Зимой вода из-под крана чиста и прозрачна. А летом начинают обильно таять ледники, начинается сезон ливневых дождей. В результате активизируются родники, впадающие в источник водоснабжения — реку Царитдон. Река не успевает самоочищаться, и вся грязь и примеси устремляются через каптаж в магистральный водопровод 1963 года постройки.
«Сейчас без питьевой воды летом остаются жители Урикау, Хидикус и часть жителей Бардзикау, — рассказывает сотрудник управляющей компании в Верхнем Фиагдоне Зема Тигиева. — Нашему водопроводу требуется реконструкция, а, скорее всего, и полная его замена. Он уже несколько раз попадал в различные программы, но пока ничего в его отношении не предприняли».
Все водопроводные сети селений, перечисленных Тигиевой, проложены от этой магистрали на собственные средства проживающих здесь людей. Их обслуживанием также занимается само население за собственные деньги. «Никаких капиталовложений со стороны властей никогда произведено не было, — утверждают жители селения Урикау в письме, поступившем в нашу редакцию. — Несколько лет назад приглашали специалиста из Москвы, который сделал предложение обустроить камеры для воды, где бы она очищалась, параллельно поставив установку для обеззараживания непосредственно на каптаже. Проект был бюджетным, без больших материальных затрат, но решал проблему. Увы, воспринят не был, и советы специалиста повисли в воздухе. Второе предложение было — от каптажа поднять трубу вверх к устью реки, с целью обхода основного загрязнителя, с последующей установкой фильтровальной станции и установки обеззараживания».
Тем не менее, решить проблему так и не удалось. На сегодняшний день жители вынуждены покупать воду в магазинах: им даже не привозят воду на специальных машинах. «Соблюдение санитарных норм в таких условиях, конечно, проблематично, а ведь у нас дети, старики. Отдыхающие спешат покинуть наши селения, выражая недоумение создавшейся ситуацией, мягко говоря», — сетуют урикауйцы. Жители рассказывают, что недавно им предложили решить вопрос раз и навсегда — за счёт собственных средств.
«К нам поступило предложение — собрать с каждого домовладения деньги (7 тысяч рублей) и они нам проведут трубу с источника «Лац». Насколько нам известно, эти горе-водопроводчики уже провели одну некондиционную, не соответствующего диаметра трубу, в посёлок Верхний Фиагдон. В итоге воды не хватает и идёт подпитка с Царитдона. А как же нас они собираются обеспечивать?», — вопрошают жители Урикау. Зато им предложили после прокладки водопровода за их счёт обзавестись счётчиками-водомерами.
«А разве ресурсоснабжающая организация не обязана установить счётчики? Мы законопослушные граждане, но в то же время у нас кроме обязанностей, есть ещё и права, — возмущаются урикауйцы. — Исходя из этого, нам хотелось бы получить полную информацию о собственниках источника «Лац», о лицензии или о договоре водопользования. Где утверждённый тариф, на основании которого с нас собираются брать оплату за воду. Насколько нам известно, с жителей посёлка взимают плату за воду и канализацию по тарифу города Алагир, где присутствуют такие составляющие, как электроэнергия на насосы в скважинах, обеззараживающие установки и многое другое, которого в Фиагдоне нет и в помине. А тарифа для Фиагдона нет, так откуда же он возьмётся для наших сел? И в конце концов, если сети наши, водопровод будут строить на наши деньги, не логичней было бы нам оформить право собственности и при надобности передать в аренду обслуживающей организации, для возмещения понесённых нами финансовых затрат».
«Лац» действительно находится в частном владении. Сейчас оттуда питаются многоэтажки Верхнего Фиагдона. Но в любой момент может появиться собственник, который запретит пользоваться «его» водой, поступающей с его земельного участка. «Отсутствие питьевой воды — это и мой больной вопрос, — сетует Тигиева. — Ведь я тоже живу здесь. Если бы привлекались нормальные специалисты, то, может, дело бы и сдвинулось с мёртвой точки. А так — чего тут ждать».
Глава Фиагдонского сельского поселения Валерий Гуриев о проблеме наслышан и утверждает, что не оставляет её без внимания. «Мы не знаем, что делать, — разводит он руками. — У нас двенадцать населённых пунктов. В многоквартирные дома мы провели в прошлом году два водовода с источника «Лац». Сейчас опять приезжали проектировщики. До сентября проект должен быть готов, и тогда строительство нового водовода будет включено в программу».
По словам Гуриева, стоимость строительства нового водовода исчисляется миллионами рублей. Но, самое главное, говорит он — это приобрести трубы. «В прошлом году мы тоже так делали, — рассказывает Гуриев. — Кто-то нам экскаватором помог, кто-то сваркой. И сейчас главное — приобрести трубы, а технику мы бы нашли».
Гуриев понимает, что многие сельские жители просто не имеют финансовой возможности собирать деньги на строительство водовода. В то же время другого варианта решения проблемы он не видит: никакие фильтры, по его словам, не могут обеззаразить воду, не соответствующую никаким санитарным требованиям. «Но вопрос решается и без внимания не остаётся, — не теряет оптимизма глава Фиагдонского сельского поселения. — Я думаю, к следующему году вопрос решится».
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |