Сергей (Цара) Семёнович Мхциев принадлежит к числу тех людей, которые свою жизнь посвятили служению Отчизне. С детства проникшись идеей равенства и братства, после Октябрьской революции Цара, будучи молодым человеком, пошёл на работу в Особое государственное политическое управление.
В те непростые для страны времена, выполняя задачи по восстановлению мирной жизни, перипетии судьбы в 1927 году забросили его в Среднюю Азию, где проходило противостояние крупных держав за контроль над территориями и ресурсами.
Как-то раз отряд ОГПУ под командованием Цара вошёл в памирский кишлак, население которого, вступив в открытое противостояние с советской властью, в спешке перебралось через реку Пяндж за кордон. Горцы покинули дома в такой суматохе, что не успели с собой забрать мешок, полный золота, драгоценностей и денег, которые затем были конфискованы. Все ценности (25 кг золота и несколько миллионов рублей) Цара сдал государству. За это бойцы его отряда получили денежные премии, а он сам был награждён именным маузером и серебряной шашкой. Маршал Советского Союза Климент Ворошилов вручил их лично, напутствовав отличившегося чекиста словами: «Родина и Партия Вас, товарищ Мхциев, не забудут».
На протяжении своей службы Цара неоднократно удостаивался медалей, орденов, премий, почётных грамот и значков. Максум (так его окрестили таджики), по словам дочерей Цара — Ирины, Нины и Зинаиды, пользовался большим уважением и авторитетом среди местных жителей. Многие из них были идейными и стремились вступить в ряды коммунистической партии. А на вопрос: «В какую партию идёте?» часто звучало: «В партию Максума».
Цара поддерживал тесные отношения с земляками-осетинами, в число которых входил генерал армии Исса Плиев. Уже в мирные годы прославленный советский военачальник рассказал ему историю, происшедшую с ним во время Великой Отечественной войны у Сталина, вызвавшего его к себе в Ставку. С И.А. Плиевым Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР разговаривал по-осетински с акцентом. Чтобы не поставить в неловкое положение будущего генералиссимуса, Исса Александрович отвечал по-русски, на что немного обиженный Сталин в конце беседы шутливо заметил: «Я думал, что ты осетин».
Наверняка, Цара тоже прославил бы маленькую Осетию на полях боёв в годы Великой Отечественной войны, как и Исса Плиев, если бы в 1935 году тяжело не заболел. По состоянию здоровья Цара был снят с воинского учёта и уволен из ОГПУ, после чего был назначен ЦК КП(б) Таджикистана директором сети межрайлесоторговых баз, разворованных предыдущим начальником.
Как потом вспоминала его жена Мисурат (Мария) Мхциева-Кумалагова, Цара быстро прекратил хищение казённого имущества и наладил стабильную поставку государству древесины, стоившей миллионы рублей. По тем временам это были огромные деньги.
Местным разговорным языком Цара владел свободно, и поэтому в Таджикистане занимал самые ответственные посты вплоть до серьёзной болезни жены. Сложные семейные обстоятельства вынудили его бросить заочное отделение Сталинабадского сельскохозяйственного института на 3-м курсе, и вернуться на малую Родину — в Осетию.
По распоряжению ЦК ВКП (б), Цара назначили в Моздоке сначала секретарём РК КПСС, потом — заместителем директора машинно-тракторной станции, а затем, в 1949 году, директором кирпичного завода «Коммунистический маяк». За короткое время он модернизировал предприятие, построил новый цех и ежемесячно перевыполнял план по выпуску кирпича. За это его неоднократно награждали и премировали. А в 1956 году, учитывая неутомимую работоспособность и организаторский талант, Цара направили в осетинское селение Весёлое в должности председателя колхоза «Красная Осетия».
Это хозяйство было одним из самых отстающих в Моздокском районе и находилось в весьма плачевном состоянии. В кратчайшие сроки нужно было исправлять положение дел, и Цара, казалось бы, сделал невозможное. Всего через несколько месяцев, как утверждают сами сельчане, весёловцы забыли, что такое голод, а колхоз стал одним из передовых не только в Моздокском районе, но и во всей стране. В том же 1956 году С.С. Мхциев в Москве был премирован на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), а в 1958 г. Главным комитетом ВСХВ за огромные успехи колхоза «Красная Осетия» награждён Почётной грамотой и Большой Серебряной медалью. В 1966 году Президиум Верховного Совета СОАССР также отметил его большие заслуги перед республикой, удостоив высокой награды.
Восстанавливая разрушенную страну, Цара, не жалея самого себя, целиком отдавался работе, что, в конце концов, сказалось на здоровье. В 1960 году его увезли в больницу в критическом состоянии. Самые лучшие северокавказские доктора были бессильны что-либо сделать, и только кремлёвский врач за две недели смог поставить на ноги талантливого управленца.
После этого Цара ушёл на пенсию и вместе с семьёй (женой, сыном и тремя дочерьми) переехал на постоянное жительство во Владикавказ. Весёловцы до сих пор с теплотой вспоминают о нём.
Цара также является родоначальником фамилии Махциевых. Она возникла в 1930-х гг. в Таджикистане по соседству с памирской областью Махистон.
Местные жители видоизменили родовое имя «Мхци» («Мхси») на «Максум». Это прозвище так прочно закрепилось за Цара, что чуть позднее к фамилии чиновники добавили букву «а». Впоследствии его родственники — Батырбек (Борис) и Астемур, переехавшие жить поближе к Сергею Семёновичу в Моздок, произвели аналогичную смену. Их потомки тоже стали Махциевыми. Так родилась новая фамилия.
Сергей АЛАГАТЫ