В ННБ РСО-Алания состоялся вечер памяти заслуженного работника культуры республики кинооператора Мирона Темиряева, стоявшего у истоков профессионального становления Северо-Осетинской студии телефильмов. За долгие годы работы им были сняты десятки киноочерков и новелл, сотни сюжетов для теленовостей, около двух десятков документальных фильмов («Дары Терека», «Осетинки», «Мелодии гор», «Капитан», «Там, в горах – Цей» и др.) и несколько художественных фильмов. Многие из его картин полюбились зрителю и вошли в сокровищницу национального кинематографа.
Обычный «горец» – и интеллигент до мозга костей, знаток литературы, поэзии, музыки, культуры Осетии, человек-борец, страстный преферансист, настоящий гражданин и патриот своей страны и республики, философ в самом широком смысле слова, этнограф и историк, он остался в памяти людей – смеющимся и негодующим, горячим, импульсивным, настоящим Человеком.
Поблагодарив устроителей вечера памяти – сотрудников библиотеки Тамару Пагаеву, Альбину Цориеву и Наталью Куличенко, – ведущая мероприятия киновед Индира Черджиева рассказала о творчестве Мирона Михайловича. С его именем связано появление первого осетинского художественного фильма «Осетинская легенда» (1966), а также ещё трёх кинокартин – «Последний снег», «Костры на башнях» и «Прощайте, коза и велосипед».
Вспоминая юность Мирона и годы учёбы его во ВГИКе, она поведала о том, что Темиряев – бывший офицер, лётчик – был отличником в учёбе (окончил на «красный» диплом, поступив в этот престижнейший вуз с первого раза – при конкурсе в 250 человек на место!), старостой курса, безупречным в деле – потому и был приглашён оператором «Ленфильма» Э. Розовским на подводные съёмки фильма «Человек-амфибия», где для решения творческих задач были необходимы ещё и физическая выносливость, дисциплина, умение не только плавать, но и выносить перегрузки погружений на глубины, сопряжённые с кессонной болезнью при резком всплытии на поверхность. И подводные съёмки, проведённые Мироном, были выше всяческих похвал – это при том, что приходилось самим изобретать на ходу и чуть ли не «на коленях» специальную кинокамеру для погружения в воду… Именно М. Темиряев впервые в истории советского кинематографа разработал технологию подводных съёмок – его брошюра хранится на кафедре операторского мастерства во ВГИКе.
Тогда, в начале 60-х, после ошеломляющего успеха «Человека-амфибии», перед Темиряевым открылись блестящие перспективы: во ВГИКе ему предлагали аспирантуру, а на студии «Ленфильм» – должность штатного кинооператора. Но Мирон Михайлович не мыслил себя вне малой Родины, вдали от друзей и близких, он решил приехать в Северную Осетию, чтобы своим искусством служить родному народу. 15 лет своей жизни он отдал этому служению.
А ещё Мирон никогда не упускал возможности во время многочисленных экспедиций снять бесценные для национальной культуры хроникальные кадры – о старинных обрядах, обычаях и празднествах осетин. Каждая поездка в горы пополняла его уникальный, бесценный архив, составивший в целом 90 коробок киноплёнки с историко-этнографическим материалом. Увы – весь этот архив был сожжён во дворе кинокомплекса по приказанию тогдашнего его руководителя А. Агузарова…. Мирон сумел пережить эту трагедию – но ушёл из кино. Он стал востребованным фотохудожником, «законодателем мод» в фотоискусстве, сохранившем в своих кадрах мгновения ушедшей истории. На данный момент его фотоархив законсервирован и ждёт своих исследователей.
Видеоряд «Мирон Темиряев» подготовила заведующая залом электронных ресурсов ННБ Залина Татрова.
О креативной, яркой команде единомышленников, стоявших у истоков зарождения осетинского телевещания, рассказал заслуженный деятель искусств Северной Осетии и Дагестана, кинорежиссёр Рафаэль Гаспарянц. И душой, и сердцем этой компании был Мирон Михайлович – признанный профессионал своего дела, Мастер от Бога, собиравший под своё крыло молодых ребят, увлечённых кинематографией. Он мог увлечь, заворожить, влюбить в своё дело, к нему притягивалась, как к магниту, наша талантливая молодёжь! И если бы его поддержало тогдашнее руководство отраслью, мог бы сделать гораздо больше.
Об энциклопедической образованности Мирона Михайловича, его подвижнической деятельности рассказал собравшимся заслуженный деятель искусств РФ, директор Северо-Осетинской госфилармонии Ацамаз Макоев, назвавший его своим Учителем по жизни.
Заслуженный работник культуры РФ, декан осетинского отделения филфака СОГУ Борис Хозиев вспоминал, с какой неподдельной теплотой отзывались о Мироне сотрудники «Ленфильма», как его любили студенты журфака, которым Мирон Михайлович читал лекции и проводил мастер-классы в своей мастерской. А. Диамбеков, Р. Тотров-младший, Т. Кусов и многие другие известные журналисты – это всё «птенцы Темиряева». Именно с подачи Мирона Михайловича на журфак были приглашены такие мастера своего дела, как Г. Гудиев, А. Плиев, С. Цориев – и это всё происходило в «провальные» и тяжкие 90-е годы, когда, казалось бы, люди должны были думать исключительно о выживании. А они думали о будущем – и отдавали все силы воспитанию молодых. У самого Мирона «получились» замечательные дети: дочь Мадина – спецкор 1-го канала в Киеве и сын Сергей – нейрохирург в Москве.
О съёмках документального фильма «Ракурсы операторской жизни» творческой группой «Алания-телефильм» – о Мироне Темиряеве – рассказала кандидат искусствоведения Ирина Бегизова. Фильм был снят к 45-летию зарождения кинематографа на Северном Кавказе, его часто показывают по местному телевидению. Зрителям была предложена сокращённая версия фильма, после просмотра которой возникло полное ощущение присутствия Мирона Михайловича в зале…
Стихотворение памяти Мирона Михайловича прочитала народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова.
Об интересных моментах съёмок документального фильма «Капитан» о нашем легендарном земляке, капитане атомоходов «Ленин» и «Арктика» Юрии Кучиеве, происходивших на Крайнем Севере, рассказал друг Мирона, сценарист Владимир Гутнов.
О своём знакомстве в 1979 году и работе бок о бок с Мироном в музее поведал собравшимся историк Пётр Козаев.
Вечер памяти Мирона Темиряева получился необыкновенно тёплым и запоминающимся, и нестерпимо жаль было только одного – что мы никогда больше не увидим этого человека вживую…
Наталья КУЛИЧЕНКО