Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Авиация в судьбе Владикавказа

Наши земляки-лётчики – георгиевские кавалеры


День Воздушного флота России отмечается в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28.09.92 №3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного флота России». В этот же день, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 №949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил», проводятся праздничные мероприятия, посвящённые Дню Военно-Воздушных Сил России, который отмечается 12 августа.

 

В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ номер 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. 12 августа принято считать началом создания военной авиации России.

Рассказывая о наших земляках-лётчиках, обычно вспоминают славных асов, героев Великой Отечественной войны – Алексея Остаева, Василия Коняхина, Сергея Бицаева, Ибрагима Дзусова, а также Эльдара Цоколаева, Виктора Агузарова, Виктора Васенкова и других. Углубляясь в историю, могут ещё вспомнить Артёма Кациана, первого лётчика – нашего земляка. Но ведь есть и другие лётчики, имеющие прямое отношение к Владикавказу и Осетии. Это участники Первой мировой войны, среди которых было много наших земляков.

Но для начала можно напомнить, что один из самых известных лётчиков той поры П. Нестеров стал летать благодаря Владикавказу. В 1910 году молодой офицер одной из артиллерийских частей, расположенных на Кавказе, был проездом в нашем городе. Здесь Нестеров познакомился с Артёмом Кацианом, пилотом-авиатором, построившим планер своей собственной конструкции. «Моё увлечение авиацией началось с 1910 года...» – вспоминал потом П. Нестеров.

На сегодня пока трудно сказать, сколько уроженцев Владикавказа и Осетии стали лётчиками в годы Первой мировой войны, поэтому мы остановимся лишь на георгиевских кавалерах.

Первым отличился Константин Вакуловский. Родился он в 1893 году в г. Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск) в семье генерала. В 1911 году окончил Владикавказский кадетский корпус, затем Николаевское инженерное училище. С августа 1914 года подпоручик Вакуловский в Новогеоргиевской крепости на должности наблюдателя крепостного авиационного отряда.

Весной 1915-го Константин прошёл курс обучения полётам, получив звание «военный лётчик» и чин поручика. Летал на самолёте «Фарман» в основном на разведку. Летом 1915 года немцы окружили Новогеоргиевскую. Основные силы русской армии отошли далеко назад, вскоре положение осаждённых стало безвыходным. Чтобы спасти самолёты, лётчикам приказали покинуть крепость. Тогда Вакуловский предложил вывезти на его машине знамя и ордена. Желая остаться не замеченным, Вакуловский вылетел из крепости на заре 6 августа, когда густой туман скрывал его тихоходный аппарат от немцев. После чрезвычайно сложного многочасового «слепого полёта», когда из-за тумана и отсутствия приборов временами приходилось лететь у самой земли на высоте 15-20 метров, несмотря на ружейный огонь противника, Вакуловский посадил самолёт в расположении наших войск и сдал знамя и ордена в штаб фронта. За этот полёт он был награждён орденом Св. Георгия IV степени.

В дальнейшем он не раз участвовал в воздушных боях. Самым напряжённым для него стал день 9 Марта 1917 года, когда Константин провёл 16 (!) воздушных боёв и сбил 2 самолёта. Войну Вакуловский закончил в чине капитана с шестью воздушными победами. За боевые заслуги, кроме ордена Св. Георгия, он был награждён орденами Св. Владимира IV степени, Св. Станислава II и III степени, Св. Анны II, III, IV степеней и Георгиевским оружием. К сожалению, его дальнейшая судьба пока не известна. По некоторым сведениям, Вакуловский погиб в авиакатастрофе в 1918 году.

Большой известностью пользовался в Русской армии военный лётчик Фёдор Зверев, летавший в составе 4-го истребительного отряда.

Уроженец станицы Наурской Терского казачьего войска, он окончил Владикавказское реальное училище, затем Казанское военное училище и Севастопольскую авиашколу. Сначала Зверев служил в казачьих частях, затем стал офицером 1-го корпусного авиаотряда.

Однажды он в одиночку атаковал немецкий самолёт типа «Летающая крепость» – хорошо вооружённую двухмоторную машину «Румплер». Зверев попал пулей в правый мотор вражеского самолёта и тот был вынужден совершить аварийную посадку, его экипаж попал в плен. Самолёт Зверева также получил 57 пробоин, винт разлетелся, повреждены были капот и масляный бак, пробит шлем у лётчика. Несмотря на все эти повреждения, Зверев смог сделать посадку на свой аэродром возле Браилова.

Всего же он сбил в воздушных боях более 10 немецких самолётов и был награждён орденом Св. Георгия IV степени. В дальнейшем он участвовал в Белом Движении, стал полковником. Будучи в эмиграции, он проживал в Ливане и скончался в Бейруте в 1938 году.

Выпускником Владикавказского реального училища был и Стефан Грейм. В дальнейшем он окончил Алексеевское военное училище и офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. В 1913 году получил звание лётчика.

Сначала он числился в 41-м парковом артиллерийском дивизионе, а с 1916 года был в 35-м корпусном авиационном отряде. 17 августа 1916 года, будучи в чине поручика, возвращаясь с воздушной разведки неприятельской позиции, вступил в неравный бой с 4 немецкими аэропланами над лесом близ с. Затурцы, был сбит ими и погиб, смертью запечатлев содеянный им геройский подвиг. Посмертно он был награждён орденом Св. Георгия IV степени.

11 июля 1916 года погиб ещё один наш земляк – Валериан Ртищев. Он окончил Владикавказское реальное училище, затем Михайловское артиллерийское училище и Севастопольскую авиашколу. С октября 1915 года Ртищев находился в 3-м армейском авиационном отряде. Весной 1916 года участвовал в воздушной охране Императорской резиденции в г. Хотин.

За «отличия в делах против австрийцев» он был награждён несколькими боевыми орденами. Посмертно был награждён орденом Св. Георгия IV степени. «За то, что, будучи в чине поручика, во время воздушной разведки 11 июля 1916 г., наблюдая с аппарата системы «Вуазен» и встретив над неприятельским расположением истребитель противника системы «Фоккер», геройски вступил с ним в неравный бой, обстреливая его из пулемёта до тех пор, пока, загоревшись на высоте 1200 метров, из-за взрыва пробитого пулей противника бензинового бака, не упал и не разбился».

Тело погибшего лётчика Валериана Ртищева было доставлено во Владикавказ и предано земле с подобающими герою почестями.

В 1895 году во Владикавказе в семье офицера родился Константин Высоцкий. После окончания военного училища он служил во 2-м Сибирском корпусном авиаотряде, а с сентября 1916 года был лётчиком 21-го корпусного авиаотряда. За отлично проведённые разведки в марте 1916 года он был награждён орденом Св. Георгия IV степени. В 1917 году Высоцкий окончил Севастопольскую авиашколу и остался в ней инструктором. Демобилизовался после занятия г. Севастополя частями германской армии. С июля 1919 года находился в белых частях. Служил шофёром-электротехником в танковом дивизионе. Произведён в поручики. В ноябре 1920 года, во время эвакуации частей Русской армии генерала П.Н. Врангеля из Крыма, отказался покинуть пределы России. В декабре 1920 года арестован органами ВЧК и 4 декабря 1920 года расстрелян как белый офицер. 7 ноября 2001 года он был реабилитирован.

Говоря о наших земляках, нельзя не отметить Антона Немухина, уроженцы станицы Галюгаевской Терского казачьего войска. Отец его работал в областном правлении Терской области.

Немухин окончил Оренбургское казачье юнкерское училище и служил в частях Терского войска. Сначала он был на Кавказском фронте, а затем в Карпатах. С марта 1916 года – ординарец начальника 1-й Терской казачьей дивизии, затем был начальником конно-сапёрной команды Терской дивизии. В декабре 1916 года Немухин был переведён в 4-й авиационный отряд истребителей на должность наблюдателя. 12 сентября 1917 года он произведён в подъесаулы.

7 апреля 1917 года, вызвавшись охотником выполнить задачу по разведке и сбрасыванию бомб в районе с. Сураия (Румыния), несмотря на ураганный огонь зенитных орудий, с явной опасностью для жизни, с успехом выполнил поставленную ему задачу. Одним из снарядов, попавшим в самолёт, были разбиты: мотор, пропеллер, бензиновые баки и оторвана от мотора кабинка наблюдателя, а сам Немухин был контужен. За это дело он был награждён Георгиевским оружием. В 1919 году Антон Немухин числится в рядах Белой армии, дальнейшая его судьбы неизвестна.

Мастерски сражались и другие русские пилоты. Обозреватель одной из австрийских газет отмечал, что «русские лётчики были и остаются для нас наиболее опасным противником, более опасным, чем французские». Думается, что мы ещё узнаем и другие славные имена наших земляков-лётчиков, сражавшихся в небе ныне забытой Первой мировой войны. Они этого достойны.

 

Феликс КИРЕЕВ

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Администратор
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»