виды Большого Карачая». В них мы узнаём течения бурной Кубани у аулов Каменномост и Карт-Джурт. 

Ещё одним свидетельством дружбы К. Хетагурова и И. Крымшамхалова является письмо поэта, адресованное Крымшамхалову: «Дорогой Ислам! Устрой возможно лучше моего земляка доктора Газданова. Докажи ему, что наша Теберда лучший курорт в мире. Как теперь твоё здоровье? Привет семье! Твой Коста». Оригинал этого письма хранится в Северной Осетии в музее Коста Хетагурова, а копия — в городе Теберде, в музее Ислама Крымшамхалова. 

В самые трудные времена Коста Хетагуров всегда тянулся к своему отцовскому дому в селении Георгиевско-Осетинском. В 1903 году больной поэт приехал из Владикавказа и провёл свои последние годы на второй родине. За ним ухаживала сестра Ольга Кайтмазова. Сельчане не обделяли их вниманием и оказывали всяческую помощь. Карачаевские друзья окружали Коста вниманием и заботой. Среди них были Ислам Крымшамхалов и известный карачаевский поэт и просветитель Ислам Акбаев. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PAGE  

 

 

PAGE  3

 

 

 

 

РегионыЧеркесск и Карачаево-Черкесия
Print
Автор статьи: Тамерлан ТЕХОВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Страницы историиКоличество просмотров: 150

Теги:

Тамерлан ТЕХОВАдминистратор

Другие объявления Тамерлан ТЕХОВ

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Ноябрь 2019»
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2019
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»