Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Владимир Писаренко: «Возродим традиции казачества через этно-туризм!»

В Северной Осетии-Алании есть несколько национальных объединений, помогающих соплеменникам решать разные житейские вопросы. Мы побеседовали с главой общества «Русь» Владимиром Писаренко.

 

— Владимир Петрович, когда вы возглавили общественную организацию «Русь»?

— Я возглавил общество «Русь» в 2015 году. Основную задачу я поставил перед собой — провести реорганизацию. Изменения начались с названия организации. Она называлась «Общественное объединение славян «Русь»». Министерство юстиции попросило конкретизировать — какое именно мы общество. Поэтому сейчас мы называемся развёрнуто: «Северо-Осетинская региональная организация Русское национально-культурное общество «Русь»».

Но, конечно, в обществе имеются не только русские. Здесь состоят белорусы, украинцы, осетины. Мы рады всем. Вход в общество свободный. Согласно законодательству, все желающие могут вступить в нашу организацию. У нас в Совете состоял Савва Гаглоев, который сейчас уехал служить на Кубу. Мы открыты для всех.

 

— Есть ли какой-то конфессиональный ценз?

— Наша организация светская. У нас есть и православные, и баптисты, и коммунисты, которые ни во что не верят. Мы не ограничиваем никого ни в чём. Для нас важны все русские, независимо от их религиозных верований.

 

— Чего ещё коснулась реорганизация?

— Мы изменили устав, уменьшили численность Совета с 45 до 25 человек. У нас были заполнены анкеты на тысячу членов общества. Мы начали обзванивать людей и поняли, что анкеты устарели. Часть граждан умерли, часть уехали. Теперь сведения по членам полностью достоверные. Мы привели в порядок всю документацию. Мы сделали сайт «Руси», у нас есть газета «Терский казак», мы создаём информационное поле, где люди могли бы получать информацию, и потом граждане могли обращаться к нам со своими вопросами, за помощью. Ведь не всегда просьбы бывают адекватными. Многие просят деньги, но мы не банк, мы не можем раздавать финансы. Мы можем проконсультировать и написать ходатайство.

 

— Сколько сегодня русских жителей имеется в Северной Осетии?

— По последней переписи населения данные следующие. В республике РСО-А проживают 140 тысяч русских, чуть менее 90 тысяч — во Владикавказе, в пределах 40 тысяч — в Моздокском районе, 5,5 тысяч — в станице Архонской, 1200 — в станице Николаевской, около трёхсот — в станице Змейской. Убыль русского населения ощутимая: по официальным данным, за 2002–2010 годы из республики уехало 17 тысяч 600 человек русского населения. Есть информация ещё о том, что существенный процент русских уезжает работать, не выписываясь. Очень много таких людей по станицам и во Владикавказе.

 

— Владимир Петрович, какие конкретно намечены пути развития общества «Русь»?

— Мы сосредоточились на нескольких направлениях. Первое: создание Русского культурного центра. Второе: мы хотим организовать пошив национальных русских костюмов. Третье: создание и развитие русских народных промыслов. Четвёртое: сельская проблема. Нужно поднять личные хозяйства на приусадебных участках до коммерческой реализации продукции. Пятое: пора построить и запустить в жизнь Русский национальный этно-хутор. Мы собираемся зарабатывать на туризме.

 

— Это что-то новенькое. Владимир Петрович, расскажите об этно-туризме с русским уклоном.

— Мы с главой станицы Архонской Сергеем Черницким решили построить показательную станицу. За два года наладить полностью жизнь казачьего населения. Поднять жизненный уровень в разы за счёт правильного использования имеющихся сельскохозяйственных угодий. Тогда жители других станиц увидят, что возможен существенный сдвиг в лучшую сторону, и они тоже начнут организоваться и строить свою работу, ориентируясь уже на реальный пример станицы Архонской. У людей должен быть стимул, появится положительный пример, и они задвигаются.

Нам нужно сгруппировать все усилия в одном месте, поработать год-два и доказать, что возможны большие результаты и свершения. Мы знаем, что спрос на экологически чистые продукты есть. Вроде их много, а цены всё равно огромные. Плюс покупатели сейчас стали разбираться в качестве продуктов. Мы собираемся открыть 3–5 мини-ферм на несколько десятков голов скота, маленькие перерабатывающие производства. Введём в строй несколько таких проектов и будем предлагать людям идти этой дорогой, чтобы они реализовывали продукты, выращенные на своих подсобных хозяйствах.

Но нужна первоначальная стартовая сумма. Если нас поддержит руководство республики, мы возьмём заем. Затем члены хозяйств будут продавать свою продукцию и потихоньку рассчитываться за полученные кредиты. В итоге в перспективе селяне станут хозяевами мини-теплицы или мини-фермы. Люди начнут честно трудиться, а не относиться к труду, спустя рукава. Такая идея по сельскому хозяйству.

Здесь, как стартовая площадка, нами рассматривается Архонка, потому что там созданы благоприятные условия для рывка в развитии. Там есть деловой актив. Смысл в том, что общество «Русь» помогает активистам, болеющим за дело душой людям. Там есть атаман станицы Николай Коломыц, Володя Шульга, который возглавляет местную «Русь», глава администрации станицы Сергей Черницкий. Они организовывают народ, мы с ними работаем. Там выстроена организационная пирамида, с ними легко работать.

И сразу идёт ответная реакция. Нам нужно показать на примере Архонки, как это можно сделать, и в других станицах также появятся подобные деловые труженики и производства. С помощью нашего культурного центра мы будем привлекать сюда внебюджетные средства: фонды, гранты. Надо поднять грамотность населения, чтобы люди не боялись брать эти гранты. Мы будем объяснять, как отчитываться, как вести документацию, бухгалтерию.

 

— Может, даже при культурном центре будет своя юридическая служба?

— Совершенно верно. Безграмотность отталкивает людей. Мы уже один проект организовали. Елена Вьючная стала хозяйкой тепличного хозяйства. Она постоянно жаловалась. Приходят газовики, электрики, все требуют деньги за подключение, обслуживание. А на самом деле, есть стандарты расценок. Мы объясняем, они должны себя вести вот так, больше никак. Если они так себя не ведут, вы обращайтесь к нам, мы будем жаловаться.

 

— Мы в разговоре подошли вплотную к этно-хутору.

— Да, мы хотим сделать свою туристическую Мекку. Туристы приезжают на этно-хутор и здесь получают интереснейшую информацию о казаках. Форестьеры получат сведения о традициях, быте, праздничных ритуалах. Они сядут на лошадей и проедутся на экскурсию. На хуторе будут гостиничные избы в русском архитектурном стиле. Приезжие будут есть исключительно чистые экологические продукты, изготовленные по старинным казачьим рецептам. Гости как бы попадут на неделю в казачью станицу XVIII века.

— Приведите, пожалуйста, показательные примеры казачьих обрядов.

— Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. В числе главных казачьих обычаев — проводы казака на службу. Обряд перехода из гражданской жизни в военную близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий. Уезжающие на службу и провожающие их, выпивали по чарке «за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение». Казачий обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и  в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в  семье строгого порядка казачьего быта. В прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы – это было заботой о нравственности устоев молодежи – ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности. Казаки славились гостеприимством. Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не  оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. Конь у казака был главным спутником его жизни, поэтому к нему у казаков было особенно теплое отношение. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Не менее трепетное отношение кавказских казаков было к кинжалу. У них считалось за позор покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи). В основе всего характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны — они философы и поэты в душе — часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили Десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою — через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.

Константин РУБАЕВ

РегионыКавказ
Print
Автор статьи: Константин РУБАЕВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ИнтервьюКоличество просмотров: 1097

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»