Россия — страна регионов
Тамара БУНТУРИ
Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил изменить Основной закон во время оглашения Послания Федеральному Собранию 15 января. Через пять дней Глава государства внёс на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект о поправках в Конституцию.
Первое чтение документа состоялось 23 января. Поправки были одобрены, и второе чтение после ряда доработок намечено на 11 февраля. Что касается проведения всенародного голосования, то наиболее вероятная дата – 12 апреля. Мы попросили Председателя Конституционного суда РСО-А Станислава Кесаева ответить на ряд вопросов, касающихся тезисов, озвученных Президентом.
— Предложенные Путиным поправки в Конституцию для многих стали неожиданностью. Как Вы отреагировали?
— Сама идея внесения поправок в Конституцию заслуживает одобрения. Коллектив Конституционного суда РСО-А в течение полутора лет работал над поправками в нашу, республиканскую Конституцию, и мои коллеги с удовлетворением смогли отметить: «Наконец-то нас услышали».
Почему я так говорю? У большинства сложилось мнение, что Конституция — железобетонный инструмент, к которому даже подходить нельзя. Но это не так. Понятно, что субъектовая Конституция более подвижная, но если взять Конституцию страны, которая была принята более 25 лет назад, то сейчас появились изменения совершенно объективного характера. Они не могли не появиться. Само Послание носило политико – правовой, социально ориентированный характер. Во-первых, Президент обозначил, что суверенитет России политический, правовой, идеологический никем не может быть оспариваем по одной причине. Помните, когда-то было сказано «У советских собственная гордость»? Так вот, у россиян тоже есть собственная гордость. Ценности либерального европейского общества для нас — не полнейший указ. Как только нормы международного права вступают в противоречие с нашей Конституцией, мы должны адекватно реагировать.
Вы говорите, что это стало неожиданностью для граждан? Да, но не для тех, которые следят за правовой жизнью нашей страны. Я думаю, что последние воскликнули: «Наконец, свершилось то, чего мы ждали». С вашего позволения не буду комментировать социальную сферу, она всем известна. Социальный характер нашего государства проявляется постоянно и всё в большей степени, о чём говорят и нынешние изменения. Конечно, никто не будет отрицать, что проблем очень много: огромный разрыв между бедными и богатыми, миллионы людей за чертой бедности и т.д И глобальные изменения в Правительстве говорят о том, что многое надо исправлять.
Но юристы, прежде всего, должны говорить о поправках в Конституцию. И это перераспределение полномочий между ветвями власти. Исполнительная власть выходит из-под «тени» Президента и в большей степени зависит от законодательной власти. Теперь Председатель и все члены Правительства подотчетны и подконтрольны представительной власти. Это всё нормальные требования конституционного порядка, как и отсутствие двойного гражданства и прочие требования к высшим должностным лицам.
В этих условиях видится совершенно иная роль Конституционного суда. В цивилизованном государстве институт Конституционного контроля выходит на новый уровень. За счёт этого повышаются требования к кандидатам для работы в Конституционном суде.
— К чему должны привести данные поправки?
— Сам законопроект, внесённый Президентом в Федеральное Собрание, называется «О демократизации политических институтов власти». Когда поменяли советскую систему власти, мы сделали упор, как тогда казалось, на общеевропейские, общечеловеческие ценности, из проблемного социализма вступили в дикий проблемный капитализм. Сегодня добившись стабильности, необходимо работать над улучшением качества жизни людей. Конечно, демократизация не совершит какой-то существенный рывок. У нас будет создана правовая основа. Появление новой структуры Госсовет пока только обозначено. Сейчас он имеет скорее консультативный характер.
— Как спроецировать поправки на региональные парламенты?
— Когда мы говорим, что Россия — федеративное государство, то должны подчёркивать, что страна — это республики, края, области, люди различных национальностей и конфессий. Россия — страна регионов. Республика в составе РФ — не просто территориальная единица, решающая задачи из Москвы. Начавшиеся изменения жизни на федеральном уровне должны быть продолжены на субъектовом уровне.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |