Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Альбина Плаева: «Напряжённость рынка труда — семь человек на место»

Вакансии есть, заработной платы нет

Кто и чем поможет в поисках? Что сегодня нам предлагают? Есть ли возможность обрести новую специальность? «Работает» ли возрастное ограничение? И последний, самый насущный вопрос — не столкнутся ли отцы и дети в битве за рабочее место в связи с предложенными пенсионными нововведениями?  Говорим на очень актуальную тему с временно исполняющей обязанности председателя Комитета РСО-Алания по занятости населения Альбиной Плаевой. Хочу отметить, что Альбина Плаева исполняет обязанности с 13 июня текущего года, тем не менее хорошо владеет темой и имеет перспективное видение дальнейшей деятельности Комитета в очень непростой ситуации.

 

— Альбина Анатольевна, последнее время достаточно часто звучит цифра 1279 свободных вакансий. У аудитории создаётся иллюзорное впечатление, что безработицы нет, а есть очень избирательные претенденты, которые видят себя только в кожаных креслах, ну никак не у станка или с веником. Так ли это?

 

— Неправильно говорить, что в республике нет безработицы. На учёте в Комитете стоят 8,5 тысяч безработных, из них 30% — молодые люди от 16 до 29 лет. И они рассчитывают на 1279 вакансий.

 

— Что это за вакансии? С какой заработной платой? В каких отраслях?

— Самая многочисленная группа в перечне — врачи (144 предложения) и медицинские сёстры (45 предложений). Средняя заработная плата — 15 466 рублей (ощутимо ниже средней по Северной Осетии – Т.Б.). В основном, работодатели заявляют «минималку» — 11 тысяч 163 рубля с небольшими отклонениями.

 

— Интересный факт. Почти по всем специальностям «минималка», даже такая тяжёлая мужская работа, как обвальщик мяса — 12 тысяч рублей. Почему? Так низко работодатель оценивает труд сотрудника? Или же таким способом предпочитает уходить от налогов? А средняя в 15 тысяч рублей понятно откуда берётся. Одна зарплата — 30 тысяч, все остальные 11 тысяч — вот тебе и средняя.  Вижу в перечне несколько вакансий поваров на 17 тысяч рублей…

— Да, но работодатель, крупные компании в области общепита, подавая заявку, надеется, что эти места займёт иностранная рабочая сила.

 

— Почему?

— Более дисциплинированные.

 

— А как обстоит дело с рабочими специальностями?

— Есть вакансии слесаря, к примеру. Желающих очень мало, потому предлагаемая заработная плата составляет 13 тысяч рублей. У трактористов, штамповщиков, столяров чуть выше — 15 тысяч рублей. Экономист с зарплатой 16 тысяч 443 рублей — было 5 вакансий. Требуются электрики в количестве 17 человек, зарплата также низкая…

 

— Честно признаюсь, на месте вашего сотрудника мне бы было неловко предлагать такие вакансии. Вернее, такие зарплаты.

— Наша служба — посредник. Мы не можем диктовать какие-либо условия работодателю. Конечно, такие предложения людей не устраивают, особенно с учётом того, что большая часть стоящих на учёте в поисках работы — люди с высшим образованием.  Но мы всем рекомендуем идти по выданному Комитетом направлению, даже если не устраивает заработная плата, и разговаривать на месте.

 

— Кто ваш работодатель? Государственный сектор, частные предприниматели?

— И те, и другие. Любой работодатель, ведущий свою деятельность на территории Северной Осетии, обязан предоставлять нам сведения о вакансиях.

 

— Вы можете подсчитать, сколько мест нашли своего обладателя в процентном соотношении?

— Вопрос в длительности поиска. Люди всё равно идут. При первом ознакомлении с предложениями, как правило, следует негативная реакция. Потом приходят вторично и выбирают из того, что есть. Считаю, что молодым специалистам, у которых нет опыта работы, надо идти на любую зарплату. Что касается педагогов (44 вакансии на сегодня), то заявляется «минималка» — 12 тысяч 918 рублей, но по факту зарплата зависит от количества часов и, как правило, выше. Интересный факт: сейчас на учёте стоит 80 педагогов, из них ищут работу по данной специальности всего 23 человека.

 

— А остальные?

— Согласны на другую работу, только не в школу.

 

— Картина ясна. Вакансии хоть какие-то есть, зарплат нет никаких. Людей понять можно: приходится выбирать от безысходности. Возникает вопрос: почему в вашей таблице никак не отразилось выполнение Майских указов по учителям и врачам. Вопрос скорее риторический. Кому его задавать?

— У Комитета нет никаких рычагов воздействия на работодателей. Мы можем только обратиться к ним с просьбой вывести работников из «серой» зоны и показывать в своих предложениях реальную зарплату. Официальный показатель, которого республика должна достичь к концу года — вывести из «теневой» занятости 9 тысяч 821 человека. Важно: Пенсионный фонд обязательно должен подтвердить факт отчислений.

 

— И как?

— На сегодня выявили около 4,2 тысяч человек. Ещё добавлю: низкая зарплата — это не аргумент в пользу безработных. Есть такая категория людей, которых априори всё не устраивает, чтобы ты не предложил. И она достаточно большая. Приведу пример. Серьёзный работодатель искал сварщика и мастера козлового крана. Отказались все три человека, которых мы направляли. Их не устроила заработная плата в 30–40 тысяч. Из 12 молодых, только что выпустившихся из училища сварщиков, с трудом уговорили только двоих. Предлагалось 25–30 тысяч рублей, полный социальный пакет и горячий обед. На что они рассчитывают, ведь у них вообще нет никакого опыта работы?

 

— Не могу не согласиться с вами. Молодёжи надо всё-таки основной акцент ставить не на заработную плату, а на приобретение опыта работы.

— Труд — это такой же товар. Человек должен понимать, какие компетенции он может предложить. Каждый должен задать себе вопрос: «Что ты умеешь? Что ты можешь? Почему тебе должны заплатить не 25, а 30 тысяч рублей? Понимаю, молодые, есть амбиции, но они должны быть основаны на здравом смысле. Но уровень подготовки в высших и средних учебных заведениях оставляет, как правило, желать лучшего.

 

— А как там с пресловутыми юристами-экономистами?

— Юристы: заявок 118, предложений 0. Экономисты: заявок 164, вакансий 9. Инженеры: заявок 164, вакансий 14. Тоже объяснимо: сколько у нас промышленных предприятий, где требуются инженеры? Их нет.

 

— Что, в основном, спрашивают люди?

— Все хотят хорошо оплачиваемую офисную работу. Особенно те, кому менее 45 лет. Те, кому «за», более сговорчивые. Сказывается советское воспитание и прагматичный подход к жизни. И, конечно, понимание своего возраста. В прошлом году в категории 50 плюс мы трудоустроили 146 человек, из них большой процент людей с высшим образованием согласился со специальностями, где оно не требуется. Например, оператор котельной, слесарь-сборщик.

 

— Сразу перейдём к очень сложной теме — введению пенсионной реформы со всеми вытекающими оттуда проблемами. Ко всем вашим головным болям добавляется ещё одна — глобальная: как соблюсти паритет и не вызвать конфликт поколений?

— Изменения в пенсионном законодательстве коснутся нашего ведомства напрямую. Это проблема не нова — соотношение работающего населения и пенсионеров неуклонно уменьшалось.

 

— Вы готовы решать проблему? Мало того, что в свете оптимизации работающий пенсионер был всегда под угрозой сокращения, теперь получается, что человек вынужден работать после 55 лет. А если предприятие закроется, куда он пойдёт?

— Сегодня перед нами ставится задача отследить каждого работающего предпенсионного возраста. Приблизительно, это около 9 тысяч человек. Наша задача — сделать всё, чтобы те, кто занят, этой работы не лишились, чтобы не было дискриминации по возрасту. Этим будет заниматься и трудовая инспекция. Все попытки такого человека уволить будут пересматриваться 200 раз. Работодателям будет очень сложно это сделать. Работающий пенсионер — под меньшим риском: он уже получает пенсию. Понимаю, что пенсии маленькие, но это хоть что-то.

 

— Хорошо, а если пенсионер хочет работать дальше? Один год вы отследите, а потом? На мизерные пенсии жить невозможно.  А дальше пойдет следующий год, по нарастающей.

— Трудный вопрос. В Комитете предполагается создать подразделение, которое будет заниматься этой проблемой, предлагать по необходимости переобучение, работу в других регионах, где требуется рабочая сила. Второе звучит не совсем убедительно, но мы можем исходить только из тех возможностей, которые имеем.

 

— А куда пойдут молодые?

— Мы постараемся убедить работодателей использовать сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста как наставников хотя бы на полставки.

 

— Не буду комментировать, ясно одно, что с работой будет очень непросто. Пособие по безработице сейчас какого размера и кому выплачивается?

— Минимальное — 850 рублей, максимальное — 4900 рублей. Планируется увеличение пособия в 2019 году. Получателем пособия может стать гражданин, стоящий на учёте в Службе занятости, признанный безработным в установленном порядке. Пособие назначается сроком до одного года. За это время Комитет предлагает стоящему на учёте вакансии, имеющиеся в базе.

 

— Поговорим о переподготовке кадров. Не так давно из уст Главы республики прозвучало, что Комитет по занятости готовит только маникюрш и водителей. Так ли это? Если так, то почему?

— Перекос получился потому, что человек, приобретя какие-то навыки в индустрии красоты, мог сам себя обеспечить работой без каких-либо дополнительных вложений.  Сказать, что мы специально ориентируем людей именно на эту сферу, нельзя. Если мы сейчас посмотрим в регистрационном журнале пожелания наших клиентов, где бы они хотели работать, преимущество будет в сфере красоты.  Что касается мужчин, то из 400 безработных, прошедших переобучение, водителей только 21 человек. Но критика Главы совершенно обоснованная — обучать водителей категории «В» — неправильно. Где они  применили эти «знания»?  Отмечу, что по закону о занятости переобучение граждан является способом повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Человек должен сам выбирать, где ему пригодятся новые знания и умения.  Мы учли критику и будем работать по широкому кругу направлений, ориентируясь не только на пожелания безработных, но и на потребности работодателей. Сейчас, к примеру, мы работаем над возможностью получения сертификатов для медсестёр, учитывая большой спрос на эту специальность.  Поясню, не обучать на медсестёр, а помогать восстановиться в профессии тем, кто какой-то период не работал, и предыдущий сертификат утратил силу. Также усилим направление по переобучению на рабочие специальности. И тут надо соблюсти баланс, ведь Комитет после переобучения обязан трудоустроить человека. Поэтому сначала ищем реальных работодателей с реальными вакансиями, а потом переобучаем человека для конкретного производства. Будем работать точечно. Переобучать есть где и есть кому.

По федеральной целевой программе (33 млн рублей) мы можем готовить специалистов только в сферах туризма и строительства.  Пока осваивать средства сложно: обучить мы можем, но некуда трудоустраивать. А это практически государственный заказ. Контрольный показатель 573 человека. Его не выполнить мы не имеем права.  Пока договора заключены только по 200 гражданам с учётом того, что проведена колоссальная работа с работодателями.

 

— Буквально несколько слов о том, определён ли общий вектор работы предпринимателей и учебных заведений. Много нареканий по поводу несовпадений спроса и предложений.

— Считаю, что эта работа на должном уровне не ведётся. Несмотря на то, что мы этот баланс составляем, полной картины спроса и предложения на перспективу в три-пять лет не имеем. Работодатели к этому не готовы. Просьба о подаче сведений подобного характера вызывает у них сопротивление. Хаос приводит к тому, что мы не понимаем, куда трудоустраивать выпускников. Гарантированных заказов на перспективу у нас нет. Министерство образования также прилагает большие усилия, чтобы реально спрогнозировать потребности. Но пока общие результаты слабые. Нет должного уровня планирования развития производства. И цифры должны давать как минимум 50% от общего числа предпринимателей, и не «с потолка».

 

— В заключение расскажите о помощи молодым предпринимателям.  Кто может поучаствовать в программах? Как вы отслеживаете законность трат?

— Только в этом году у нас появились средства выдавать безвозмездные субсидии в размере 200 тысяч рублей.  По федеральной программе было выделено на 20 млн 600 тысяч рублей (93% федеральных денег и 7% республиканского).  Уже определены 103 победителя из 211. Это и ООО, и индивидуальные предприниматели, и безработные граждане.  Сейчас идет стадия заключения договоров. Контроль за расходованием будет жесточайший.  После получения средств человек должен в течение 45 дней приобрести те объекты, о которых он говорил на защите проекта, и предоставить нам отчёт о приобретении. Обязательно условие — создание двух легальных рабочих мест. В течение года наши сотрудники будут отслеживать результаты его деятельности.

 

Несколько слов в итоге. Рынок труда в напряжённом состоянии. Каждый год в службу занятости обращается 15 тысяч человек. 7 человек на место, даже малооплачиваемое, говорит само за себя. Грядут пенсионные изменения. Чем они чреваты в области трудоустройства — пока мало кто себе представляет. Но в разговоре с Альбиной Плаевой неожиданно прозвучала и такая мысль: а кто спрашивает работодателя? Он должен устроить столько-то и столько-то по квотам. А как специалист этот человек его устраивает? За что он ему должен платить заработную плату? Об этом тоже стоит подумать. Всё это звенья одной цепи, пазлы одной картины. Чтобы получить результат, всё должно совпасть. Сложно, бесспорно, но необходимо.

Тамара БУНТУРИ

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Тамара Бунтури
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ИнтервьюКоличество просмотров: 1543

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»