Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Артём Кациян

Пионер авиации

Артур (по распространённым данным, – Артём) Андреевич (Андроникович) Кациян (Кациан). Это имя можно встретить в пожелтевших газетах и архивных бумагах начала XX века. Артура Кацияна историки авиации знают, прежде всего, как одного из первых энтузиастов авиации, человека необыкновенной смелости, изумлявшего публику виртуозными полётами. Но немногие даже из историков слышали о том, что Артур был талантливым художником, что его картины хранятся во владикавказском Художественном музее имени М. Туганова.

Артур Андреевич родился в мае 1880 года во Владикавказе в семье приказчика магазина. В десять лет он рисовал, имел хороший музыкальный слух и голос, отлично учился а школе, был смелым и смекалистым. Поступив в гимназию, Артур увлечённо занялся живописью, лепкой и керамикой, любил спорт, музыку. В гимназии дружил с Евгением Вахтанговым, будущим известным актёром, режиссёром.

Артур помогал отцу, зарабатывал деньги, преподавал русский язык и арифметику, рисование. По окончании гимназии в 1905 году отец устроил Артура в Тифлис, учиться живописи. Преподаватели, увидев большое дарование мальчика, направили его в Мюнхенскую академию художеств. Артур успешно выдержал экзамены и стал учиться живописи и ваянию. Одновременно изучал европейские языки. В Мюнхене он сближается с другими студентами-кавказцами, находящимися в Германии, знакомится с Акопом Коджояном – будущим талантливым художником Армении. А когда в Мюнхене в 1908 году открылся аэроклуб, Артур стал одним из первых его членов. Среди учащихся клуба он выделялся необычайной решительностью и темпераментом. Быстро освоив полёт на планере и самолёте, Артур в сентябре 1909 года сдал все лётные испытания на отлично и стал одним из лучших лётчиков. Он участвовал во многих международных авиасостязаниях.

В 1909 году Артур устанавливает рекорд по дальности и высоте полёта. В качестве приза получает самолёт фирмы «Граде»: на нём позже совершал показательные полёты в Голландии, Бельгии, Дании и Германии. По окончании лётного клуба Кацияну предлагают остаться в Германии для преподавания лётного мастерства. Ему отказывают в выдаче диплома лишь потому, что он гражданин России. Заветный диплом за №61 Артём получил лишь 17 февраля 1911 года. Даже исходя из того, что диплом пилота-авиатора датирован 1911 годом, Артура по праву можно считать первым лётчиком-армянином и одним из первых российских авиаторов.

Окончив художественную академию и лётный клуб, Артур уезжает на родину и берёт себе псевдоним «Артём Кациан». Багажом по железной дороге во Владикавказ он перевозит самолёт. Газета «Терек» писала: «Спешите покупать билеты! Полёты будут производиться с плаца у кадетского корпуса». До подъёма Кацияна и воздух никто во Владикавказе не видел самолёта. Своим полётом он изумил всех.

В книге Х.С. Петросяна «В рядах советских авиаторов» (г. Ереван, 1969 г.), приводятся воспоминания о полётах Артура Андреевича. Один из друзей авиатора Татузов рассказывал: «Однажды были проданы билеты. Собралось очень много народу, прибыл губернатор и другие высокопоставленные чины. Время начинать полёт. Кациян под аплодисменты подошёл к аппарату и при помощи механика стал запускать мотор. Но мотор не запустился. Долго Кациян возился у мотора, но запустить не смог. Из публики начали кричать: «Крути, Артём, авось запустишь!». Эти слова начала скандировать молодёжь, присутствовавшая на плаце. Артём хладнокровно проверял все детали мотора и искал причину его отказа. Наконец, дефект был устранён. Мотор заработал. Все кричали «ура» и аплодировали. Артём Андреевич занял своё место пилота, дал газ, сделал небольшой разбег и оказался в воздухе. Оркестр заиграл туш. Сделав несколько кругов над плацем, Кациян повёл аппарат на снижение и плавно посадил его на площадку. Оркестр снова заиграл туш. Друзья подбежали к самолёту, взяли Артёма на руки, пронесли мимо сидящего начальства, остановились и под громкое «ура» и аплодисменты начали подбрасывать его вверх».

А. Кациян разъезжал по городам Кавказа, совершал полёты и зарабатывал деньги. Между тем, жизнь «покорителя неба» была нелёгкой, приходилось совершать полёты и в рекламных целях. Самолёт изнашивался, запчастей не было. В 1913 году, во время посадки в Гяндже (Кировабад), мотор самолёта захлебнулся и остановился. Кациян спланировал на пахоту, но самолёт разбился. Денег, чтобы купить новую машину, не было. Лишившись возможности летать, Артём уехал во Владикавказ и занялся живописью. Ева – жена-бельгийка – бросила его и уехала на родину. Артём остался: «Траву у дома не променяю на заграницу», – говорил он.

А. Кациян пробыл во Владикавказе недолго. Его тянуло в авиацию. По стране организовывались авиашколы, воздухоплавательные кружки, аэроклубы, военные авиаотряды. В конце 1913 года Артём выехал в Петербург и поступил на авиазавод, работал мастером, затем лётчиком-испытателем. С началом Первой мировой войны он был мобилизован, направлен на Северо-Западный фронт. А. Кациян на самолёте вёл разведку, корректировал огонь артиллерии. За успешные боевые действия был награждён двумя Георгиевскими крестами. Однажды во время полёта Артём был ранен, но смог посадить самолёт.

Восстановить здоровье не удалось – врачебная комиссия признала Артёма негодным не только к полётам, но и к службе. Для А. Кацияна это было неожиданное решение. Он неоднократно обращался в Управление воздушного флота с просьбами разрешить вернуться в авиацию: «Я чувствую себя в воздухе лучше, чем на земле и буду более полезным в авиации для моей Родины». Но каждый раз он получал отказ.

Возвратившись во Владикавказ, Артём Кациян занялся живописью, скульптурой, фотографией. Открыл мастерскую «Фотография Рембрандт». Владикавказ стал для него ареной широкой общественной и творческой деятельности. Артём руководил художественной самодеятельностью, учил молодёжь. Он первым во Владикавказе поставил на армянском языке оперетту «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова и сам участвовал в ней. Газета «Терек» писала: «Кациян уже давно заменил авиацию на яркие краски палитры и мягкую кисть». И на самом деле, он, чувствуя, что ему не скоро теперь вернуться в авиацию, начал страстно заниматься живописью и скульптурой. Он явился автором художественного оформления городского парка. Много скульптур, картин, портретов передовиков производства было создано руками А. Кацияна. Он работал художником в товариществе Союза Советских художников.

Судьба преподносила Артуру Андреевичу всё новые сюрпризы. В 1922 году А. Кациян по ложному доносу был арестован и приговорён к высшей мере наказания. Недруги обвинили его в фальшивомонетчестве. Началось всё с того, что он нарисовал рубль, да так искусно, что некоторые позавидовали и сообщили куда следует. Через два месяца после ареста Артура Андреевича освободили из-под стражи «по решению центра». Эта ситуация серьёзно сказалась на его здоровье.

Об Артёме Кацияне, как об одном из талантливых художников Северной Осетии, говорится и в «Политико-экономическом очерке Северной Осетии»: «Всё шире развивается изобразительное искусство, как профессиональное, так и самодеятельное. Республиканский Союз Советских художников объединяет 24 человека. Среди них есть талантливые мастера. Картины Кочетова, Крюкова и Кацияна, представленные на республиканской выставке, заслуживают самого пристального внимания советской общественности».

На выставках были представлены следующие картины А. Кацияна: «Коста Хетагуров», «Терек», «Чабаны изучают советскую Конституцию», «Встреча Кирова», «Убийство революционера Ноя Буачадзе», «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и др. Он преподавал живопись в Художественном техникуме. Во многих домах частных лиц во Владикавказе имеются картины и натюрморты, а также репродукции, сделанные Артёмом Андреевичем с картин Айвазовского, Репина, Сурикова и других классиков русского и западноевропейского искусства.

Но не забывает Артём Андреевич и об авиации. В мае 1934 года в г. Орджоникидзе организовали аэроклуб, Артём стал его постоянным членом. Там он преподавал теорию полётов, рассказывал молодёжи об авиации. Он постоянно следил за выходом в свет книг и статей об авиации. Вместе с известными лётчиками М.Н. Ефимовым, А.А. Васильевым, Н.Е. Поповым, К.К. Арцеуловым, П.Н. Нестеровым и другими Артём Кациан был горячим пропагандистом авиации в России.

1 марта 1943 года Артур Андреевич по доносу вновь был арестован органами НКВД СО АССР по обвинению в том, что он, проживая в с. Бирагзанг в период оккупации селения немецко-фашистскими захватчиками, работал в немецкой комендатуре переводчиком немецкого языка. Пока шло следствие, состояние здоровья Артура Андреевича резко ухудшилось. 12 мая 1943 года он оказался в тюремной больнице, а 23 мая его не стало – не выдержало сердце. Уголовное дело было прекращено, а спустя 55 лет честное имя героя авиации было восстановлено. Сотрудники прокуратуры Северной Осетии, пересмотрев дело, признали Артура Андреевича полностью реабилитированным. Но ещё долгое время он был предан забвению.

В сборе сведений об Артёме Кацияне большую помощь оказали директор музея авиации Армении в г. Ереване Размик Гаспарян, приславший на наш запрос письмо с данными и фотографиями, сотрудники Национального музея РСО-Алания Мария Бетоева и Русудан Туаева, представители УФСБ РФ по РСО-Алания. Поиск и сбор материалов продолжается, поскольку основные вехи биографии талантливого авиатора-художника установлены далеко не полностью.

Согласно принятому на днях решению Северо-Осетинского республиканского организационного комитета «Победа», данью памяти авиатору будет запланированное на 2012 год установление мемориальной доски на доме, где жил Артур Андреевич, и продолжает сегодня жить его семья.

Андрей ДОНЧЕНКО

г. Владикавказ

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ПамятьКоличество просмотров: 2040

Теги: Биографиятворческая деятельностьПамятьГерой

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»