Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Народный праздник

Каждый год во второе воскресенье июля в окрестностях рощи Хетага (осет. — Хетæджы къох) жители Северной и Южной Осетии празднуют священный день Хетага.

                                                                                                         

Эта роща, почитаемая осетинами как святое место, расположена в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ–Алагир. Этот самый массовый, поистине народный праздник — есть символ добровольного выбора предками осетин мирового христианского учения. Существует три версии о появлении легенды. О них писали историки Заур Дзуцев и Артур Коцоев, а также писатель-публицист Хазби Цгоев.

 Первое предание гласит, что в давние времена аланы группами селились на территории современной Кабарды и на Кубани. На берегу реки Большой Зеленчук, притока Кубани, жил князь Инал (по одной версии кабардинец, по другой — алан). У него было три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Когда в Кабарде усилились позиции ислама, и древняя христианская церковь Зеленчукского округа после оползня ушла в озеро, Хетаг продолжал хранить свою веру в христианство. 

За это от него отвернулись даже родные, не считали его больше своим. И тогда он отправился в Осетию. Враги решили настичь его в дороге и убить за то, что тот не хотел принять их веры. Хетаг был на пути в Куртатинское ущелье, когда недалеко от того места, где сейчас находится селение Суадаг, враги догнали его. Из леса, покрывающего склоны близлежащих гор, Хетаг услышал крик: «Хетаг! В лес! В лес!» И ответил настигаемый врагами Хетаг своему доброжелателю: «Хетаг уже не доберётся до леса, но лес доберётся до Хетага!» И тут масса леса поднялась со склона горы и перенеслась к месту, где был Хетаг, укрыв его в своей чаще. Преследователи, испуганные такими чудесами, бросились бежать. Так появилась роща Хетага или Святилище Круглого леса (Тымбылхъаеды дзуар). А на склоне горы, откуда поднялся лес, по сей день растёт только трава. 

Другая версия, воспетая Коста Хетагуровым, который, кстати, называл себя потомком Святого Хетага. Якобы Святой Хетаг является прародителем фамилии Хетагуровых и Коста не кто иной, как его потомок в десятом поколении. Выдержки из этнографического очерка К.Л. Хетагурова «Особа» (1894 г.): «Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней — Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию». 

Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами в Куртатинской долине. Эта «куща Хетага», как гласит народное предание, по зову Хетага выделилась от леса и укрыла его от преследования шайки кабардинских разбойников. Несмотря, однако, на такую легендарность личности Хетага, потомки его поимённо перечисляют всех членов идущих от него поколений. 

По третьей версии Святого Хетага отождествляют со Святым Георгием, римским полководцем, который был по своему происхождению потомком древнего хеттского народа. Имя Хетаг — якобы расшифровывается, как Георгий из страны хеттов. Осетины в этот праздник ныне молятся так: «Да поможет нам Святой Георгий, как он помог Хетагу!»

Память о великом герое Хетага стала символом истинной веры осетинского народа. Именно поэтому её издавна принято передавать от отца к сыну, дабы память о великом герое жила вечно. К тому же, роща Хетага стала местом для паломничества, куда съезжаются верующие со всей Осетии. Люди верят в то, что святой Уастырджи даже сегодня оберегает покой в этом лесу. Поэтому все паломники чтят те обычаи и законы, что хранит роща Хетага.

 Легенда гласит, что главным правилом является целостность всего массива. То есть, в лесу нельзя ничего ломать, а уж тем более выносить за его пределы: будь то сухая ветка или маленький желудь. Также долгое время роща Хетага была закрыта для женщин. Однако во время Второй мировой войны опечаленные жёны пришли сюда, дабы просить святого Георгия о защите. С тех пор закон смягчился к ним. Теперь они могут приходить сюда во время праздников, дабы отблагодарить Уастырджи за его покровительство. 

Что же представляет собой Роща Хетага в действительности? Даже без легенд это место отличается особым шармом, присущим только ему. Руководства Северной Осетии и МОД «Высший совет осетин» сделали всё возможное, чтобы преобразить святыню, не нарушая её покоя. Так, вековые ясени и буки гармонично сочетаются с каменными столами для священных трапез, а небольшие скамейки, расставленные вдоль тропинок, только украшают местный пейзаж. И хотя территория рощи не входит в число заповедных зон Северной Осетии, люди со всем почтением относятся к ней. Здесь нет места браконьерству, вандализму и прочему бесчинству, что только подтверждает то, насколько духовным может быть осетинский народ.

 

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Тенгиз ДОГУЗОВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Тема номера, Дата, ОбществоКоличество просмотров: 939

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»