Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Не по правилам, корысти ради

Лучше гор могут быть только горы. Возможно, эти ставшие крылатыми слова из песни Владимира Высоцкого пришли ему в голову после гастролей в Орджоникидзе в конце 80-х годов прошлого столетия. Известна его фотография, где он стоит возле Суннитской мечети, за которыми возвышаются величественные Кавказские горы. Спустя несколько десятилетий, не только гостям Владикавказа, но и горожанам с того самого места уже не удастся увидеть когда-то узнаваемые очертания, вечно покрытые снегом.

 

Впрочем, такая ситуация сложилась практически вдоль всей набережной реки Терек. Виной тому каменные многоэтажные исполины, которые в разное время хаотично возникли и продолжают достраиваться вдоль реки, описанной многими русскими поэтами. Справедливо здесь возникает возмущение горожан, которое выливается в обращения, в том числе и нашему изданию. 

О строительном произволе в особо лакомых районах центра североосетинской столицы и соотношении с генеральным планом развития города мы поговорили с экспертами и чиновниками городской администрации. Одними из первых, кто забил тревогу на сей счёт, были архитекторы, с мнением которых считаются далеко не всегда. Профессор кафедры «Архитектура» Северо-Кавказского горно-металлургического института Руслан Аликов рассказывает, что, согласно генеральному плану, территория поймы реки Терек считается природным ландшафтом и должна как можно меньше нарушаться застройками. Когда в таких местах появляются высотные здания, они сразу же притягивают к себе внимание, и ландшафт теряет свою природную ценность. 

«С одной стороны это, в принципе, не хорошо, с другой — несоответствие генплану, то есть полное ему противоречие. И те, кто дают разрешение на строительство объектов в подобных местах, прекрасно знают, что к чему», — считает архитектор.

По его словам, это касается застройки не только набережной, но и всего города. Застройщик, как правило, берёт небольшой участок и старается как можно больше использовать его под строительство. И в результате не остаётся места для отдыха жильцов и игровых зон детей. Любой житель высотного здания должен иметь возможность отдохнуть на этой территории. Ну и, конечно же, теряется великолепный вид на горы. Для горожан и гостей города, например, стало гораздо меньше излюбленных мест для фотографирования. Так как горные пейзажи во многих местах сейчас закрыты каменными громадинами.  Получается, что даже в туристическом плане набережная реки Терек во Владикавказе стала очень сильно проигрывать. Привычные красивые виды исчезают. 

Но пока отдельные граждане стремятся жить на набережной, будут предложения от застройщиков. Им выгодно там строить, потому что жильё там стоит дороже. Необходимо отметить, что нарастающее количество таких объектов создаёт переуплотнённость в этих районах города. Согласно генплану, в прибрежной зоне Владикавказа высота домов не должна превышать выше двух-трёх этажей. Очевидно грубое нарушение правил застройки — в частности, правила землепользования и застройки. Они сделаны как раз-таки на основе генерального плана города. В них каждый участок поселения имеет свою нумерацию и обозначения. Везде оговариваются плотность и высотность застройки. 

«Ещё около четверти века назад, когда я работал в проектном институте, считалось, что в пойме Терека сейсмичность выше, так как грунты увлажнённые и при землетрясении они способны смещаться больше, чем сухие грунты. Спустя какое-то время вдруг появились новые карты сейсморайонирования, которые утверждают обратное — что в пойме реки сейсмичность ниже. Да и с точки зрения архитектурной политики вред, конечно же, нанесён серьёзный», — отмечает Аликов.

Особой привлекательностью как для застройщиков, так и для жителей города является участок от Красногвардейского моста до улицы Генерала Плиев. Только интересы разные. Конкретно по этому участку архитектор Аликов заметил, что для транспортного обслуживания данного района была проложена автомобильная дорога вдоль Терека. В то время, как современный подход к этим вопросам таков, что вдоль реки должны быть пешеходные зоны. Горожанин должен с рекой соприкасаться напрямую, а не через автостраду. Дорога эта появилась там весьма неожиданно, так как до этого ходили разговоры, что эта территория благоустраивается для отдыха горожан. Есть немало подобных успешных европейских примеров. 

Несколько лет назад по этому участку проходили публичные слушания, на которых обсуждался вопрос перевода этих территорий в другую категорию. Из категории природного ландшафта в категорию рекреационного строительства. «Тогдашняя администрация города совместно с застройщиками обещали нам, что там будут площадки для тенниса, волейбола и т.д. Я выступал на тех слушаниях, сказав, что для этого нет необходимости перевода категорий. Несмотря ни на что, «перевод» успешно состоялся. На возражения архитекторов, как выяснилось, не отреагировали. И мы видим, что здесь сейчас творится», — заключил Аликов.

Насколько безопасно в принципе строить в этих местах многоэтажки, рассказал доктор геолого-минералогических наук, профессор СКГМИ Игорь Васьков. По его словам, с точки зрения инженерной геологии, изыскания необходимо проводить в обязательном порядке, потому что если на глубине до 30 метров встретятся грунты, не соответствующие первой, второй категории, то сейсмичность надо увеличивать на один балл. В данном районе она составляет восемь баллов, а немного южнее в сторону гор уже 9 баллов.

В местах для строительства девяти и более этажей эти мероприятия необходимо осуществлять однозначно. Учёный отметил, что несущая способность у галечников и прочих групп крупнообломочных грунтов достаточно высокая, особенно если это древняя порода. В данном случае галечные грунты обладают приемлемыми физико-механическими характеристиками для строительства многоэтажных зданий. 

 Комментируя соответствие генерального плана города в отношении политики застройки, первый заместитель главы АМС города Владикавказа Тамерлан Фарниев отметил, что к принятому документу есть много вопросов не только по строительству. Многие нынешние девятиэтажные зоны, по генплану того периода — это двухэтажные застройки. Любой генплан — это развитие города на несколько лет вперёд. На сегодняшний день по велению времени вступили в силу много новых законов. С будущего года по действующему документу администрация уже не сможет работать, в частности, выдавать разрешения на строительство и формировать земельные участки.

АМС Владикавказа в бюджет этого года заложила около 19 млн рублей, которые будут потрачены на изменения в генплан города. Это масштабная работа, в ходе которой будет приводиться в соответствие существующий документ для того, чтобы с 2020 года можно было нормально работать. 

«Практически во все заинтересованные министерства и ведомства мы разослали соответствующие предложения с информацией о внесении изменений в будущий генплан Владикавказа. На данном этапе уже формируется тех.задание и скоро будет определён подрядчик, который займётся работой в этом направлении. Мы планируем привести в соответствие то, чего требуют современные условия. В будущем, по нашему замыслу, не будет уже такой хаотичной застройки, потому что невозможным станет сформировать участок и дать разрешение на строительство в той зоне, в которой не предусмотрены, скажем, девятиэтажные дома вместо двухэтажных», — сказал Фарниев.

Первый вице-мэр уверен, что новый генплан даст возможность создать совершенно новую инфраструктуру и на въезде во Владикавказ со стороны государственной границы с сопредельной территории — это гостиницы, рестораны, автостоянки и т.д — что привлечёт дополнительные средства в бюджет.

 «Мы говорим, что хотим привлечь туристов, но не пользуемся тем, что у нас есть. Если обратить внимание на набережную Терека, то можно отметить, что горожанам и гостям Владикавказа не удастся зайти ни в сувенирную лавку, ни в кафе, потому что по старому генплану там строить это было категорически запрещено», — замечает замглавы города.

В новом генплане предусмотрено много проектов. Суворовское училище, стадион, парк и ряд других важных объектов. На эти цели уже выделен участок в 250 гектар между Владикавказом и селением Гизель. Не устраивает руководство города старый документ и в плане транспортной инфраструктуры. Здесь тоже скопилось очень много проблем, которые нужно решать безотлагательно. Как известно, в следующем году должно начаться строительство объездной дороги североосетинской столицы. Будут предусмотрены новые улицы, развязки, съезды.

Понимая возмущения горожан, Тамерлан Фарниев в то же время отметил, что нападки на собственников многоэтажных строений во многом неоднозначны. Не все люди знают, что практически все строители участвуют в социальной жизни города и республики. Они помогают спортсменам, врачам, юным дарованиям, занимаются благотворительной деятельностью.

По словам чиновника городской администрации, построенное уже невозможно снести, так как все жалобы в судах застройщиками выиграны. На данном этапе необходимо добиться того, чтобы эти новостройки-многоэтажки привели в надлежащий вид, придать им в том числе эстетическую красоту. Главное впредь не допускать такого строительства.

 

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Арсен ДРЯЕВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ВзглядКоличество просмотров: 924

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»