Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Экскурс в Чеченский театр

Я никогда не думала, что буду жить в Грозном, дружить с чеченцами, интересоваться их культурой. На всё воля Всевышнего, как здесь говорят.

Чеченский народ — это нация с богатой духовной культурой, национальным наследием. Меня буквально заворожила чеченская культура, появилась потребность впитывать и впитывать в себя новую информацию. За три года проживания в Грозном сложился в сознании некий силуэт-образ. Силуэт создаётся по-разному. Лёгким штрихом, чёрной линией на белом. Можно обвести тень на стене. Вижу его среди чеченской художественной литературы, вещей, интерьеров, зданий. Изучая истоки, историю национального театрального чеченского искусства, возникает ощущение интеллектуального комфорта. Ностальгируя по художественной жизни блистательного Санкт-Петербурга, понимаешь, что местный чеченский театр вобрал, впитал в себя энергетику, эмоции у ленинградских (петербургских) коллег. Нужно немного вернуться назад, и совершить некий экскурс в историю.

Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова был открыт 1 мая 1931 года, хотя работать он начал ещё в 20-е годы XX века в качестве драматического кружка. С его становлением связано начало творческой деятельности первых чеченских драматургов: Саида Бадуева, Арби Мамакаева, Билала Саидова, Халида Ошаева.

Одна из первых постановок театра — спектакль «Красная крепость». В его создании принимали участие театральные деятели Москвы, Ленинграда, Тбилиси. Именно

поэтому уже в 30-е годы на сцене театра ставились всемирно известные сочинения Мольера, Шиллера, Гоголя на чеченском языке. В годы Великой Отечественной войны труппа театра так же, как и театра имени М.Ю. Лермонтова, выступала в тылу и в госпиталях. В 1944 году деятельность театра была прервана из-за депортации чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию.

После реабилитации и возвращения чеченцев на родину, в 1957 году, театр был восстановлен. В 60-е годы труппа пополнилась молодыми, талантливыми актёрами, выпускниками ГИТИСа. Говоря о театре им. Н. Нурадилова, надо вспомнить замечательного, талантливого человека, каким был Мималт Солцаев. Будучи студентом, он души не чаял в своём великом педагоге Г. Товстоногове, и с упоением слушал лекции великого мастера по режиссуре.

Солцаев был режиссёром, который великолепно создавал спектакли по мотивам зарубежной классики. Его постановки — чудесное воплощение ожившей живописи, которая вселяет надежду, что новый Ренессанс не за горами. Произведения Шекспира, Корнеля, Лопе де Веги были блистательно поставлены им на сцене театра им. Н. Нурадилова.

Вместе с Мималтом Солцаевым ушла целая эпоха необычных и ярких спектаклей, стимулирующих зрителя на свершение добрых и справедливых поступков. Он всегда следовал заветам Товстоногова: «Театр — не праздник, а тяжёлый труд. Но если вы верите в идеал, то скрупулезная работа приведёт вас к цели».

Обязательно надо вспомнить очень талантливого человека — Руслана Хакишева. В июле 2018 года он отметил своё 80-летие.

В 1967 году он прибыл в театр в качестве режиссёра. Этот талантливый режиссёр поставил на сцене Чеченского драматического театра пьесу Ф.Г. Лорки «Кровавая свадьба», которая имела огромный успех у зрителей и выдержала не один театральный сезон. Режиссёрский дар Руслана Хакишева необычайно глубок. Фантазия гармонирует с интеллектом, темперамент обуздан логикой, изобретательность послушна волевому напору, без колебаний отвергающему любые выдумки, даже и соблазнительные, но посторонние, уводящие от намеченной цели. Такая сосредоточенная энергия связана пристрастием к решениям крайним, предельным, к остроте и нервной напряжённости очертаний спектакля. Он учитывает смелые эксперименты своих коллег, берёт на заметку, но, если уж использует в собственных постановках, то всегда в оригинально интерпретированном, насыщенном совсем другим смыслом, одновременно и в

упрощённом, и в переиначенном до неузнаваемости виде. Режиссёр считает, что каждую театральную постановку необходимо доводить до совершенства — выстрадать, пережить, пропустить через себя. Сегодня у Руслана Хакишева масса идей, задумок и планов. Он востребован, и не боится конкуренции со стороны молодёжи.

Современный чеченский театр удивительно хранит свои ценности; спектакль уходит, но не умирает, он растворяется в атмосфере театрального мира, создавая её чистый силуэт, составляя рабочий опыт, превращаясь в источник поэзии столь нужных ему легенд, преданий. Например, блистательный спектакль на основе пьесы знаменитого драматурга Мусы Ахмадова «Выше гор» вызывает у зрителей чувства потрясения, исцеляет человека изнутри, показывает всю ценность национальных традиций, посылает импульс на исправления своей жизни.

Театр им. Х. Нурадилова продолжает следовать заветам Станиславского, который разработал специальные приёмы, помогающие актёру вжиться в роль, «проникнуть» в душу героя. Особое значение Станиславский придавал воспитанию актёра, который должен обладать особой этикой, знать, для чего выходит на сцену, что хочет сказать зрителям. «Роль актёра не кончается с опусканием занавеса — он обязан и в жизни быть искателем и проводником прекрасного», — писал режиссёр.

Анна БУЛАХ

РегионыГрозный и Чечня
Print
Автор статьи: Анна БУЛАХ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ТворчествоКоличество просмотров: 151

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2018
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»