Кончина Кастро вызвала немалый резонанс в мире. В основном реакция вполне естественна, – это печаль и скорбь по человеку, стремившемуся изменить жизнь народа к лучшему. И лишь немногие, в основном американские «ястребы», включая избранного президента, повторяли свои старые пропагандистские штампы о «жестоком диктаторе».
Вся его жизнь прошла в борьбе. Ещё молодым парнем он не мог мириться с зависимым положением Кубы, с отведённой ей ролью лишь курорта, публичного дома и игорного клуба Соединённых Штатов. Сплотив вокруг себя единомышленников, Кастро начал борьбу против проамериканского марионеточного режима диктатора Батисты за независимость и прогресс. 1 января 1959 года эта борьба увенчалась успехом. Революционеры начали реформы, направленные на национализацию банков, земель и предприятий и переподчинение их интересам кубинского народа.
Вскоре после победы революции Куба установила дружественные отношения с СССР. Под влиянием хрущевского руководства кубинцы провозгласили свои реформы социалистическими, хотя поначалу об этом не было и речи. Им был необходим сильный партнёр, способный оказать материально-техническую помощь. В свою очередь, хрущёвцам, испортившим после «разоблачения» «культа личности» отношения с Китаем, было необходимо реабилитироваться в глазах общественности. Дружба с революционным островом была как нельзя кстати. К тому же помощь маленькой Кубе была дешевле, чем большому Китаю. В дальнейшем это сыграло злую шутку, когда горбачёвскому руководству уже не нужен был имидж друга революционеров всего мира.
Поле развала СССР Куба переживала тяжёлые времена. Слишком сильной оставалась зависимость от «старшего брата». Но страна выстояла. У острова свободы есть очевидные достижения. Это и развитая медицина, и курортное дело, и развивающееся сельское хозяйство, и даже появившаяся нефтяная промышленность.
Идут споры о социалистическом характере этих преобразований. Вот, к примеру, мнение одного из идеологов партии «Коммунисты России», жителя Северной Осетии Нугзара Мусульбеса: «Фидель создал социалистическую Кубу путём революции. Но это был социализм хрущёвского типа, насколько его вообще можно назвать социализмом. И поэтому, особенно после смерти команданте, есть опасность сползания страны по горбачёвскому пути. На мой взгляд, после войны только две страны стали чётко строить социализм, – это Албания и Румыния. Но классический социализм строился только в СССР до смерти Сталина. Тем не менее, Фидель Кастро был знаковой фигурой, маяком, на который держат курс».
Владимир ГАБАНОВ