Три года назад по стране разлетелась новость, которая вызвала широкий общественный резонанс, – почти спустя четверть века в Чечне возобновили систематичный призыв в Вооружённые Силы России. На протяжении многих лет жители республики требовали дать возможность отдать долг Родине. Долгое время в Минобороны РФ настойчиво игнорировали обращения, звучавшие из Грозного. Вопрос сдвинулся с мёртвой точки после встречи Рамзана Кадырова с Сергеем Шойгу – воинские части РФ открыли свои двери для призывников из Чечни.
Желающих попасть в армию в республике много, а вот квоты ограничены – всего пятьсот. Уходят служить самые достойные – с высшим образованием и отменным здоровьем. Недавно прямым рейсом из аэропорта «Грозный» в Севастополь отправилась группа призывников из 85 человек – они поступили на службу в Черноморском флоте ВМФ России. Об особенностях призывной кампании в Чечне корреспондент «ТВ» поговорил с военным комиссаром республики Ахмедом Джайрхановым.
– Призыв чеченских ребят был возобновлен только осенью 2014 года. Чем был обусловлен такой большой перерыв?
– Действительно, последний призыв проводился аж в начале 90-х. На это было несколько причин. Как известно, по Чечне прошли две разрушительные войны. Республика на долгое время выпала из правового поля страны. После завершения боевых действий определённое время сохранялась сложная обстановка. Конечно же, в этих условиях потребовались годы, чтобы вновь наладить призыв молодёжи Чечни в ряды ВС России.
– Расскажите, как стало возможным возобновление призыва из Чечни?
– Глава республики обратился к руководству страны и было принято решение возобновить призыв молодёжи из Чечни. Начали с 500 человек. Конечно же, это мало, учитывая число желающих служить в армии. Но всё-таки старт был дан. И это очень радостное событие для республики. В настоящее время призыв осуществляется только раз в год, осенью. Мы рассчитываем, что наших ребят будут призывать и весной. Мы к этому готовимся. Надеюсь, будет принято положительное решение по этому вопросу.
– Много ли желающих служить? И сталкивались ли вы со случаями уклонения от призыва?
– Все эти пятьсот человек – добровольцы. Наши ребята рвутся армию и пытаются попасть в число счастливчиков, которым выпала честь защищать Родину. То есть добровольцев в республике хватает. Молодёжь считает за честь службу в армии – это заложено у чеченцев в крови.
– Как проводится отбор и каким категориям потенциальных призывников отдаётся предпочтение? Ведь квоты ограничены.
– В этом году, например, основной упор делаем на водителей. То есть молодых людей, которые имеют водительские права и хорошо умеют управлять транспортными средствами. А так основной акцент, естественно, на здоровье. Во-вторых, во внимание берётся наличие образования. Вот эти критерии мы ставим во главу угла.
– Учитывая призывной ресурс республики и количество желающих служить, сколько реально мест нужно Чечне?
– Призывной ресурс у нас большой. Всё-таки долгое время наши ребята не получали возможность служить в армии. В республике много ребят, которые хотят служить, но не могут попасть в ВС – квоты ограничены. Как я говорил, надеемся, что ситуация в ближайшие годы изменится и Минобороны пересмотрит задание в сторону увеличения.
– Молодые люди из республики на регулярной основе не призывались практически четверть века. Как проходит адаптация призывников в ВС страны?
– В первое время было что-то вроде: «Ух, куда мы попали?!» Наши ребята опасались, что в воинских частях их будут притеснять. Но ожидания не оправдались. Первый призыв был достаточно напряжённый. И республиканский парламент, и министерство печати, органы местного самоуправления, военный комиссариат ЧР направляли представителей для ознакомления с бытом наших призывников и оказания помощи командованию воинских частей. Была проведена большая работа в этом направлении. Второй призыв прошёл более спокойно. Люди поняли, что никакого предвзятого отношения в армии нет, в том числе и к чеченцам.
– Какие отзывы о чеченских призывниках вы получаете от руководства воинских частей, в которых они проходят службу?
– 99 процентов имеют положительный характер. Ребята достойно себя ведут. Но находятся и такие военнослужащие, которые позволяют себя поведение, порочащее честь и достоинство чеченца. В таких случаях мы реагируем незамедлительно – отправляем в воинские части старейшин, родителей, сотрудников военкомата и проводим с ними разъяснительную работу.
Мы наладили постоянные контакты с командирами рот, чтобы они могли в любое время позвонить и сообщить о неприятных эксцессах, связанных с нашими ребятами. В свою очередь, незамедлительно реагируем.
– В Интернете много шумихи было вокруг возобновления призыва в Чечне. Некоторые чуть ли не утверждали, что чеченские ребята, получив военные навыки в ВС России, применят их против собственной страны. Как в Грозном относятся к подобной истерике?
– Мы готовим воинов для защиты рубежей нашего Отечества. И точка! Ушло то время, когда нас считали бандитами. Мы воины России. Вот весь ответ на этот вопрос. Наши отцы служили, наши деды воевали, и мы будем исполнять свой долг во благо нашей великой Родины – России.
Умар КУРБАНОВ