Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Сургучёв. Долгий путь домой

Для Ставрополя Илья Дмитриевич Сургучёв больше, чем просто талантливый уроженец. Это писатель, который сделал из города бессменную и бессмертную декорацию для своих произведений.

Он вывел особую формулу провинциальной ставропольской жизни, встроил в неё свои универсальные персонажи, заставил весь мир вместе с нами дышать атмосферой чистого, патриархального покоя, находить в повседневности маленького южного городка такие смыслы, которые ставят в тупик самых изощрённых мудрецов.

А началось всё просто. В 1881 году в семье мелкого ставропольского промышленника Дмитрия Сургучёва родился сын Илья. Детство и юность молодой человек провёл в Ставрополе. Юноше нравилось писать, первые рассказы он опубликовал в ставропольской газете «Северный Кавказ». В 1907 году в издательстве «Знание» вышел первый сборник его рассказов. Можно сказать, что на этом этапе всё заурядное в жизни Ильи Дмитриевича закончилось. Далее его ждала непростая стезя русского писателя, выбравшего своим ремеслом литературное творчество.

Особым в жизни писателя выдался 1915 год. Именно тогда он по предложению Станиславского написал для МХАТа пьесу и назвал её «Осенние скрипки».

В том далёком году Илья Дмитриевич не понимал ещё, что пьесе этой уготована трудная, почти человеческая судьба, что она будет заиграна «до дыр» в самые тяжёлые годы первой половины XX века: в Первую мировую, в период гражданской войны в России. Что она, эта пьеса, отголоском большой авторской удачи пройдёт в сотнях городов мира на языках стран разных континентов, возвратится в издательствах Европы в годы Второй мировой, и, в конечном счёте, через много-много лет будет поставлена в родном городе автора – Ставрополе. В 1915 году, отдав во МХАТ своё детище, Сургучёв не знал ещё, что сюжет этого простого, но и универсального в своей простоте произведения будет переложен для кино и запросто войдёт в список киносценариев Фабрики грёз – Голливуда.

Но это – после. А пока Сургучёв оказывается в гуще событий 1917 года. Грянувшие революционные пертурбации сделали для писателя невозможным жизнь в Ставрополе. «Новый мир», в котором «кто был ничем» вдруг «стал всем», был Илье Дмитриевичу не близок. В 1920 году он уехал в Париж. Уехал, рассчитывая, как это часто бывает, «на время», а оказалось – навсегда, бесповоротно.

В Париже Сургучёв продолжил трудиться как литератор, много сотрудничал с газетами и журналами. В их числе «Парижский вестник», «Возрождение», «Последние новости», «Современные записки». Во время войны им был открыт и долгое время работал «Театр без занавеса». Он избирался председателем союза русских писателей во Франции. Многое из того, что было в его личном архиве, пока не вернулось к нам, но повесть «Детские годы императора Николая II», роман «Ротонда», пьеса «Реки Вавилонские», написанные в эмиграции, теперь доступны поклонникам его таланта. Илью Дмитриевича знали практически все эмигранты первой волны, если не лично, то по пьесам, сценариям и рассказам. Для многих соотечественников, оказавшихся в Европе, он был единственным человеком, к которому можно было обратиться за помощью в суровые послевоенные годы второй половины сороковых годов XX века.

Его перу принадлежат исключительные по проникновенности строки о Ставрополе: «Тяжело и больно – и в эту минуту, такой затерянный и такой от всего родного отрешённый, я хочу хоть через эти печатные столбцы, хоть мысленно, хоть только прикосновением луча сердца быть с тобой, мой родной, мой милый и незабываемый с древнегреческим именем, самый для меня прекрасный и цветущий город на земле».

Илья Дмитриевич Сургучёв умер 19 ноября 1956 года и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его имя и творчество на несколько десятилетий были вычеркнуты из истории русской литературы.

«Открытие» Сургучёва 

В приветственном слове к участникам научно-практической конференции директора СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова, заслуженного работника культуры РФ З.Ф. Долиной было сказано, что имя Сургучёва поднимается из забвения благодаря библиографам. Стоит вспомнить, что Сургучёва для Ставрополя заново открыла Людмила Георгиевна Орудина – уникальный профессионал, библиограф Ставропольской краевой библиотеки.

Уроженка Тульской области, она окончила библиотечный институт в Москве и по распределению оказалась в Ставрополе. Перечитывая старую газету «Северный Кавказ», Людмила Георгиевна обратила внимание на интересные рассказы, подписанные «И. Сургучёв».

В результате проведённой библиографом работы на свет из Ставропольского книжного издательства вышел роман «Губернатор», чей главный персонаж списан с «блистательного губернатора» Никифораки, бывшего в губернском городе Ставрополе на посту с 1887 по 1904 годы. В своей вступительной статье к роману, которая называлась «Перелистывая страницы старой книги…» и была опубликована в альманахе «Ставрополье» №1 за 1982 год, Людмила Георгиевна подчеркнула, что «свою литературную деятельность Сургучёв начал с изображения знакомой ему с детства провинциальной жизни. На страницах многих рассказов и пьес Ильи Сургучёва мелькают названия ставропольских улиц, описаны подлинные события, быт и нравы ставропольцев конца XIX – начала XX в. Эта сфера жизни так и осталась главной темой его творчества».

Отрадно, что именно пристальное внимание библиотечного работника и тщательная сохранность фонда привела нас, почитателей творчества Ильи Дмитриевича, ко дню сегодняшнему, когда мы уже достоверно знаем о немалом уважении к И.Д. Сургучёву за рубежом.

Сургучёвские чтения

Первые Сургучёвские чтения состоялись в Ставропольской краевой библиотеке в 1994 году в отделе краеведческой литературы и библиографии. Прошли они в скромном формате беседы о жизни и творчестве автора. На них присутствовали истинные любители сургучёвского стиля, неутомимые искатели неизвестных печатных упоминаний о своём земляке, его заграничных публикациях. Результатом мероприятия стало издание сборника библиографических и методических материалов «Душа его с Россией не рассталась…». Никто не предполагал тогда, что из истока этого деликатного первого приобщения к имени Сургучёва, едва слышного в шумном потоке иных новостей и событий, разольётся полноводное русло уникального культурного направления.

В 2006 году, в год 125-летия И.Д. Сургучёва, на чтениях присутствовала внучатая племянница Ильи Дмитриевича Татьяна Николаевна Ильинская. Творчество И.Д. Сургучёва вызывает искренний интерес у филологов и историков, а жизнь и судьба – объект для исследований со стороны архивистов и музейных работников. Доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы Северо-Кавказского федерального университета Александр Алексеевич Фокин, увлёкшись исследованием творческого наследия И.Д. Сургучёва, стал бессменным ведущим Чтений, их идейным и интеллектуальным вдохновителем.

Современный формат

В феврале 2014 года XI Сургучёвские губернские чтения в СКУНБ им. Лермонтова прошли под названием «Архив нашего соотечественника, писателя и драматурга Ильи Дмитриевича Сургучёва: долгий путь домой». В центре внимания гостей мероприятия оказались редкие документы, которые стали доступны ставропольцам благодаря подвижнической работе профессора А.А. Фокина.

Обладая уникальным даром оставаться неравнодушным к литературному наследию нашего земляка, Александр Алексеевич наладил надёжные связи с библиотеками Лондона, Парижа, Торонто, Сан-Франциско, где хранятся документы, связанные с жизнью и работой И.Д. Сургучёва за границей. В числе уникальных экспонатов выставки были пьеса «Осенние скрипки» на словацком языке – редкое издание 1944 года, романы «Ротонда» и «Детство императора Николая II», вышедшие во французском издательстве «Возрождение», газета «Парижский вестник» 1943 года с рассказом «Рим» и рецензией Унковского на постановку «Театром без занавеса» пьесы «Коломбина», другие документы.

Впервые в атмосферу времени Ильи Сургучёва помогли погрузиться картины художников Е.К. Псковитинова и Д.А. Лищенко из фондов Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Их работы представила старший научный сотрудник музея Л.В. Волошенко. Лищенко и Псковитинов стали основателями школы русского авангарда в Ставрополе и были современниками Сургучёва. Особую сопричастность к судьбе писателя позволила ощутить презентация выставки «Ставрополь Ильи Сургучёва» из фондов Ставропольского государственного музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, на которой можно было увидеть предметы, принадлежавшие семье писателя.

В настоящее время Сургучёвские губернские чтения стали мероприятием, которое объединяет представителей особой культурной среды города: краеведов, библиофилов, филологов, писателей, поэтов, литературных критиков, журналистов, педагогов, театралов, архивистов, музейщиков, художников, фотографов, любителей старого кино, экскурсоводов.

Разные учреждения культуры объединены одной общественно значимой задачей, общим направлением исследовательского вектора. В этот круг, кроме СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова, входит Государственный архив Ставропольского края, Государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова, Ставропольская Православная духовная семинария, Северо-Кавказский федеральный университет.

Творчеством и судьбой ставропольца Сургучёва заинтересовались специалисты из Москвы и Элисты, Йошкар-Олы и Луганска, Петербурга и Иркутска, Волжского и Майкопа, Краснодара и Астаны. В Ставрополе постепенно возникла потребность привести объекты культурного наследия И.Д. Сургучёва в состояние, пригодное для экскурсионного посещения. Сегодня творческая и научная интеллигенция города ставит перед администрацией вопрос о создании на базе СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова именного музея писателя. Именем «ставропольского Чехова», как уже давно называют горожане своего земляка, названа улица в микрорайоне №10, а на доме, где проживала семья писателя, установлена памятная доска.

Вокруг чтений сформировалась насыщенная атмосфера творческой сопричастности таланту, стремления разгадать все сложности сюжета, который приготовил для своих земляков Сургучёв самим фактом своего пребывания на земле, разобраться в бисерном почерке его творческой судьбы и судьбы реальной, человеческой. Ведь за каждым произведением, за каждым новым поворотом его писательской истории тянутся «незримые нити» его духовной связи со Ставрополем, его сказочным Китежем, о котором он грезил всю жизнь.

РегионыСтаврополь и Ставропольский край
Print
 
Автор статьи: Anonym
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Все, На книжной полкеКоличество просмотров: 3004

Теги: Биографиятворческая деятельностьСтаврополь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»