Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Проблемы бизнеса решаемы

При советской плановой экономике каждое предприятие имело свой государственный заказ, вплоть до художественных мастерских. К примеру, заказало государство пошить швейной фабрике тысячу пальто определённого фасона и расцветки, вот она и строчит. А уж будет ли изделие продаваться, как говорится, дело десятое.

 

Деньги за выпущенную продукцию в указанном объёме предприятие получит. Рыночная стихия снесла все налаженные связи и предложила вместо планового распределения новый инструмент участия заводов, фабрик и иных организаций в развитии государственного сектора экономики: государственные закупки, согласно федеральному законодательству, проводятся на основании тендеров — конкурентного отбора заявок.  Как это делается? Предполагается, что выигрывают торги те, кому удалось найти и соблюсти баланс цена-качество. И место прописки организации, треста, фирмы роли не играет. Но, понятное дело, что не только из патриотических, а прежде всего из экономических соображений хотелось бы, чтобы деньги никуда «не уезжали», а оставались в республике. 

Что этому мешает — пытались понять чиновники, предприниматели, руководители надзорных ведомств и общественных организаций в рамках заседания круглого стола, посвящённого вопросам взаимодействия между местными производителями товаров и услуг с представителями государственных и муниципальных заказчиков, который состоялся в понедельник под председательством Таймураза Тускаева. И не просто понять, об этом уже достаточно говорили на разных площадках, а структурировать и, главное, наметить способы решения  проблем, препятствующих попаданию малого и среднего бизнеса в сакральную, по мнению одного из его представителей, касту, которая раньше была закрытой и непрозрачной.

 Теперь времена вроде бы поменялись, списки «избранных» рассекретились, условия конкурсов обнародованы на соответствующих сайтах, но «зелёной улицы» для местных предпринимателей всё равно не получилось. «Никогда не укладывался в цены, поэтому и не участвую», — выразил свою позицию руководитель ООО «МолПродукт» Алан Абаев и намекнул, что если хотите качественного молочного продукта для социальных учреждений, то надо раскошелиться. 

Но вот раскошелиться как раз никто не спешит: лишних денег в республиканском бюджете уж точно нет. Тускаев призвал добиваться снижения себестоимости и увеличения качества, ссылаясь на то, что законы рынка искусственно игнорировать не получится. Также напомнил, что инструменты поддержки предпринимательских структур существуют, но важно определить, какие сферы реального сектора экономики представляют интерес для бизнеса. На них и делать основной акцент, используя не только поддержку в виде 40% федеральных средств на реализацию инвестпроекта по программам Минкавказа, но и, возможно, создавая венчурные фонды, т.к. далеко не все предприниматели могут привлекать заёмные средства. 

По информации руководителя Управления РСО-А по проведению закупок для государственных нужд Алана Салбиева, в прошлом году проведено 2635 конкурсных процедур, по итогам которых заключены контракты на общую сумму 8 млрд 750 млн рублей. Особые успехи местных товаро- и услугопроизводителей — в организации детского отдыха, в поставке медицинских препаратов, продуктов питания для бюджетных организаций, закупках ГСМ для органов исполнительной власти и муниципалитетов. Но вот что касается реализации научно-исследовательских проектов, то тут активность бизнеса заметно снижается. Вероятно, никто не хочет вкладывать средства на долгосрочную перспективу. 

Конечно, госзакупки — это не стопроцентная подушка безопасности для развития бизнеса. Но никто же не будет отрицать, что гарантированный заказ надёжнее, чем всевозможные маркетинговые ходы, на которые должен изловчиться предприниматель, чтобы его продукция была ликвидной. А нередко получается так, что некая организация вне республики выигрывает крупный лот, дробит его и сдаёт по частям субподрядчикам... из Северной Осетии. Механизм очень схожий с субарендой земельных участков. 

Что делать? По закону всё чисто, как и с приходом на территорию субъекта крупных федеральных торговых сетей. Вряд ли здесь будет уместно упоминание о патриотических чувствах потребителей, ведь за товар или услугу каждый голосует рублём из своего собственного кармана. Хотя названия отдельных организаций, как пример патриотически настроенных заказчиков, звучали на круглом столе. Но это отдельные случаи, а не экономическая тенденция. И здесь большим подспорьем, особенно в сельском хозяйстве, т.к. в этой сфере уже начали работать эффективные программы федерального масштаба, может стать кооперация. В промышленности с этим сложнее, но пути взаимовыгодных решений тоже можно найти. 

Кооперация даёт возможность нарастить объёмы производства, а значит, снизить себестоимость товара. Следующий механизм — усиление деятельности и принципиальной позиции надзорных органов. Безусловно, тот, кто не платит за коммунальные ресурсы, в выигрыше по цене по сравнению с честным производственником. Кстати, руководитель УФАС РФ по РСО-А Роман Плиев отметил, что сейчас идёт либерализация системы закупок, а значит, у местного бизнеса шансы возрастают. Что касается экспансии крупных торговых сетей, порой даже агрессивной, то она не может не влиять на развитие экономики субъекта, и если условия соглашения соблюдены, то тут предъявить нечего. Но проблема есть, и она характерна для многих российских регионов. Следовательно, её надо решать на законодательном уровне. 

Существенно продвинуться в госзакупках республиканским бизнесменам поможет информационная поддержка, как один из видов комплексных мероприятий со стороны властных структур, считает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РСО-А Тимур Медоев. По его мнению, сайт госзакупок неудобен, а посему полезно было бы ввести в эксплуатацию постоянно действующий информационно-аналитический ресурс, который бы превентивно указывал на плановое строительство закупки, и разработать и утвердить реестр производителей продукции на территории республики. Значительную роль в увеличении числа местных предпринимателей, участвующих в господрядах, должен сыграть и общественный контроль. 

Исходя из дискуссий, разгоревшихся за круглым столом, проблем в данной сфере много, и они известны. Более того, они решаемы, хотя, на первый взгляд, выиграть тендер при наличии крупных рыночных игроков, которые, имея солидные производственные мощности, могут при необходимости себе позволить и демпинг, сложно. Парадокс, но бывает и наоборот, лот «забирает» фирма, не имеющая ни гроша «за душой».  Но, как сказал Таймураз Тускаев, удалось же побороть в республике кредиторскую задолженность, которая ещё года три назад была привычным явлением в отношениях чиновник — производственник. Вообще, в этом вопросе многое зависит от личности руководителя. Если тот позволяет себе экономический волюнтаризм, то неизменно последует и финансовый хаос. 

В итоге было отмечено, что все предложения и дополнения будут тщательно изучены в Министерстве экономического развития республики, разработан комплекс эффективных мер для поддержки местного бизнеса. Договорились встречаться регулярно в том же составе, чтобы убедиться, что слова не остались только на бумаге. 

 

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Тамара БУНТУРИ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ОбществоКоличество просмотров: 81

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2019
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»