— Вячеслав Зелимханович, после прошлого визита в вашу прекрасную республику моё сердце постоянно влекло меня сюда. И на этот раз мой визит глубже и интенсивнее, потому что мне хотелось бы со своей русской лексикой, со своим представлением о мире угадать осетинскую, аланскую сущность. Это непросто, потому что каждый народ — тайна. Более того, мне кажется, что каждый народ — тайна для себя самого. И вся история народа — это разгадывание тайны о себе самом. На это нацелены музыканты, поэты, художники, политики. И мне бы хотелось сегодня поговорить об осетинской тайне.
— Я вам очень благодарен, Александр Андреевич, что вы после посещения Осетии так по-доброму, возвышенно написали о нашей республике. Ваша статья у меня всегда на столе: приятно порой перечитать, как вы с особой теплотой сказали о республике.
Та ревизия истории, изменение фактов, что после развала Советского Союза совершается в мире, коснулись и нашей маленькой республики. Мы чтим своих героев. И тех, кто в прошлом совершил боевые и трудовые подвиги, и ныне живущих — они своими славными делами и подвигами прославляют нашу большую Родину и нашу малую Родину. Но кое-кто пытается провести ревизию и опровергнуть эти славные дела. И очень важно, что такие известные всей стране люди, как вы, приезжают и говорят правду о республике.
— Вы правы, историю переписывают. И надо понять всё свершившееся. Ведь даже события 2008 года ещё не до конца поняты и самими осетинами. И те трагические события с годами будут всё более и более раскрываться, как бутон цветка. Меня на этот раз в Осетию привела какая-то тайная, может быть, даже не до конца мне ведомая сила. Вот уже несколько месяцев я двигаюсь по России, переезжая из одной её земли в другую, из одного региона в другой, от одного народа к другому. И хочу отгадать тайну, которая содержится в судьбе и истории всех народов, всех пространств, из которых состоит наша держава, наша великая империя. Эту тайну я условно назвал мечтой. Потому что каждый народ — по-своему мечтатель. У него впереди маячит волшебная цель, огромная задача, которую он, может быть, не всегда формулирует, но эта задача позволяет народу перескакивать через пропасти, преодолевать чудовищные препятствия, преграды, совершать величайшие открытия, создавать невероятные ценности. И мне хочется понять, в чём наша российская державная мечта, и как она складывается из мечтаний отдельных, составляющих нашу Родину, народов, земель, территорий.
Алания, Осетия — это огромная, таинственная страна. Её начало теряется во временах сотворения мира. Каждый осетин — это всадник на волшебном коне. И, может быть, конь, который скачет на трёх ногах по великим пространствам осетинской истории, он и есть выражение вечно незавершённой, несущейся истории. В чём она, осетинская мечта? Как вам, осетинам, она мерещится? Это я хотел бы услышать и от вас, и от всех дорогих моему сердцу осетин, с кем я встречаюсь.
— За несколько месяцев вы смогли объехать только несколько регионов нашей огромной России. У нас необъятная страна с разными народами, с разными культурами, языками. И если касаться осетинской мечты в рамках совместного проживания в нашем государстве, нашей общей Родине, то вы ещё в предыдущий приезд в республику говорили о том, что такое русская мечта: храм на холме! И осетинская мечта — быть частью этого храма на холме и достойно участвовать в духовном развитии всех российских народов, внося свой вклад.
Это глобальная мечта нашего народа. Она обусловлена тем, что мы прекрасно понимаем: благодаря русскому народу, благодаря Российскому государству наш народ преодолел те критические события, одолел невзгоды и лишения, которые были в истории Алании, в истории нашего народа, в истории Осетии. Такие события случились и в современной истории: это и Беслан, и события в Южной Осетии. Да и многое другое преодолевалось благодаря России, благодаря русскому народу. И наш народ всё это помнит, знает и ценит.
Мы попросту переплелись с русским народом, который здесь, на территории республики, исконно проживает. Есть много русских населённых пунктов, и там русские совместно проживают с разными народами. Сегодня вообще невозможно представить, что можно отделиться, быть не в составе Российского государства или не быть настолько переплетёнными с русским народом. И это единство, сплочённость, общность позволили не только уберечь наш народ в течение всей его истории, но и получить развитие собственной культуры благодаря русской культуре. И, наверное, поэтому много представителей нашего народа сегодня уже представляют огромную страну на просторах земного шара. Думаю, что это и есть наша мечта: чтобы так было и дальше, чтобы наша жизнь развивалась совместно с русским народом и со всеми народами, которые проживают в нашей огромной стране.
А если говорить о мечте сугубо нашей, осетинской, если рассуждать о том, чего внутренне желает народ, то, конечно же, мы мечтаем о том, чтобы, будучи в составе России, обогащаясь её культурой, сохранить свою идентичность, чтобы мы не потеряли свою культуру, свой язык и все те признаки, которые отличают нас от других народов и национальностей. На территории республики проживают 99 национальностей. И сегодня мы не представляем себя без кого-то из тех народов, которые на её территории уже многие столетия проживают, взаимодополняют друг друга и обогащают культуру нашего народа.
— Я убеждён, Вячеслав Зелимханович, что, хотя утверждают, что русские являются государствообразующим народом (и это так, конечно), но и все народы России тоже являются государствообразующими. Не представляю, как существовало бы сегодняшнее государство Российское без Осетии. Потому что Осетия держит над собой свой участок звёздного неба, и если она выпадет из восхитительной мозаики нашего государства, то начнётся цепная реакция разрушения не только на Кавказе. Это разрушение может дойти до Якутии, до северных пределов. Поэтому у осетин, как и у всех народов, огромная государствообразующая миссия.
Я был в «Городе Ангелов», где покоятся погибшие в Бесланской трагедии, и меня одолевали мучительные, горькие переживания, потому что это такая вселенская трагедия! Это как избиение младенцев в библейские времена. Ничего не может быть страшнее. Но я подумал: тот чёрный удар был направлен в сердце России, он должен был сокрушить государство Российское, сломать волю лидера, посеять панику и тоску в нашем народе, должен был сломать волю молодого государства Российского к созиданию. А Осетия приняла на себя этот удар. Причём этот удар пришёлся на самое драгоценное, что у неё есть — по детям. И там удар иссяк: во время этого злодеяния, этого взрыва удар, направленный в сердцевину государства, задохнулся и иссяк — в крови, в слезах, стенаниях. И в этом смысле Осетия в те годы спасла государство Российское. Осетия встала на рубеже и спасла ещё немощное, ещё слабое государство.
А в 2008 году, когда над осетинским народом на Юге нависла угроза тотального истребления, и Осетия взывала о помощи, то держава — российская, откликнулась на этот зов, прошла своими танками 58-й армии сквозь Рокский тоннель и отбросила этот чудовищный удар, направленный на осетинский народ. То есть, за короткий промежуток времени 2004—2008 годов мы ещё раз подтвердили свою неразлучность, свою незыблемость и скрепили этот договор слезами, кровью, тоской, а также мечтой о великом искуплении и о великом избавлении. Мне кажется, что вся современная история Осетии подтверждает наши связи, о которых мы говорили: Россия как держава и её элемент Осетия как хранитель, как страж государства Российского.
— Да, Россия неоднократно спасала Осетию. Именно благодаря России наш народ продолжает жить и развиваться. И в то же время вы отметили, что и Осетия вносила и вносит свой вклад в развитие России, в сохранение её целостности и государственности. Всегда считалось, что Осетия является форпостом России на Юге страны. Это действительно так даже и чисто географически, потому что через нас проходит дорога в Закавказье. И в самые тяжёлые времена для России, в 90-е годы, Осетия тоже брала на себя непростую роль форпоста России здесь. Многие офицеры, боевые генералы, вспоминая те страшные 90-е годы, говорят, что, как только они пересекали границу Осетии, они чувствовали себя дома. А те боевые действия, противостояние бандитам вёл наш простой народ, который прекрасно понимает, кому мы обязаны жизнью, понимает, что и на нас лежит общая ответственность за целостность и безопасность нашей Родины.
Конечно, хотелось бы, чтобы не в таких делах, как Беслан или события в Южной Осетии, приходилось нашим народам доказывать друг другу свою преданность, братство, проявлять взаимоуважение. Хотелось бы, чтобы мы подтверждали своё братство успехами достойных представителей нашего народа в спорте, науке, культуре. Но, к сожалению, те силы, которым целостность России, её сила, её возрастающая роль не дают покоя, совершили те злодеяния.
И сколько бы лет ни прошло, невозможно забыть ту трагедию, что произошла в Беслане. Это всегда будет оставаться болью для нашего народа и для всех народов России. И мы благодарны всей России, что разделила нашу боль. И мы помним, чтим не только память погибших детей, но и сотрудников отряда специального назначения, которые сложили здесь свои головы, освобождая наших детей. А те, кто остался жив, они живут израненными и помнят эту боль.
Конечно, Осетия — маленькая по территории, маленький народ. Но, я считаю, что без осетин, как и без других народов, которые живут в нашей стране, Россия не может существовать, не может быть сильной и целостной. Так что полностью разделяю ваше мнение.
— Конечно, было бы хорошо, если бы в иных ситуациях, на других примерах, без слёз и трагедий мы доказывали свою нерасторжимость. Мне кажется, что таким примером является судьба и миссия Валерия Гергиева, великого осетина, который со своими музыкальными откровениями проделал мировой путь. Он, конечно, прежде всего — осетин, он плоть от плоти великой осетинской культуры. Но с какого-то момента он стал музыкантом всея Руси, вышел за пределы Осетии и стал общероссийской драгоценностью. А потом он перешагнул и эти пределы, стал мировым художником, мировым музыкантом. И его путь от осетина к державному русскому музыканту и всемирному, вселенскому дирижёру тоже рассказывает нам о вселенскости осетин.
Осетин не может быть заключён только в своём ущелье. Ведь была пора, когда он владел гигантскими пространствами. И если сейчас эти пространства сократились до небольшой территории, то духовно эти пространства остаются. И осетинской дух расцвёл в Гергиеве, как, может быть, ни в ком. Мне кажется, что триумфом Гергиева является концерт, который он давал на развалинах Пальмиры.
Пальмира — это памятник эллинизма, это эллинский амфитеатр. Это арена страшной бойни, что происходит на Ближнем Востоке, это соединение древности и современности. Туда пришёл со своей музыкой Гергиев и покрыл куполом своей вселенской любви и благодати все страдания и беды мира. Гергиев является примером проникновения наших народов друг в друга на плацдарме культуры и веры.
— Конечно, сегодня нельзя отделить Валерия Абисаловича от российской культуры и нельзя, в то же время, считать его только представителем российской культуры. И то, что он уже сделал и продолжает делать, будет оцениваться ещё долгие годы потомками не только в Осетии, в России, но и во всём мире, поскольку он стал вселенским музыкантом и получил высокую мировую оценку. Надо сказать, что его роль велика не только в культуре, она велика и тем, что он несёт в своей музыке: она объединяет народы.
Его концерты были в Пальмире под звуки рвущихся снарядов, на площади в Цхинвале, после тех трагических дней пятидневной войны… Да и сейчас на площадях многих мировых центров — в Париже, Лондоне — он несёт мир и объединяющий народы дух. Наверное, этот дух сохранился у нашего народа ещё с тех пор, когда наши предки владели большими территориями благодаря своему развитию, мужественности, воинскому духу. И, хотя территория сократилась, но дух остался.
Республика гордится достойными представителями во многих областях: в культуре, спорте, науке. И они уже не только представители Осетии, а наше общее российское достояние. Тренер Станислав Черчесов возглавил нашу футбольную команду, думаю, он ещё внесёт свой вклад в развитие российского футбола.
Недавно в республику приезжали представители Вагановской хореографической школы. Они обратили внимание на наших детей, которые поедут учиться в балетную школу. Через русскую культуру наши дети получают возможность приобщиться к мировой культуре, и Осетия своими талантами пополняет сокровищницу нашей российской культуры.
— У русских есть поговорка «Не красна изба углами, а красна пирогами». Осетия красна своими пирогами. Осетинские пироги — это такая же неповторимость, как народные песни, например. И мало того, что они очень вкусные, в них ещё заложена огромная философия: земля, вода, солнце… И пироги с этой космогонией появляются в каждой осетинской семье чуть ли не каждое обеденное время. Всякий осетин, съедая пироги, говоря во время трапезы о бытовом, о сиюминутном, в то же время приобщается к Космосу. И в этом смысле осетины — космический народ, космисты.
Ведь что символизируют эти пироги? Они символизируют космическую гармонию, символизируют идею мирового космического порядка. А мировой космический порядок, если это перевести на язык нашей социальности — это справедливость. Космос устроен справедливо. Господь Бог — это символ справедливости. Поэтому осетины в своём застолье, в разговорах, на проводах в тот мир, на рождении ребёнка всё время явно или неявно находятся в атмосфере философии справедливости.
Вы, Вячеслав Зелимханович, абсолютно современный человек, политик, в недавнем прошлом бизнесмен. Вы связаны с управлением страны, народа в очень острый, драматический период нашей истории. Вы чувствуете себя едоком этих пирогов? Чувствуете лично божественную миссию — установить на земле порядок, справедливость?
— Скажу откровенно: с этой целью я и вступил в должность. Я никогда не представлял, что займу такой пост. Я выстраивал свой путь как предприниматель, и это было не просто зарабатыванием средств. Я хотел честно вести бизнес. Старался создавать что-то интересное, хотел, чтобы это были производства с применением современных технологий и чтобы были созданы достойные условия для сотрудников, которые вместе со мной выстраивают бизнес.
Я всегда стремился выстроить социально справедливый бизнес, чтобы те сотрудники, которые вместе со мной днём и ночью трудятся, имели достойные условия для работы и отдыха. Для этого строил дома, где предоставлял квартиры сотрудникам. На предприятиях есть своя бесплатная скорая помощь, врачебные кабинеты. Есть спортивные залы, бассейны, где наши сотрудники могут бесплатно заниматься. Я считаю, что это честный, социально справедливый бизнес.
И когда я оказался на столь высокой должности, то поставил себе целью: так же выстраивать свою ежедневную работу — честно и справедливо. Соответствующие требования я предъявляю ко всей своей команде, которая сформировалась и продолжает формироваться, обновляться, как и должно быть. И, конечно, хочется, чтобы в команде были люди, которые разделяют эту позицию и хотят работать, исповедуя принципы справедливости. Ведь от этого зависят судьбы сотен тысяч наших граждан, их возможности воспитывать своих детей в атмосфере социальной справедливости, равной доступности бюджетных благ.
Они, к сожалению, пока невелики и исходят от возможностей бюджета, но они должны быть доступны всем. Чтобы независимо от социального положения и финансового статуса каждый гражданин мог пользоваться этими бюджетными благами, воспитывать своих детей, обучать их, получать услуги здравоохранения. В этом я вижу свою главную цель и главное предназначение как руководителя своего народа.
Когда я вступал в должность, об этом мне говорил президент России Владимир Путин. Он добавил: будет очень тяжело, но вы не забывайте, что у вас есть самая главная цель и самая главная благодарность, если Вы сможете этого добиться — это благодарность вашего народа; поэтому выстраивайте свою работу, исходя из этого… Это были слова президента. Стараюсь руководствоваться ими. И на очередной встрече, которая состоялась не так давно, об этом отчитался и получил дальнейшие напутственные слова, чтобы республика успешно развивалась.
— А какие конкретные планы, проекты перед вами стоят, чтобы эта осетинская мечта о божественной справедливости приблизилась, чтобы стала осязаемой? Мечта недостижима, потому что она божественна. А цель — достижима. Какую конкретную цель вы ставите перед собой в республике?
— Основная цель — это улучшение жизни наших граждан. Для того, чтобы этой цели добиться, надо решить массу организационных вопросов, в частности, в бюджетно-финансовой сфере. И я считаю, что мы за два года добились этого: мы стабилизировали свой бюджет, практически на 40% увеличили доходы бюджета. Ведь для чего нужны финансы? Чтобы иметь возможность жизнь людей улучшать, увеличивая их доходы. И вот за два года мы этих целей добились: увеличили заработную плату в большинстве сфер бюджетной деятельности. Исходя, опять-таки, из возможностей бюджета, мы создаём максимально комфортные условия в среде обитания наших граждан: это и дороги, и окружающая среда, в частности — городская инфраструктура.
Мы приступаем к основательному ремонту наших улиц, в том числе главной улицы нашей столицы — проспекта Мира, с которого началась история крепости Владикавказ. Хотим сделать нашу столицу привлекательной и для жителей, и для гостей, туристов. Строим больницы. В ближайшее время откроются четыре детских сада. У нас, к сожалению, пока существует очерёдность в детские сады.
Немаловажную роль в создании комфортной среды играет сохранение идеологии народа. И для государства Российского необходимо, чтобы была выработана идеология на основе той мечты, о которой Вы, Александр Андреевич, говорите. Необходима общероссийская идеология. Исходя из общероссийской идеологии, формируется наша идеология.
Идеология нашего народа была выстроена и выработана нашими предками, которые владели большими территориями. И на этой основе сложилась их психология, видение мира и себя в этом мире — то, что они передали нам генетически: это уважение младшего к старшему и старшего к младшему, уважение мужчины к женщине и женщины к мужчине, то есть принципы общественного жития, необходимые всем нам.
Эту идеологию нам надо сохранять и развивать, адаптируя к современным реальным условиям, но ни в коем случае, конечно, не терять свою идентичность в составе великого государства. Если нам удастся всё это воплотить, тогда, думаю, будет успешной дорога к достижению той цели, о которой вы сказали — справедливости.
— Мы смертны, нас одолевают заботы. А вас, как руководителя, одолевают заботы, может быть, в большей степени, чем других граждан, потому что вы должны заботиться не только о своих близких, но и о народе в целом. Забот не счесть. А времена сейчас трудные. Нашу страну обложили со всех сторон. Народ беднеет, у некоторых людей опускаются руки, кое-кто начинает роптать, у тех, кто вчера проявлял энтузиазм, сегодня возникает уныние. И задача руководства страны в целом (или республики, района) — не допустить, чтобы у людей руки опустились.
Нужно коснуться каких-то глубинных кодов внутри человека, чтобы разбудить ту мечту, о которой мы говорили, и чтобы мечта позволила людям перейти этот трудный «перешеек», чтобы она убедила людей, что трудности временны, а впереди — лучезарная звезда. Вам, Вячеслав Зелимханович, приходится постоянно выступать в СМИ, на встречах, митингах, в дни торжеств. С чем вы обращаетесь к народу своему в период затруднений, огорчений? Какие слова находите?
— Прежде всего, хочется опираться на историю. В жизни нашего народа было много трудных отрезков времени, и всегда народ успешно их преодолевал. Преодоление этих трудностей объединяло и сплачивало народ. И, исходя из нынешних трудных реалий жизни, нашему народу также необходимо сплачиваться, чтобы преодолевать трудности. Только сплотившись внутри республики, сплотившись внутри государства, сплотившись вокруг нашего президента воедино — независимо от национальности, вероисповедания — мы сможем преодолеть трудности.
И это должен понимать каждый, потому что, только осознав это, мы сможем с трудностями справиться. И я не только обращаюсь к людям с этими призывами, но стараюсь подкреплять слова своей собственной деятельностью, каждодневной работой. Считаю, что только это объединение и сплочённость позволят нам выстоять и двигаться вперёд. Но для этого народ должен быть уверен и ощущать, что это не просто призывы и не только слова, но и реальная деятельность руководителя региона и руководства республики в целом.
— Спасибо за беседу, Вячеслав Зелимханович. Она меня вдохновила и укрепила в моих исканиях, моих представлениях. Я после нашей с вами беседы продолжу странствия по Осетии. Хочу побывать в горах, посмотреть на ваш удивительный, аскетический, каменный, первозданный монастырь. Такое ощущение, что в нём зарождалось христианство. Мои предки, молокане, которые были гонимы, находили в Осетии приют. И я очень благодарен осетинам за это, благодарен вам за такое душевное приятие.
— Так получалось, Александр Андреевич, что, находя приют в Осетии, люди потом развивали республику, помогали нашему гостеприимному народу. Ваши предки были здесь известными предпринимателями — обеспечивали людей мукой, хлебом. Это и есть пример взаимопомощи и взаимного развития наших народов. Все 99 национальностей, которые у нас живут, дополняют и обогащают друг друга. И без какого-либо из этих народов уже не будет той республики, которая сегодня даёт миру достойных людей.
— Давайте договоримся, что следующая наша встреча будет проходить в Священной роще. Мы накроем столы и будем есть осетинские пироги, пить осетинское домашнее вино во славу Осетии и России. И подтвердим, что мы неразлучные братья.
— Конечно, Александр Андреевич. Я приглашаю вас ещё раз приехать к нам и предлагаю вместе посетить мою малую Родину, где я вырос, где в своё время зарождалась промышленность нашей республики.
— Принимаю приглашение, и в следующий раз хочу попросить предоставить мне для поездки не машину, а вашего волшебного осетинского трёхногого коня.
Александр ПРОХАНОВ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |