Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Сбылась мечта Эльбруса

Мечтатели — люди, которые двигают прогресс. Когда-то люди мечтали летать — и вот был создан самолёт, кто-то захотел увидеть звёзды — и вот человек полетел в Космос… Мечтать — это прекрасно, это значит — двигать мир. Обыденность не должна убивать в каждом из нас мечтателя.

Сбылась мечта Эльбруса
Арсен ДРЯЕВ
Мечтатели — люди, которые двигают прогресс. Когда-то люди мечтали летать — и вот был создан самолёт, кто-то захотел увидеть звёзды — и вот человек полетел в Космос… Мечтать — это прекрасно, это значит — двигать мир. Обыденность не должна убивать в каждом из нас мечтателя.
Примерно так сбылась мечта изобретателя из Владикавказа Эльбруса Кудзиева. Работая оператором на местном телевидении, ему как-то довелось снимать репортаж в авиаклубе, где он впервые близко увидел аэрошют. С тех пор его не покидала та самая мечта — собрать собственный летательный аппарат. В свободное от работы время он начал проводить в гараже телекомпании, и спустя какое-то время, взмыл в воздух на собственном аэрошюте.
Отметим, что Эльбрус Кудзиев увлекается сборкой технического оборудования с юных лет. Перед тем, как сделать аэрошют своими руками, изобретатель успел изготовить эксклюзивные версии других технических средств. О чём ещё мечтает наш герой и многом другом Эльбрус рассказал нам.
Увидеть на авиашоу в необычном амплуа знакомого мне долгие годы человека было весьма неожиданно и очень приятно. По роду работы мне доводилось наблюдать в его руках профессиональную видеокамеру, с которой он сосредоточенно всегда пытался запечатлеть самые интересные моменты мероприятий. Потом случился перерыв длиною в несколько лет. Потом вновь увиделись на проходившем недавно авиашоу, посвящённому Дню Воздушного флота России… За штурвалом собственноручно изготовленного летательного аппарата.
С механикой Эльбрус Кудзиев дружил всегда. Он собирал мотоциклы, мопеды. В один прекрасный день в объектив его видеокамеры попался он. Аэрошют. Ни с чем было не сравнить его счастье и радость, когда его «прокатили» с ветерком. Из его уст сразу же выскользнуло желание обзавестись собственным аэрошютом. Помочь ему в этом отозвались инструкторы аэроклуба со словами: «Ну, собери». И тут всё завертелось и понеслась работа. На сборку желаемого аппарата ушло восемь месяцев кропотливой работы — днём съёмки, вечером — мастерская в гараже телекомпании, где всё и происходило. В основном всё делал сам, но иногда к нему заглядывали коллеги.
Любовь к точным и естественным наукам позволила руководствоваться собственными знаниями при расчётах и чертежах. Как следствие — инженеру-электрику не составило труда собрать из подручного материала свой аэрошют. «Без знаний основ аэродинамики, авиамеханики и технологии конструкционных материалов вообще ничего невозможно сделать. На помощь приходил Интернет и советы друзей по телефону», — признаётся Эльбрус.
«В процессе сборки пришлось купить сварочный аппарат, ключи, болгарку и многое другое. Голыми руками аэрошют не сконструировать», — с улыбкой на лице рассказывает наш герой. Двигатель был установлен от автомобиля Subaru из-за лёгкости конструкции — к нему редуктор, пропеллер. Всё подбиралось под двигатель.
Многие говорят, что то, чем занимался Эльбрус — это деньги на ветер, но он с этим в корне не согласен. «Этим делом занимаются абсолютно одержимые люди, к которым я себя отношу. Этот аппарат не единственный, который я сделал. У меня ещё был парамоторный «Карлсон», но я с ним не подружился, потому что там с ног нужно было стартовать, а из-за больной спины для меня это было тяжеловато», — отметил Кудзиев. Сейчас «Карлсон» летает в одной из соседних республик.
Достойной заменой ему стал аэрошют, на котором ещё пришлось учиться летать с инструктором — автором того самого аппарата, который он снимал — Валерием Дегоевым. «Когда я к нему подошёл и стал интересоваться, то он сначала подумал, что я очередной любопытствующий теоретик, но, как потом оказалось — всё было гораздо серьёзнее», — сказал Эльбрус. Вот теперь ему самому действительно попадаются теоретики. Дальше разговоров дело не идёт, а Эльбрус с удовольствием бы помог любому желающему, у которого появится горячее желание, пойти по его шагам.
Спустя какое-то время собственное детище уже получилось оседлать самому. В процессе эксплуатации Эльбрус выявлял небольшие изъяны. Уже, как говорится, на ходу и тут же их устранял. «Самый трогательный момент был после приземления с моего первого самостоятельного полёта. Ко мне подошли люди, которые учили меня летать, пожали руку и сказали: «Ты это сделал!», — вспоминает Эльбрус Кудзиев.
Но, как он сам признаётся, на словах нельзя передать все эмоции и ощущения от первого полёта. Парирование в воздухе ему показалось высшим пилотажем, но нужно было ещё посадить аэрошют. Первая самостоятельная посадка осуществлялась по командам из раций на земле и всё прошло очень благополучно. «Мне сразу сказали — запаникуешь — разобьёшься», — вспоминает Эльбрус.
Можно с уверенностью сказать, что его мечта осуществилась. Сегодня он старается летать практически на каждых выходных, катать друзей и знакомых. У него, как у пилотов самолётов, ведётся детальный учёт лётного времени. Вместе со своим аэрошютом они парили в воздухе уже порядка 40 часов, что весьма солидно для такого аппарата. У него уже налёта больше, чем у тех, кто его учил покорять воздушное пространство.
На аэрошюте можно подняться на высоту 2500–3000 метров и лететь со скоростью до 50 км/ч, но для Эльбруса это не главное. Он летает на высотах в 100–200 метров, чтобы можно было разглядывать всё, что остаётся под тобой. На более высшем уровне уже сложно что-либо разглядеть. Видимо, с привычкой оператора уже никуда не деться.
В центральных районах России довольно широко распространены аэрошюты. Их используют на охоте, при облётах нефте- и газопроводах. Здесь же пока единицы увлекаются этим захватывающим явлением. К сожалению, в Северной Осетии пока небольшое звено малой авиации. Есть люди, которые приобретают лёгкие летательные аппараты и на них потом летают, а так, чтобы самому собрать, таковых единицы. Вся надежда, по мнению Эльбруса Кудзиева, на молодёжь, которая занимается в аэроклубе авиамодельным спортом. Когда они заходят в ангар и видят маленькие аппараты, у них прямо глаза загораются. Это затягивает.
Сегодня у Эльбруса Кудзиева есть ещё одна мечта — собрать лёгкий, с открытой кабиной, прогулочный самолёт. Летать на планере даже не хочет, потому что этим тоже, как он признаётся, можно быстро заразиться и перебить мечту о самолёте. Есть инструменты, какие-то материалы, но нет помещения, где можно было бы начать воплощать новую мечту «Осетинской птицы Эльбрус». Получасовой фильм под таким названием несколько лет назад про него сняли сотрудники телекомпании «Мир». Он стал победителем Всероссийского фестиваля «Герой нашего времени» в номинации «История жизни».
Кстати, свой аэрошют он пока до сих пор так никак и не назвал, но, возможно, когда-нибудь и он получит своё романтическое имя. Ведь у мечтателей всё сбывается.







РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Администратор
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ТворчествоКоличество просмотров: 751

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»