Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Осетины глазами русских и иностранных путешественников

П. Вышеславцев, российский экономист (1847 год):

«Если бы осетины были слишком преданы интересам и заботам материальным, вынужденные природой заботиться вечно об одном земном, то этим бы несколько объяснилась малая забота их о духовном. Но, напротив, никто меньше их не думает о завтрашнем дне, никто меньше не занят хозяйством и работою. Природа Швеции и Северной Шотландии сурова не меньше природы гор Кавказа, но народ этих двух государств деятелен, трудолюбив, честен и достаточен, и потому и мы можем со временем надеяться видеть осетин народом богатым и трудолюбивым...

Не отрицая влияния в некоторых отношениях окружающей природы на человека, заметим, что влияние это обнаруживается во многих случаях и между осетинами. Так, например, в Осетии и у многих других горских племён нет разделения народа на классы и звания, у них все равны, все независимы. При таком состоянии народа трудно утвердиться в горах власти одного лица или немногих так же, как трудно составиться одному большому владению…».

 

Таким образом, до 35 000 осетин без всякого кровопролития подчинились русской власти и закону. Вообще осетины выказывали большую склонность к спокойному и мирному образу жизни».


К. Ган, немецкий педагог и естествоиспытатель (1888 год):

«…Надо полагать, что осетины весьма храбрый и мужественный народ, судя по тому количеству Георгиевских кавалеров, которые попадаются чуть ли не в каждой осетинской деревне. В недавнем историческом прошлом осетины, как и другие горцы, славились своими набегами на Грузию, своими отважными джигитами и своими быстрыми конями. Без преувеличения можно сказать, что каждый осетин был воином и вот, может быть, где заключается разгадка той сравнительной праздности мужчин и постоянной работы женщин. Но, во всяком случае, осетинская женщина не так порабощена, как у других горцев, например, у лезгин, где женщина стоит на степени вьючного скота: будучи ещё ребёнком, я часто имел случай видеть, как здоровенные мужичища-лезгины садились на спины своих несчастных старухообразных жён, заставляя их переносить себя чрез реку в соседний аул. Осетинки, за исключением невест, не прячутся при виде постороннего мужчины».   

Н. Иванов, российский путешественник (1895 год):

«Охота у осетин не имеет того спортивного характера, который наблюдается, например, у русских. Нельзя назвать осетинскую охоту и промыслом. Это, скорее, какое-то священнодействие. Осетинская охота неизбежно соединяется с именем мифического божества, известного всем охотникам-осетинам под именем «Афсати». Он считается покровителем диких животных, в особенности оленей, туров, коз, кабанов и др. Жизнь и смерть этих животных находится в полном распоряжении Афсати. Никакое существо не может без ведома Афсати похитить даже волос какого-нибудь животного...

Осетины предпочитают охотиться партиями. Вздумав отправиться на охоту, осетин обходит знакомых охотников, предлагая им составить общество. Прибыв в лес, где предполагается охота, осетины делают привал, избирают из своей среды караульного, на обязанности которого лежит охранение места привала и вещей, оставляемых там, а также прислуживание охотникам. С этого времени осетины-охотники, по их убеждению, вступают в область владычества Афсати и в разговоре должны употреблять исключительно охотничий язык.

 

Е. Зичи, венгерский путешественник (1896 год):

«…Но христиане ли осетины или магометане, их религия полна пережитков древнего религиозного культа. Они ходят, правда, в церковь, но отправляются и к дзуарам и приносят им в жертву животных. Дзуар — священное место. Христианские миссионеры использовали вначале как раз эти места в качестве храмов и этим гораздо быстрее склонили жителей к христианской религии…

Осетин — хороший земледелец; он сеет на равнине кукурузу, пшеницу, просо, а в горах — ячмень, овёс, рожь. Они торгуют лесом и являются искусными скульпторами по дереву; среди них встречаются кузнецы и слесари… У нас имеются также данные о способах их рыболовства, согласно которому они ловят рыбу на крючок из железной проволоки, привязанной к длинному конскому волосу, укреплённому на жерди. Суеверие требует, чтобы для каждой рыбной ловли употребляли новую жердь…».

 

А. Краснов, российский профессор (1898 год):

«Осетины, один из немногих народов Кавказа, не только способный к быстрому восприятию культуры, но и делающий на этом поприще большие успехи. Они обещают сделаться для Кавказа тем, что швейцарцы для Альп… Если есть народ, который русская администрация могла бы сделать русскими горцами, то это, бесспорно, осетины... Осетины жаждут образования, они охотно открывают школы, посылают туда детей, изучают русский язык, и население уже им владеет. Они в своём земледелии усвоили усовершенствование машины. На месте горских саклей и жалких малороссийских мазанок в плоскостной Осетии вырастают оригинальной архитектуры прочные постройки, которым позавидует любой гражданин и какие во сне не снились никому из богатых крестьян средней России».

 

Г. Гофман, немецкий писатель (1982 год):

«Во время праздника я загляделся на шкуру медведя, висевшую на стене. Хозяин дома заметил это и, решив, что она мне понравилась, встал, подошёл к стене, снял шкуру и преподнес её мне, сказав, что дарит её. Мне было неудобно принимать этот подарок, однако хозяин настоял на своём. Работник Обкома компартии, сопровождавший меня, пояснил ему, что издревле в Осетии существует обычай: всё, что понравится гостю, хозяин обязан подарить ему. Отказ от подарка — большая обида для хозяина дома. 

В последний день своего пребывания в Осетии я присутствовал на пиру. Вспоминаю такой эпизод: я сидел между двух стариков, не подозревая, что они — отец и сын. Я удивился, когда узнал, что отцу 112 лет, а сыну — 90. На вид я дал бы им 60–70 лет: весёлые, энергичные, с мудрыми речами. Я удивился ещё больше, когда отец сказал мне, что его отцу 132 года, и он сожалел, что тот не приехал с ними, объяснив его отсутствие тем, что тот стал лениться сесть на коня. 

А о себе рассказал следующее: с детства он был смелым парнем, хорошим наездником. Его имя было известно всем в округе. В 1867 году император Александр послал его в Париж на первую всемирную выставку, где он должен был показать удаль наездника. Этот случай для него самый памятный в жизни.

В Германии было бы сенсацией, если бы кто-нибудь прожил 100 лет. Я спросил старика, в чём секрет его долголетия. Старик улыбнулся, налил стакан вина и, подняв его, ответил, что он знал норму вина и пищи, и посоветовал мне учесть это, если я хочу прожить много лет. По словам старика, он ещё и сейчас пасёт скот, и свежий воздух способствует здоровью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PAGE  

 

 

PAGE  1

 

 

 

 

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Администратор
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Портрет, Общество, Страницы историиКоличество просмотров: 125

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2019
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»