Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Загадки селения Нузал

Нузал — место особенное, сюда приезжают многие туристы и православные верующие Осетии, чтобы увидеть знаменитую Нузальскую церковь, но мало кто знает, что здесь представлен целый комплекс башенных сооружений. Нузал до сих пор приковывает к себе внимание учёных, много споров вызывает и само название селения.

Загадки селения Нузал
Диана ТАУТИЕВА
Нузал — место особенное, сюда приезжают многие туристы и православные верующие Осетии, чтобы увидеть знаменитую Нузальскую церковь, но мало кто знает, что здесь представлен целый комплекс башенных сооружений. Нузал до сих пор приковывает к себе внимание учёных, много споров вызывает и само название селения.
Заинтересовала история этого горного посёлка и меня. Тем более, знаю, что комплекс башенных сооружений является архитектурным наследием республики. А совсем недавно были предприняты попытки (и они были весьма успешны) реставрировать один из архитектурных объектов.
Истории селения Нузал более 700 лет. Посёлок расположен в небольшой горной котловине на высоте 1160 м над уровнем моря на берегу реки Ардон. Во второй половине XIII-XIV веков Нузал, по мнению историков, был центром Аланской царской династии. Именно здесь располагалась резиденция последнего аланского царя Ос-Багатара. Никто не знает, когда точно была построена Нузальская церковь. Святыню датируют и V, и X и XIII веками.
Первое упоминание о церкви относится к 1745 году. Грузинский историк Вахушти Багратиони написал о ней в своде летописей «Жизнь Грузии». В 1946 году археолог Евгения Пчелина в процессе научных изысканий обнаружила под полом церкви узкий каменный ящик, в котором лежал скелет мужчины. Пчелина предположила, что это погребение Давида-Сослана, мужа царицы Тамары. По другой версии — Ос-Багатара, легендарного осетинского царевича, который пытался возродить Аланскую державу после монголо-татарского нашествия и погиб в 1306 году. Ответы на многие вопросы мог бы дать архив Евгении Пчелиной. К сожалению, на сегодняшний день все попытки получить доступ к этому архиву ни к чему не привели. Владикавказской епархии предложили выкупить его за 14 миллионов рублей, но сумма на сегодняшний день — неподъёмная.
Название селения, по одной из версий, происходит от арабского слова «стоянка». И название может быть логичным, ведь через ущелье ходили караваны в Закавказье и путники останавливались в селении на ночлег. Контролировавшие его феодальные фамилии относились к самым влиятельным и богатым в средневековой Осетии. Землями этой части Алагирского ущелья владели представители рода Царазонта. Этот род, как считают многие осетиноведы, был связан с аланской и грузинской правящими династиями. Васо Абаев считал, что фамильное имя «Царазонта» представляет искажённый римский титул «цезарь».
На левом берегу реки Ардон раскинулось погребальное поле не только для жителей Нузала, но и окрестных, давно заброшенных высокогорных селений Назгин и Амасин. На противоположном берегу, на отвесной скале, расположены башни, пристроенные к естественным впадинам скалы. Одна из них довольно близка и доступна. Но вторая помещена на такой отвесной круче, что подняться туда невозможно. В литературе отмечалось, что это кельи монахов, в которых хранились исторические реликвии Осетии — поэма «Алгузиани» и другие рукописи.
В действительности же эти сооружения представляют обычные оборонительные башни и не случайно носят осетинское название «Нузалы фидар» — «Нузальская крепость». Но достоверно ответить на этот вопрос учёные смогут только после тщательного исследования скальной крепости, которое до сих пор не проводилось. К сожалению, многие строения Нузальской крепости были разрушены в 1980-х годах во время взрывных работ, когда в скале пробивали один из тоннелей Транскавказской автомагистрали.
Интересный объект — Нузальская церковь. Она напоминает скорее обычный склеп, какие можно увидеть почти у каждого горного селения. Зато, внутри постройки таится подлинное сокровище — её стены покрыты фресками, на которых переплетаются византийский живописный канон и мотивы осетинской и грузинской национальных культур. Большая часть из них уцелела. Её часто называют часовней, однако сегодня это именно храм, с алтарём и другими элементами, необходимыми для проведения литургии.
В древней Нузальской церкви сохранилась надпись на стене, посвящённая Ос-Багатару. Первое известие о ней принадлежит протопопу И. Болгарскому, который 18 июля 1780 г. в донесении Астраханскому и Ставропольскому епископу Антонию писал: «В Олагирском уезде близ деревни Дагом церковь святыя Троицы развалившаяся, в деревне Мизур целая, в деревне Нузал целая ж, в которой видно отчасти стенное изображение святых великомучеников Георгия и Федора Тирона и архистратига Михаила, а в чие имя неизвестно... Далее он указал «несколько образов, у которых видны надписи грузинскими литерами».
А в 30-х годах XIX века М. Броссе дважды опубликовал на французском языке текст Нузальской надписи. «Нас было девять братьев: Ос-Багатар, Давид-Сослан, Сокур и Георгий, которые бросали на врага взгляд гнева. Трое из наших братьев — Исак, Романоз и Василий — были монахами, верными служителями Христа. Мы были хозяевами узких дорог, которые вели в четыре стороны. У нас в Касаре крепость и таможня, и мы занимаем переднюю часть моста. Надейтесь на доброе отношение на той стороне, если вы повели себя хорошо на этой стороне. У нас столько же золота и серебра, сколько и воды. Я завоевал Кавказ и покорил четыре царства. Верный своим привычкам, я похитил сестру принца Картли. Он, настроенный против меня и обманувший в клятве, взял на себя мои грехи. Багатара бросили в воду и истребили армию Осов. Вы, читающие эти строки, помолитесь за меня».
В народной памяти сохранилось много рассказов об Ос-Багатаре. Отдавая должное его таланту, устная традиция вместе с тем подчёркивает роль Ос-Багатара в сохранении алан как этноса. Далеко не случайно во многих преданиях он предстаёт как этнарх, от которого произошли аланы-осетины. В такой образной форме народная традиция воздаёт должное герою, который в тяжелейший период сделал всё возможное для сохранения народа.
Поток туристов в селение Нузал возрастает с каждым годом. Для приёма гостей республики следует облагородить территорию — есть задумка вынести на околохрамовое пространство фотокопии фресок. Есть предложение использовать опыт христианских сооружений в других местах и поместить церковь внутри большего по размеру храма. Но в таком случае в этот храм будут приходить сотни людей. Испарения, влага, копоть навредят памятнику. Поэтому специалисты считают, что это не лучший вариант сохранения Нузальской церкви.
И Епархия, и Комитет по охране и использованию памятников культурного наследия Северной Осетии ставят задачу спасти и сохранить весь исторический комплекс: не только Нузальскую церковь, но и другие объекты и дома, зафиксированные на фотографиях 1886 года. Этот архитектурный ансамбль мирового уровня — наше достояние. Тот факт, что часовня сохранена — величайшее историческое чудо. Открыть Нузал миру: не только как резиденцию Ос-Багатара, но и как столицу Алании в постмонгольский период — задача не из простых, ведь есть риск, что это место станет типичным пунктом туристического обслуживания, а ведь исторический смысл селения Нузал, скрытый на этой территории, намного выше.
РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Администратор
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Страницы историиКоличество просмотров: 728

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»