Среди наук, которые вызывают особенный интерес, особняком стоит археология. Полная тайн и загадок, она не спеша приоткрывает завесу скрытности путём неустанного труда исследователя.
О том, какое значение имеет археология, о себе и ряде других аспектов жизни рассказывает заслуженный деятель науки Северной и Южной Осетии, д.и.н., старший научный сотрудник отдела археологии СОИГСИ Руслан Дзаттиаты.
– Руслан Георгиевич, расскажите немного о себе. Как Вы пришли в археологию?
– Когда я был студентом, у меня появилась возможность участвовать в этнографической экспедиции в качестве художника. Руководителем был Людвиг Чибиров. Мы исходили верховья реки Большой Лияхви. Я не только рисовал, но помогал вести записи у информантов. После этого, работая уже учителем истории, я снова участвовал, на этот раз в археологической экспедиции. Мы раскапывали могильник Стыр Фаз в Джавском ущелье. Руководителем был Баграт Техов, и я там был в качестве художника.
Потом решил поступить в аспирантуру, для этого надо было поехать в Институт археологии АН СССР. Я поступил, и моим руководителем стал замечательный человек, профессор Евгений Крупнов.
– В чём Вы видите связь археологии с другими науками?
– Нет такой науки, с которой археология не связана, начиная с точных наук. Это методические и статистические методы, физика, химия, биология, астрономия, география, искусствоведение, не говоря уже об истории.
– На территории Осетии есть два крупных археологических объекта. Это Тлисский и Кобанский могильники. Какое значение каждый из них имеет для археологической науки?
– Есть десятки крупных объектов, которые относятся к бронзовому веку, и внимание привлекают только они. Кобанский могильник раскопан был хищнически, неумело, и многое для науки утеряно. Тогда как Тлисский могильник раскопан Теховым на высоком научном уровне. Трудно переоценить их ценность для истории нашего народа.
– Перечислите свои изданные труды. Есть такие, которые стоят особняком?
– Отмечу следующие работы: «Орнаменты горной Осетии», «Культура позднесредневековой Осетии», «Царциатские памятники. Едисское городище и могильники», «Аланские древности Даргавса».
– Сейчас идут острые дебаты относительно аланского наследия. Может ли археология поставить точку в этом нелицеприятном споре и сказать, кто же является потомками алан – осетины или какой-либо другой народ?
– Археология говорит однозначно, что потомками алан являются осетины. Что, конечно, не исключает аланского этноса в этногенезе других народов.
– Как Вы относитесь к предлагаемой руководством Южной Осетии идее добавить к названию республики ещё и «Государство Алания»?
– Вторая часть избыточна – Государство. Достаточно назвать – Осетия-Алания.
– Идеал осетина. Каким он должен быть?
– Патриот своей Родины, искренний, правдивый, трудолюбивый, знающий свою историю. Хранитель народных традиций, широко эрудированный. Я атеист, но я не против традиционных осетинских праздников.
– Ваши увлечения?
– Живопись, музыка, хореография, путешествия в горы.
– Каковы будут Ваши пожелания народу Осетии?
– Это объединение Осетии. Мира и процветания в составе России. Иного не дано.
– Спасибо за беседу. Удачи Вам!
Сергей ЦХУРБАЕВ