Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Аланомания

Кто же сегодня истинные аланы?

Хвала твоим предкам.

Ты сам пригодись.

Эти строки перевода Коста вполне подходят к разгорающемуся на наших глазах историческому спору. 22 года назад мы стали называться Республика Северная Осетия-Алания. Казалось бы, самое время подытожить результаты переименования, ведь как лодку назовёшь, так она и поплывёт. Но тут выясняется, что отнюдь не только осетины считают себя наследниками знаменитых кочевников-завоевателей.

История вопроса

Наши правящие мужи задумали переименование в непростое время. Их можно было понять. Рухнул Советский Союз. На его обломках началась политика шоковой терапии. На фоне развала экономики и идеологии нужна была новая национальная идея, способная поднять дух народа для возрождения республики, подобно тому, как оптимистичный барон Мюнхгаузен вытащил сам себя за волосы из болота. Такой идеей стало возвращение к аланским истокам.

За дело взялись историки-алановеды. Было организовано путешествие дорогой алан по Европе. И всё это с главной целью: лишний раз подтвердить, что предками осетин были аланы. Попутно некоторые учёные доисследовались до утверждения того, что завоевательные походы алан несли народам культуру и просвещение, а вовсе не смерть, грабёж и захват в рабство.

Но можно ли отождествлять объединение племён, возникшее 2000 лет назад и прекратившее своё существование 600 лет назад, с какой-либо из современных наций? Действительно, есть исторические подтверждения того, что аланы были предками осетин. Но означает ли это, что только лишь осетины являются их потомками? По каким признакам можно определить такую наследственность? Ведь, например, язык не может быть этим признаком. Племена, входившие в Аланское государство, имели не один язык.

Посягнули на культуру?

Спор разгорелся недавно, когда в соседней республике были воздвигнуты т.н. «Аланские ворота». Наш учёный мир очень ревностно отреагировал на это событие. Окрестили ворота как «посягательство на нашу историю и культуру»… Припомнили и попытки других народов «примазаться к славному прошлому».

Отсюда и возникла необходимость популярного исследования вопроса, чтобы расставить обе точки над «ё».

Аланское государство возникло в эпоху рабовладения и имело соответствующую классовую структуру. В нём кроме воинов, рабовладельцев, было немало рабов и других подчинённых в битвах слоёв, занимавших промежуточное положение в обществе (сегодня их назвали бы средним классом). Нынешние аланы наверняка видят себя потомками касты воинов, а вовсе не рабов и надзирателей.

Но история говорит о том, что именно воины, в случае поражения, подлежали поголовному уничтожению противником. Разумеется, кроме тех, кто переходил воевать на его сторону. Уничтожать рабов не было никакого смысла. Они запросто переподчинялись и продолжали трудиться на новых хозяев. Поэтому после поражения и распада государства сохранилось гораздо больше рабов, чем воинов.

Они настоящие!

Как же определить настоящих потомков алан? Мы упомянули о том, что язык не может быть таким признаком. Это же касается и территории. Оба этих признака относятся к современным нациям, но не к средневековым союзам племён. Остаётся, пожалуй, психический склад, выражающийся в общности культуры. И здесь мы видим действительное сходство в традициях и обычаях кавказских народов, в музыкальном творчестве, в песнях, танцах…

Но особую роль играют древние мифологические представления алан, каковыми являются «Сказания о нартах». Известно, что кроме осетин, и некоторые другие народы Кавказа считают эти сказания своими. В них, в частности, содержится кодекс чести воина, состоящий из трёх пунктов: отвага в бою, умеренность в еде и почтительное отношение к женщине. Можно проверить, соответствует ли этим принципам народ в своей массе.

Возьмём, к примеру, осетин. В войнах последних веков они проявили себя вполне достойно, оставив задел славы даже для потомков. Повального обжорства тоже не наблюдается. Особенно здесь радует молодёжь, среди которой мешковатые парни с пивными животиками встречаются редко. Что касается отношения к женщинам, то и здесь до недавнего времени царило почитание, вплоть до матриархального. Правда, в третьем тысячелетии Новая Алания вырвалась вперёд по числу подпольных саун, массажных салонов и тому подобных заведений. Ну что ж, может быть, и у древних аланов часть девушек была предметом развлекухи?

Хочешь быть аланом? Будь им!

Как было сказано, аланское общество состояло из нескольких классов, которые по-разному вели себя во время испытаний. Это же касается и претендентов на аланское наследство. К примеру, в главной войне ХХ века одни из них массово рвались добровольцами на фронт, чтобы защитить Родину, и, если потребуется, погибнуть в этой борьбе. Такое считалось почётным и у алан. Другие же по-рабски радушно встречали захватчиков, пришедших уничтожить их самих.

Можем ли мы запретить кому-либо считать себя аланом, викингом, самураем…? Конечно нет! И меч ему в руки! А вот называть республику Аланией было элементарной исторической безграмотностью. На свете уже давно нет ни аланов, ни викингов, ни самураев, ни гуннов, ни вандалов… Такое ощущение, что для ряда учёных история – это базарная девушка, которая недорого продаётся и покупается. Желая того или нет, они сделали аланоманию предметом раздора между кавказскими народами, вместо того, чтобы постараться их сплотить.

У республик Северного Кавказа одни общие проблемы. Все они считаются дотационными, депрессивными регионами. Им просто необходимо совместными усилиями решать экономические, социальные и культурные вопросы. Но вместо этого мы видим никому не нужный спор о принадлежности к аланам. Причём, чем более проблемная республика, тем активнее она в этой дискуссии. Будучи не в силах поднять уровень жизни народов, правящие верхушки субъектов стараются накачать несвежий дух завоевателей.

Некоторые сетуют на то, что на наших свадьбах молодёжь нередко исполняет кабардинские и вайнахские танцы. Ну а что здесь плохого? Ведь это естественное переплетение и взаимное обогащение культур! Мы же не протестуем, когда такие знаменитые коллективы, как, например, «Вайнах», «Кабардинка», ансамбль Моисеева и другие танцуют осетинские? Чем плохо, что дети разных народов читают «Сказания о нартах»? Или это, по мнению учёных-недоучек, тоже посягательство на культуру? Нет ничего ужасного и в том, что разные народы с почтением относятся к истории алан.

Средневековую Аланию погубила феодальная раздробленность, когда появившиеся удельные князья пришли в противоречие друг с другом, тем самым ослабив государство и позволив внешним врагам разгромить его. Нечто подобное происходит и на наших глазах со времён разложения СССР, когда на первое место вышли понятия «я – мне – моё». С той лишь разницей, что современным империям для установления господства не обязательно вторжение, захват и угон в рабство. У них другие методы… Историческая наука нужна для того, чтобы не повторять ошибок прошлого и уверенно строить будущее. История алан должна объединять народы, а не натравливать их друг на друга.

Владимир ГАБАНОВ

От редакции: Тема, поднятая автором этой публикации, крайне неоднозначна. Не поддерживая ни одну из сторон, мы приглашаем всех к заинтересованному разговору по существу вопроса.

Ждём ваших откликов по электронной почте: terskievedomosti@yandex.ru.

Лично или по почте: 362040, г. Владикавказ, ул. Димитрова, 2, оф. 141с.

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Владимир Габанов
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»