Александр Пагаев: «Великая Отечественная война — это урок мужества советских войск и народа»
Арсен ДРЯЕВ
Их осталось совсем немного, но наш святой долг помнить цену, которую заплатили наши отцы, деды и прадеды за Победу в Великой Отечественной войне. Наш сегодняшний герой — 94-летний житель Владикавказа Александр Михайлович Пагаев…
— Александр Михайлович, расскажите, пожалуйста, о себе и где вас застало начало войны?
— Я хоть и родился в селении Гизель, но долгое время отсутствовал в родном краю. В 1931 году, когда моего отца раскулачили, нас сослали в Казахстан. Побыли мы там два года и вернулись обратно в Гизель. В 1935 году нас вторично отправили уже в Узбекистан.
В конце 1942 года меня призвали в армию и отправили во Владивосток. Там ожидалось нападение Японии на Советский Союз. После победы наших слов под Сталинградом, японцы отказались от своего намерения нападать на нашу страну. Тогда меня отправили эшелоном на Западный фронт. Так сложились обстоятельства, что нашу дивизию в 1943 году после прорыва обороны срочно перебросили на Ленинград, тем самым усиливая защитные войска на этом направлении фронта.
Немцы хотели по новой закрыть полностью кольцо, но это им не удалось. После этого в 1944 году я оказался на Карельском перешейке. Только здесь испытал на себе настоящие боевые действия после прорыва там обороны. Нашей дивизии ставилась задача за десять дней освободить город Выборг — сломить оборону противника и овладеть населённым пунктом. Наши войска это успешно осуществили при явном преимуществе в воздухе и другими средствами защиты. Так я непосредственно миномётчиком участвовал в прорыве обороны города Выборг, там же дважды был легко ранен и с перевязанными руками охранял знамя дивизии и полка.
После освобождения Выборга нас отправили на учёбу в Новосибирск в пехотное училище, чтобы быстро подготовить и присвоить звания младших лейтенантов и на фронт. Но так получилось, что пока нас готовили, война уже завершилась. Дело было в том, что в последние два года боевых действий было большое преимущество наших войск как в небе, так и на полях. Немцы уже отступали, это началось с предгорьев Северного Кавказа, в том числе, от моего родного села Гизель.
В 2019 году меня пригласили на празднование 75-летия освобождения этого города от немецко-фашистских захватчиков. К сожалению, там не оказалось ни одного оставшихся в живых участников войны, освобождавших Выборг. Тогда же меня пригласили и на мероприятия, которые пройдут в честь 80-летия освобождения. Я пообещал им дожить до этой даты.
— Ну для своих лет Вы прекрасно выглядите…
— Готовясь к 75-летию Великой Победы 9-го мая, я готовлю себя физически. Более сорока лет я занимаюсь здоровым образом жизни и активно его пропагандирую. В городе Владикавказ мною создан спортивный клуб «Ветеран», который участвует во всех мероприятиях, проводимых для лиц нашего поколения. Таким образом я иду навстречу юбилею нашей Победы.
— Каким было для вас утро 22 июня 1941 года?
— В это время мы собирали хлопок в Узбекистане, мне было 17 лет. И до нас как до окраины эта новость конечно же тоже дошла. Новость была печальная, нас собрали и объяснили, что началась война и от нас требуется много работать для поддержки фронта. Так я встретил начало войны.
Весть об окончании войны я встретил на поле, на тактических учениях под Новосибирском. С поля мы бегом побежали на центральную площадь города. То ликование народа у меня до сих пор стоит перед глазами.
— Что было дальше?
— Потом, после окончания училища, по своему желанию я попал на Тихоокеанский флот, где прослужил 30 лет и ушёл в отставку в звании капитана первого ранга. С 1985 года я военный пенсионер, но ещё 35 лет проработал в приморском крайисполкоме инструктором и заведующим военно-мобилизационным отделом. Оттуда я третий раз ушёл на пенсию и с тех пор больше не работаю. После того как мне исполнилось 90 лет, я вернулся в родную Осетию и в республиканском Совете ветеранов занимаюсь военно-патриотической деятельностью с нашей молодёжью.
— Возвращаясь к теме войны, расскажите о самых ярких эпизодах войны для вас?
— Ну самым ярким эпизодом для меня было преодоление восхвалённой линии Маннергейма. Это был сильно укреплённый район, но мы его быстро преодолели. Потому что в 1944 году наше наступление уже никто не мог остановить. Было такое вдохновление, что на каждой машине и повозке было написано «Вперёд на Хельсинки». В какой-то момент на Ленинградский фронт прибыл товарищ Жданов и распорядился прекратить наступление. Мы восстановили государственную границу.
— Когда в первый раз увидели немца лицом к лицу, что вы почувствовали?
— Это было на переднем крае обороны Ленинграда. Но мне довелось увидеть не живых, а мёртвых немцев. Потому что артиллерийская подготовка была настолько продумана, что в живых на передовой их уже не осталось. Оттуда мы уже догоняли оставшиеся разрозненные немецкие отряды, бежавшие на запад.
— На фронте ощущалась поддержка союзников СССР?
— Для меня, как обычного солдата, абсолютно не ощущалось. Знали, что откроется второй фронт, но нам это долго обещали, но в итоге его открыли только тогда, когда наши войска совершили коренной перелом в ходе войны.
— Какое из сражений вам запомнилось больше всего?
— Это было на Западном фронте. Мы прибыли в Ржев, от города практически ничего не осталось. Один печные трубы торчали вверх. Этот город пять раз переходил из рук в руки. Здесь были очень жестокие бои.
— Война длилась 1418 дней, какие из них для вас были самыми тревожными?
— Самыми тревожными, конечно же, были дни обороны Ленинграда. Когда кольцо было прорвано, немцы хотели вновь хотели закрыть это кольцо. Были брошены лучшие советские войска, чтобы больше этого не допустить и продолжить снабжение города по Ладожскому озеру. Впоследствии, как участника боев ленинградского фронта, меня часто приглашали на марафон «Дорога жизни». Он проводится ежегодно в последнее воскресенье января. Семь раз я в нём участвовал. Последний раз это было в 2014 году и занял второе место при беге на пять километров. Участвовал я и в московских марафонах во Владивостоке. Сегодня я ежемесячно и ежесуточно пробегаю по пять километров. К кануну 75-летия эта дистанция для меня стала маловата, и я добавил ещё два. Там самым я выполняю обязательства, которые я взял накануне 70-летия победы наших войск. Я доведу свой пробег до 82500 километров!
— Что людям войны помогло победить?
— Рассказывая о войне школьникам, а я часто веду Уроки Мужества, конечно, самое главное было как в годы войны народ сплотился воедино и вместе работали во имя Победы. Поэтому такая большая радость ко дню победы ежегодно проявляется. Чего стоит только один Бессмертный полк. Мне ежегодно доверят пронести знамя Победы. В этом году мне пообещали отправить меня 9 мая на главный парад на Красной площади. Очень на это надеюсь.
— Какие качества солдата были наиболее ценными?
— Неиссякаемые дух и энергия советских воинов. Особенно он стал сильным после коренного перелома в ходе войны. Люди шли на ещё большие подвиги и героические поступки. Они и получали самые высшие награды государства. Для меня, например, из моих наград самая дорогая для меня — это орден Великой Отечественной войны второй степени и две медали за оборону Выборга. Ну и конечно же, благодарность от Иосифа Сталина за освобождение этого города.
— Какими бы вы хотели видеть нынешних защитников Родины?
— Они, конечно, сегодня отличаются от воинов нашего времени. Сейчас к ним предъявляются более жёсткие требования. В современных условиях это просто необходимо. Им приходится нелегко, это можно наблюдать на постоянных учениях. Они лучше подготовлены и физически, и политически. В случае необходимости они смело будут защищать нашу Родину, как это делали мы в годы ВОВ.
— Что для вас означает сам День Победы?
— Для меня очень ценно наблюдать, как народ ликует. Это большая радость для нас. Особенно бросается в глаза юнармейское движение. Я думаю, ещё не менее полвека народ будет помнить эту Победу. Именно за это мы и боролись — за мирную жизнь наших детей и внуков, которых у меня четверо. А я сегодня могу заниматься своим любимым делом — путешествовать. Был в Китае, Турции, планирую поездить по России и Европе.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |