Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Мосты Фидарова

Осетия славится военачальниками, писателями, строителями и многими другими великими личностями. Отдельную похвалу заслужил патриот своей родины Амурхан Фидаров.

Мосты Фидарова
Марат ДЗАПАРОВ
Осетия славится военачальниками, писателями, строителями и многими другими великими личностями. Отдельную похвалу заслужил патриот своей родины Амурхан Фидаров.
Амурхан Васильевич Фидаров родился 25 сентября 1935 года в селении Алмасиани Казбегского района Грузии. Амурхан занимался мостостроительством и добился в этом деле больших успехов. Мосты он строил не только на территории Осетии, но и за её пределами. Также Амурхан воздвигал противолавинные галереи.
Отряд Амурхана насчитывал 84 рабочих. Очень лестно он о них отзывается, мол, работяги были те ещё. Однажды Амурхану поручили реконструкцию обвалившегося моста в селении Эльхотово и дали ему срок месяц с половиной. Амурхан и его отряд справились с этим заданием всего за две недели. Днём и ночью шла работа, никто не отлынивал от своих обязанностей, работали больше положенного, дабы сдать объект как можно раньше. Амурхан вспоминает интересную историю со времён работы по реконструкции моста в Эльхотово. На кране грузоподъёмностью в 15 тонн, он поднимал 25 тонн. На стрелу крана был приварен швеллер, чтобы усилить его грузоподъёмность, а сзади прицеплял кран к бульдозеру, который служил в качестве противовеса. Такой творческий подход проявил Амурхан, по решению вопроса увеличения грузоподъёмности крана, это была довольно эффективная схема.
Амурхан с особым теплом вспоминает времена работы на Транскаме. Офис по работе был у него дома, так что это был в некотором образе «Дом-офис». Рабочие могли прийти к Амурхану в любое время, и он никогда не отказал бы в помощи или совете. Работал он качественно, быстро и не привлекая к себе особого внимания. На ежемесячных заседаниях по решению насущных вопросов Транскама, Амурхан всегда садился сзади и не просил никакой помощи от руководства. Билар Кабалоев — первый секретарь Северо-Осетинского ОК КПСС — по возможности присутствовал на собраниях строителей Транскама, во время решения каких-либо вопросов спрашивал Амурхана: «Почему ты молчишь, неужели никакой помощи не надо?», тот отвечал: «А мне ничего не надо, у нас работа идёт полным ходом».
В общей сложности Амурхан построил 45 мостов. Строил в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Пятигорске, Кабарде. Где только не приходилось строить. В Осетии Амурхан построил 20 мостов. «В мостостроительстве наиболее сложным и важным является подготовка колодцев под опоры», — вспоминает Амурхан. Делая эти колодцы, то на большой камень наткнёшься, то на грунтовые воды, и к тому же, всё время приходится бороться с сильным течением горных рек. Мостостроители считают, что если колодцы под опоры сделаны, то работа по строительству моста на половину закончена».
С большими сложностями столкнулся Амурхан при подготовке колодцев для опор моста через реку Лья-Дон. Особую сложность вызывало то, что по проекту третья опора для моста должна была находиться прямо посередине реки. Копая эти колодцы, Амурхан не отходил от своих рабочих ни на шаг, чтоб в случае чего, оперативно помочь справиться с образовавшейся проблемой и двигаться дальше.
В один из дней Амурхана вызвали на собрание начальников треста и когда собрание затянулось, то Амурхан не находил себе места, постоянно посматривал на время и очень переживал. Будучи на собрании начальников треста, а сердцем и мыслями — в селении Нар, с теми, кто копает колодцы для опор моста Лья-Дон. Третий день шли проливные дожди, но всё равно отряд Амурхана не прекращал работу, наоборот, они работали так, будто была какая-то срочная необходимость.
С колодца три насоса высасывали наружу дождевую воду, но воды заметно меньше не становилось. В это время другие рабочие бригады прикрепляли каркасы опор. Амурхан незаметно встал и ушёл. Что сделали и то пропадёт, думал он. Сел в машину и быстро уехал. Добравшись до Бурона, он встретил несколько грузовых машин с плитами для моста. Тогда его переживаниям не было конца. Плиты уже на подходе, а колодцы ещё не готовы. Дождь лил как из ведра и не переставал. Течение в Лья-Доне и без того бурное, а тут ещё и проливные дожди.
Уровень воды в реке с каждым днём становился всё больше и больше. Рабочие сделали дамбу, вокруг колодца для третьей опоры, но туда так и рвались бурные потоки реки и отламывали от неё куски. Бригада снизу колодца крепит каркас опоры, а двое рабочих сверху готовят им всё необходимое, чтоб работа не прерывалась ни на минуту.
Мокрые до ниточки, но не воспринимая это всерьёз, ребята из отряда Амурхана продолжают работу под проливным дождём, их главная цель добиться того, чтобы их труды не оказались напрасны. Из-за слишком сильного течения, вызванного вследствие проливных дождей, воды становится всё больше и больше, а дождь не прекращается.
Неожиданно для себя, Амурхан увидел близ реки бульдозер. Узнал трудягу — Володю Олейникова. В такую ненастную дождливую погоду добрый хозяин собаку не выгонит из дому, а Володя без «всякого приглашения» прибыл на помощь. Это не первый случай, когда он протянул руку помощи мостостроителям несмотря на то, что сам работал с дорожниками. У строителей был неписаный закон — в сложные времена помогать друг другу, так завелось ещё с советских времён.
Володя стал делать стены дамбы выше. Но пока он работал с одной стороны, в то время бурные потоки отламывали куски с другой стороны. Если вода прорвёт дамбу, то работа нескольких дней окажется напрасной, а отряд Амурхана отстанет от графика минимум на пять дней. Вмиг у Амурхана появляется светлая мысль. Он подошёл к бульдозеру и жестами рук показал крест, мол, остановись. Володя остановился и выглянул в окно, Амурхан же ему быстро и ясно рассказал свою новую идею. Нужно добраться в левую часть реки и сделать там водоотвод поглубже, чтобы бурные потоки ушли в левую сторону реки, а дамба осталась нетронутой.
Володя стал бороться с бурным течением реки. За короткое время человеческий ум и труд стали одолевать природные ненастья. Непослушная вода становилась меньше, её направление и мощь ушли в левую сторону. С силой вода бьётся об бульдозер, словно вымещает на нём своё зло, будто говорит: «Почему не пустил меня до колодца». Когда потоки воды доходили до двери бульдозера, то Володя переставил его в другое место. Смотрит с окна бульдозера, то на водоотвод, то на Амурхана, было заметно, что оба остались довольны своей работой.
Амурхан глубоко вздохнул, вся его грусть пропала. Таким ребятам цены нет, что в жизни, что на работе, думал про себя Амурхан. Три дня, с раннего утра и до ночи, без лени, уставшие и до ниточки мокрые, но словно ничего не было и трудности им ни по чем, работают эти парни. Дождь стал прекращаться, а вскоре и вовсе закончился. Ребята стали вылазить из колодца. Какими бы уставшими они не были, они чувствовали гордость за проделанную работу.
Не сломились они перед непогодой. Самую сложную работу по постройке моста сделали — подготовка колодцев для опор, да ещё и в такое сложное для работы время, когда потоки и без того бурной воды, усиливались с каждой минутой. В их глазах прослеживалась усталость, но голос их был оживлён, они были довольны и строили планы на завтрашний день, третий колодец для опоры готов для бетонирования.
У мостостроителей лёгкой работы не бывает, даже если они строят совсем маленький мост. Мост, который сегодня называют «Чёртов мост», имеет всего три пролёта, но при его постройке пришлось столкнуться со многими сложностями и приложить немало усилий, а в его проект были внесены некоторые изменения. Случилось так, что, когда расчистили берега реки, то под первой опорой в скале оказалась трещина, пришлось менять схему. Амурхан решил длину центрального пролёта изменить с пятнадцати метров на восемнадцать. Благодаря этому крайние опоры стали к берегам на метр ближе и трещина в скале осталась в стороне.
Так, несмотря на все сложности, участок Амурхана Фидарова был сдан на полгода раньше. Это был общий мост через реку Лья-Дон и Закка-Дон. Не теряя времени и не жалея сил, они сделали большой подарок своему народу. К 120-летнему юбилею Коста Хетагурова был сооружён мост в Наре. Комиссия приняла акт без единой претензии. Когда речь зашла за отряд Амурхана, то никого из его ребят там не оказалось, Амурхан улыбнулся, попросил извинения и позвал их. У мостостроителей есть такой обряд. Когда строительство моста заканчивается и по нему едут первые грузовые машины колоннами, то в это время строители должны стоять под мостом. В тот день, отряд Амурхана не нарушил эту традицию. После этого весь отряд мостостроителей стал в один ряд возле Амурхана и получил свою порцию хвалебных слов. Все стали друг друга поздравлять, а праздник продолжился.
Амурхан Фидаров является творцом самых красивых мостов на Кавказе, которые по сегодняшний день являются уникальными сооружениями.
Благодаря своей энергичности и стараниям, Амурхан первым из инженерно-технических работников Транскама завершил возложенные на него работы.
Амурхан настоящий патриот Осетии и поэтому достойно представлен «Стыр Ныхасом» к награде Главы РСО-Алания.

РегионыКавказ
Print
Автор статьи: Администратор
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ПортретКоличество просмотров: 138

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2019
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»

sirinevler escort avrupa yakasi escort capa escort beylikduzu escort mecidiyekoy escort sisli escort sisli escort