Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Авангард на берегах Терека

Изменения в социально-культурном развитии России 20-30-х годов XX века привели к новым веяниям во всех областях человеческой жизни. В архитектуре наметилось тяготение к простым геометрическим конструкциям и цветовой раскованности, конструктивной возможности совмещать в одном проекте сразу несколько материалов. Стекло, металл, дерево. Это стало катализатором трансформации языка архитектуры, в недрах которой зарождался новый стиль — авангард. Основными чертами авангарда в архитектуре стали строгость, законченность форм, аскетичность конструкций, природная естественность материалов, простота и логичность внешнего облика.

В ближайшее время в Ростове-на-Дону выходит дополнительное издание к первому выпуску книги «Архитектура Юга России эпохи авангарда», куда войдут памятники авангарда Северной Осетии. Первое издание этой монографии ростовского архитектора историка архитектуры Артура Токарева не прошло незамеченным. Архитектура авангарда, как стиль, в последнее время снова вызывает повышенный интерес. Ещё дело в том, что литературы по всем регионам достаточное количество, чего нельзя сказать о Юге России. Строились тысячи уникальных зданий, но их никто не описывал. Чаще обращались к исторической архитектуре, классике, модерну, но не к советскому авангарду. Вдобавок к этому эпоха авангарда занимала очень короткий период, особенно на юге с конца 1920-х до середины 1930-х. Позже начнутся другие процессы: насильственный поворот советской архитектуры к освоению классического наследия, т.н. сталинской классики. Впервые автор Артур Токарев обратился к теме советского авангарда, когда ещё в 2013 году издал книгу «Архитектура Ростова-на-Дону в годы первых пятилеток». Работа привлекла будущего координатора и спонсора Игоря Бычкова, который предложил расширить монографию и выпустить «Архитектуру Юга России эпохи авангарда». Такая книга, спустя два года, вышла и была посвящена архитектурным памятникам Ростовской области, Краснодарского края, Крыма и Кавказских Минеральных Вод. Для сбора необходимой информации участники научных экспедиций пять раз выезжали в города регионов для исследования. В предисловии к первому изданию книги автор помечал, что представленная монография — это только часть исследования, требующего расширения территориальных границ. В новом втором дополненном издании «Архитектуры Юга России эпохи авангарда» будут представлены архитектурные памятники Волгоградской, Астраханской областей, Калмыкии и Северного Кавказа. Не исключение в этом смысле и РСО-Алания. Когда в прошлом году группа исследователей архитектурных памятников эпохи авангарда под руководством координатора проекта Игоря Бычкова побывала в Северной Осетии, она выявила ряд объектов, построенных в стиле авангард: дом специалистов на улице Огнева, 9; дом НКВД на углу улиц Рамонова-Кирова; жилой дом в четыре этажа по улице Ростовской; жилой дом с примыкающим к нему детским садом по улице Томаева напротив телефонной станции; столовая завода «Электроцинк»; вход в Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова со стороны проспекта Мира; административное здание в Беслане; гидроэлектростанция в Кобани.

Уместно напомнить, что вход в парк — это уникальная композиция, которая не повторяется больше нигде. Правда, объект с течением времени немного претерпел изменение: вместо древесных рам, стоят стеклопакеты белого цвета.

Уникальной находкой для группы исследователей стал небольшой двухподъездный дом в пять этажей, что находится рядом со 2-й поликлиникой на проспекте Коста. Уникальность ему придают фасадные угловые линии, сужающиеся кверху и выступающие полуколонны. Здесь ещё сохранилось несколько персональных деревянных рам, что в настоящее время очень большая редкость. В быту жильцы, не мудрствуя лукаво устанавливают стеклопакеты, обезображивая тем самым внешний фасад здания. Из-за таких нововведений некоторые здания из списка могут не попасть в книгу, ведь важно, чтобы современные фотографии максимально передавали изначальный вид здания. Решением проблемы могут стать архивные фото, где здание запечатлено в первоначальном облике. Остаётся надеяться, что все шероховатости удастся устранить и все архитектурные объекты займут своё достойное место в новой энциклопедии.

  

Неделя в стране восходящего солнца

 

Япония, а иначе Страна восходящего Солнца, обычно в современном представлении характеризуется несколькими словами типа: высокие технологии Аниме, воины ниндзя. Но, на самом деле, жизнь этой страны гораздо многообразнее, чем может показаться на первый взгляд.

Япония — это страна не только идущая впереди многих по техническому прогрессу, а государство, где чтут многовековые обычаи предков, которым много сотен лет. Нынешний, 2018 год был провозглашён Годом Японии в России, аналогично проводится Год России в Японии.

 Сделать ещё один шаг к лучшему знакомству с этой несколько экзотической для нас страной была призвана Неделя японской культуры в рамках Года Японии в РФ, которая только что закончилась во Владикавказе. Инициатором мероприятий выступила Федерация айкидо Северной Осетии, которая вот уже 25 лет занимается изучением многогранной японской культуры. Мероприятия проводились в Центральной научной библиотеке и Национальном музее Северной Осетии. Неделя началась с демонстрации двух художественных фильмов. Первым был фильм «Ушедшие», режиссёра Дзиро Такита — это кинопроизведение является лауреатом премии Оскар за 2008 год в разделе «Лучший иностранный фильм». А вторым фильмом «Отважный Сандзюро — отважный самурай» была отдана дань уважения выдающемуся кинорежиссёру и сценаристу Акиро Куросаве. Он был лучше известен за пределами своей страны. Наиболее сильное влияние работы режиссёра оказали на такой специфический жанр киноиндустрии США, как вестерны. За 57 лет жизни Куросава поставил 30 фильмов. В своей творческой работе он был связан и с нашей страной, поставив на базе «Мосфильма» кинофильм «Дерсу Узала», явившимся первым кинопроизведением не на японском языке. Вместе с фильмом Акира Куросава получил Главный приз Московского кинофестиваля, а чуть позже два приза премии «Оскар» за режиссуру и лучший иностранный фильм. В 1991 году Акира Куросава за большой вклад в развитие культурных связей между СССР и Японией был награждён орденом Дружбы народов.

В этот же день вечером прошла лекция о культе меча в Японии. Меч, примерно с XVIII века, перестаёт быть просто оружием, становясь символом традиции и культуры Японии. Даже очень небогатый военный мечтал о красивом оружии с художественным оформлением, сделанным известным мастером. Ради этого он был готов долго копить необходимую сумму, отказывая себе даже в еде. Смесь буддизма и синтоизма в сознании японца, а также эстетические начала, которые закладывают в будущего самурая с детства, позволяет наделять меч душой. Со временем он стал не просто элементом экипировки и даже не семейной реликвией, а чем-то большим. Меч стал абсолютно сакральной самостоятельной частью любого уважающего себя служаки. Иероглиф, который читается, как самурай, означает служить. Японский меч и до сих пор остаётся одним из символов страны наряду с чайной церемонией и веером. О них речь ниже.

По программе недели они тоже расположились рядом, и на следующий день, 27 марта, можно было принять участие в чайной церемонии. Её специальный ритуал предназначен для обретения душевного спокойствия. Соответствующие предметы и атрибутика, жесты и поведение людей-участников церемонии, а также символика чайной церемонии передаются из поколения в поколение. Мало того, что чай готовится по строгим правилам, но в самой церемонии могут принять участие не более пяти человек и общество подбирается с особой щепетильностью.

Для участия в чайной церемонии все должны одеть специальную одежду. Перед самым началом все присутствующие собираются у входа в чайный дом для того, чтобы настроиться на возвышенный лад и отбросить в сторону суетливые мысли и будничный настрой. Японская чайная церемония может продолжаться несколько часов. В Японии существуют специальные учебные заведения, в которых можно пройти курс обучения этому искусству.

Следующий день был посвящён ознакомлению с одним из самых изящных искусств Японии — классической каллиграфии. Каллиграфические работы ценятся не меньше, чем произведение живописи. В них ясно отражается один из основных принципов восточной эстетики Ваби Саби просто и изящно. Жители Востока верят, что иероглиф имеет сакральное значение, ведь письмо на Востоке считается посланием неба, а потому каллиграфический знак несёт в себе энергетический заряд. Рассматривая каллиграфическую работу, надо думать об успехе, свете, радости и тогда счастье обязательно войдёт в вашу жизнь. Кстати сказать, мастера чайной церемонии изучают каллиграфию не менее долго и тщательно, чем чайное действо.

Затем, уже на базе клуба «Гессен» в течение трёх дней показывали виды рукопашного боя без оружия и искусство применения традиционного холодного оружия, которое в средние века было на вооружении в самурайской армии. К первым относятся карате, айкидо, джиу-джитсу. Ко вторым обычно относят Кэндо — фехтование на двуручных мечах. Кюдо — стрельба из лука, Яри Дзюдцу — бой на копьях и некоторые другие. Особое место занимает борьба Сумо, которая в наши дни стала общенациональной.

В рамках недели не было обойдено японское искусство складывания бумаги особым способом — оригами. Это одно из самых доступных занятий, так как для того, чтобы сложить фигурку, требуется только листок бумаги. Многие оригамисты любят складывать все объекты живой природы. Следует отметить сходство звучания японских слов «Бог» и «Бумага ками». Таким образом возникла связь между религиозными ритуалами и складыванием фигурок. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших коробок, в которые помещали кусочки рыбы и овощей, предназначенных в дар богам. Примечательно, что выставку оригинальных японских кимоно помогала оформлять жительница нашего города, увлекающаяся собиранием этого вида японской одежды — Маргарита Бохан. Кстати, с японского слово «кимоно» переводится, как одежда. Причём, изначально так называли любое облачение. Но со временем термин закрепился за халатиками, которые по сей день носят азиаты всех возрастов. Его запахивают на правую сторону как мужчины, так и женщины. А на левую сторону его запахивают исключительно на покойнике. Всё кимоно делают одного размера. Уже потом сами владельцы подгоняют одежду под свою фигуру, подворачивая как удобно. Раньше каждое кимоно расшивалось вручную и стоило больших денег. Поэтому его носили бережно. Сейчас же в Японии для пошива традиционного кимоно производят специальную ткань определённой ширины и длины. Её нужно только раскроить на прямоугольники и прострочить.

Один из последних дней недели был полностью отдан вечеру японской литературы, и одновременно можно было в Национальной научной библиотеке посетить целую специальную выставку книг авторов из Страны восходящего солнца.

На заключительный день была оставлена, пожалуй, одна из самых интересных бесед на тему точки соприкосновения японской и аланской культур. Взяв японские литературные памятники VIII века, записи о делах древности и «анналы Японии», можно обнаружить параллели с осетинской Нартиадой. Самурай — это конный воин и стрелок из лука. Имеются гипотезы о контактах ещё во IIIV-ом веках представителей скифо-сибирского мира и конкретно сармато-аланов с древним населением Японии. Высказывается предположение, что алано-сарматские воины, кочуя по Азии, дошли и до Японии и, войдя в сословие самураев, осели там.

В заключение следует отметить, что правы были те, кто сказал, что нельзя объять необъятное, но, думается, что эта Неделя Японской культуры не ставила столь обширных целей, но она пробудила интерес к нашему дальнему соседу — Стране восходящего солнца — Японии.

 

Игорь МАНАЕНКОВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Игорь МАНАЕНКОВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ОбществоКоличество просмотров: 1772

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»