Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Секты как угроза безопасности РЮО

Последняя четверть века коренным образом изменила уклад жизни постсоветского общества, привнеся в него неведомые ранее возможности и, наоборот, ограничения. В то же время, рухнул главный идеологический стержень большой страны под названием Советский Союз, скреплявший её в монолитное целое. Так, во всяком случае, казалось до поры до времени. Монолит рассыпался, а что заняло образовавшиеся пустоты?

Возвращение былых позиций

В первую очередь, былые позиции в мировоззрении людей стали возвращать себе традиционные религиозные конфессии. Это и неудивительно. Достаточно вспомнить, что до установления советской власти в России она была преимущественно православной страной. В некоторых областях имели значительное распространение также ислам, буддизм и иудаизм.

Все вышеперечисленные религии стали быстро навёрстывать позиции, утраченные в годы практически воинствующего государственного атеизма. На руку им играло положение, сложившееся в государствах, возникших в результате распада СССР. Практически повсеместная экономическая разруха, развал хозяйственных связей и утрата большинством людей внятных ориентиров и в принципе ощущения стабильного развития – семена призывов возврата к традиционным религиозным ценностям падали в благодатную почву.

По мнению теологов, религия – стержень всей человеческой культуры, поскольку облагораживает нравы, наделяет людей совестью, раскрывает смысл человеческого бытия. В религиозных убеждениях человек находит утешение в жизненно-бытовых неурядицах, осознаёт конечную цель существования.

Далеко не случайно большинство традиционных религиозных вероучений тесным образом взаимодействуют не просто с общественными элементами, но и с государственной системой в целом. Можно сказать, что государство и господствующие в нём религиозные структуры образуют единое целое. Отсюда понятен антагонизм первых большевиков, взявших власть в 1917-м, и религиозных учений. Коммунистическая идеология, по их представлениям, должна была занять в умах людей место других религий. То есть стать религией сама со всеми соответствующими атрибутами.

А что же секты?

Совсем другая ситуация складывается там, где завоевать умы и сердца людей пытаются осколки традиционных религиозных конфессий, в просторечии именуемые сектами. Если, к примеру, оценивать христианство, то оно изначально было единого ортодоксального, то есть православного направления. Единство это подкреплялось в древности несколькими Вселенскими соборами, участники которых уточняли и утверждали основные церковные догматы. Но постепенно накапливались противоречия с «западной» его частью, негласным главой которой объявил себя епископ Рима. Заглянув в историю, вы сможете узнать, что в итоге эти расхождения привели к взаимной анафеме римского епископа («папы») и Константинопольского патриарха. Случилось это в 1054 году, и именно эта дата стала официальной точкой отсчёта раскола христианства на восточное (православие) и западное (католицизм).

Раскольническая деятельность постоянно пополнялась в числе проповедниками различных «учений», которые объявлялись единственно верными и сумели заронить сомнение в неокрепшие души. А ещё можно вспомнить о Реформации – движении под лозунгами обновления господствовавшей в Западной Европе католической церкви. С тех времён берут начало и многочисленные протестантские вероучения, в их числе лютеранство и кальвинизм, а также их производные. Дальнейшее можно представить уже практически в виде беспрерывного деления и почкования всё новых и новых учений и сект, которые чисто символически имели отношение к «родительским» конфессиям в качестве их производных. Отметим, что многие исследователи считают их псевдохристианскими.

Продолжилось это и в новые времена, в XVIII-XIX веках. Именно тогда на арену вышли такие ныне довольно распространённые секты, как «Свидетели Иеговы» и «Христиане веры Евангельской» (пятидесятники).

О принципах

Вышеуказанные секты объединяют общие характеристики – сопротивление некоторым основным принципам государственного и общественного устройства; тоталитарность по сути, то есть полное вовлечение участника в жизнь секты и подчинение ей; настойчивая пропаганда учения.

Свидетели Иеговы (в просторечии зачастую – «иеговисты»), например, не приемлют службу в армии и, что очень важно, переливание крови и приём человеком любых её компонентов. С армейской службой, думается, всё понятно. Можно цитировать высказывания про пацифистские устремления, любовь к ближним и прочее. Но вот с кровью всё гораздо серьёзнее. Множество примеров, когда люди умирают от неполучения квалифицированной медицинской помощи (причём, вроде бы, «добровольно»!), говорят сами за себя. Руководители секты не допускают в таком запрете для адептов учения никаких исключений, даже если речь идёт о спасении жизни человека (в отличие от некоторых других запретов, когда допускается обман для спасения жизни человека и приём наркотиков в медицинских целях. Более того, последователям зачастую настойчиво рекомендуют заранее заполнить и всегда носить с собой специальное заявление с отказом от переливания крови.

А ещё упомянем такие принципы учения, как отвергание государственных символов, национальных и религиозных праздников, празднования дней рождения, полное устранение от участия в общественно-политической жизни государства. Недопустимым является и поздравлять других людей, в том числе других убеждений, с этими событиями, покупать и дарить подарки и сувениры. Многие исследователи отмечают, что свидетелям Иеговы не рекомендуется получать высшее образование, потому что это мешает служить Иегове. Кроме того, не поощряется установление тесных дружеских и личных взаимоотношений с людьми других вероисповеданий. Разговоры на религиозные темы свидетелей Иеговы с людьми других убеждений допускаются и поощряются только при наличии перспективы убедить последних в истинности учения и обратить в веру свидетелей Иеговы.

В качестве дополнительного штриха к общей картине можно добавить то, что на протяжении только XX века последователям несколько раз объявлялась точная дата «конца света». Предыдущий раз это был 1975 год. Ввиду неоднократного конфуза дату называть перестали, но адепты секты живут в ожидании скорого и неминуемого конца мира. И настойчиво внушают эти мысли другим, назойливо пропагандируя своё учение на улицах городов.

Близким по некоторым параметрам является учение пятидесятников. В частности, они также отвергают службу в армии и некоторые другие принципы государства. Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на верующего нисходит сила Святого Духа. В этом же ряду – «говорение на иностранных языках». Пятидесятники считают эти переживания тождественными пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку тот день назван днём, то отсюда и название секты.

На Юге Осетии 

Республика Южная Осетия, провозглашённая в 1990 году, не избежала общих для постсоветского пространства тенденций, в том числе в области идеологии и религиозного возрождения. Сложившаяся на фоне агрессии грузинских сепаратистов и национал-экстремистов ситуация толкала людей в поиски защиты и утешения. Миссионеры активно старались занимать эти ниши и привлекать людей в свои ряды. Как отмечено выше, зачастую возрождение религиозной жизни происходило не на основании традиционных ценностей, а путём привнесения западных учений, в первую очередь, сект тоталитарного характера и заграничного финансирования.

Важным представляется то обстоятельство, что большинство этих религиозных сект, а точнее – их миссионеров, были практически внедрены на территорию Южной Осетии из соседней Грузии. Ранее именно это государство инициировало вооружённую агрессию против РЮО, своей бывшей автономной области.

В годы, предшествовавшие распаду единой страны на новые государства, в Южной Осетии закрепились такие религиозные организации как «Евангельские христиане-баптисты», «Христиане веры Евангельской» (пятидесятники), «Свидетели Иеговы», «Адвентисты Седьмого Дня» и др. На сегодняшний день эти объединения не имеют на территории РЮО, признанной Россией независимым государством, официальной регистрации. При этом соответствующее требование содержится в пункте 8 статьи 10 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» РЮО: «В Республике Южная Осетия запрещается деятельность религиозных объединений, не прошедших государственную регистрацию в установленном законом порядке».

Таким образом, эти религиозные организации, в числе которых рассмотренные выше «Свидетели Иеговы» и пятидесятники, действуют в Южной Осетии незаконно. Более того, их представители работают в учреждениях образования и даже органах государственной власти, в том числе Администрации Президента РЮО и аппарате правительства республики.

Тоталитарные секты являются действенной угрозой национальной безопасности и стабильности общественного устройства молодой югоосетинской государственности. Непосредственным образом они разрушают также традиционные ценности осетинского народа. Совершенно неспроста в ряде регионов Российской Федерации деятельность тех же «Свидетелей Иеговы» запрещена решениями судебных органов. Во Франции в 1998 году «Свидетелей» перестали признавать религиозной организацией и лишили соответствующих налоговых льгот.

Эксперты МВД России определяют тоталитарность секты по таким признакам, как слепое подчинение авторитету, жёсткая организация, всеобщий контроль над всеми сторонами жизни своих последователей. А ведь уместно упомянуть то, что на всех адептов «Свидетелей Иеговы» ведётся полная компьютерная база данных, которая потом передаётся в центральный офис организации в Бруклине (США).

Аналогичным образом наносит вред национальным интересом РЮО секта пятидесятников. Подобно «иеговистам», пятидесятники отказываются выполнять свои конституционные обязанности, зачастую саботируют распоряжения государственных органов. При этом представители секты активно внедряются в работу различных учреждений, предпринимают попытки зарегистрироваться, влиться в российские религиозные структуры, в том числе с помощью высокопоставленных членов организации.

Разрушительная работа указанных сект в учреждениях образования уже приводит к тому, что учащиеся отказываются принимать участие в школьных мероприятиях, пытаясь обосновать это религиозными убеждениями. Это неудивительно, если учесть, что в целом ряде учебных заведений Южной Осетии преподают учителя-пятидесятники, а также члены секты «Свидетели Иеговы».

Вызывает удивление, как при всех этих многочисленных фактах проблемой всерьёз не занялись правоохранительные органы Республики Южная Осетия. Незаконная деятельность религиозных организаций, несущая угрозу безопасности государства и интересам его народа, должна быть пресечена.

Автандил КАРАЕВ

РегионыКавказ
Print
Автор статьи: Автандил Караев
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»