2017-й, объявленный Годом экологии, таким является пока лишь на бумаге. Корреспондент «Терских ведомостей» занялся в Карачаево-Черкесии поиском ответов на извечные российские вопросы «кто виноват?» и «что делать?»
Раннее утро. Восточная окраина Черкесска. Два транспортных средства муниципального предприятия по уборке города «Спецавтохозяйство» неспешно движутся по улице Подгорной, собирая по пути выставленные у обочины мусорные мини-контейнеры. Однако на пересечении с улицей Мира трактор и грузовик останавливаются. Причина банальна: гора бытовых отходов – прямо около перекрестка.
Если бы это был единичный случай, возможно, ситуацию посчитали бы за недоразумение. Мол, кто-то проезжал мимо и выбросил домашний хлам, копившийся (судя по количеству валявшихся предметов) не менее месяца. Сотрудники САХа убрали участок, однако всего через два-три дня ситуация повторилась. И так на протяжении длительного времени.
Когда дело дошло до разбирательства, выяснилось, что авторами этого беспредела являются местные жители. Когда-то здесь располагался мусорный контейнер. Затем многие улицы, в том числе и Подгорную, перевели на повёдерный вывоз (это делается на тех территориях города, где преобладает индивидуальная жилая застройка и оставлять большую ёмкость для бытовых отходов перед чьим бы то ни было домовладением не представляется возможным – прим. редакции). Однако многие по старинке продолжили выносить к перекрёстку ненужный хлам. Вслед за мусором сюда пожаловали и «братья наши меньшие» – бродячие собаки.
И, что печально, нарушителей санитарных норм неоднократно просили, предупреждали, требовали прекратить складировать отходы в неположенном месте. Но ничего не менялось. Впрочем, никто особо и не жаловался. Из чего можно было сделать вывод: либо люди привыкли ко всему, либо не верили, что есть шанс что-то изменить к лучшему.
Фотографии этой свалки, размещенные на сервисе «Активный горожанин» Интернет-портала мэрии Черкесска, в разделе «Экопатруль», а также сопроводительное письмо от жителей – крик души – послужили поводом для более активных действий. Поднятый шум вокруг данной проблемы, в том числе с привлечением представителей СМИ, немного облегчил ситуацию. По крайней мере, информация о способах воздействия на инициаторов аналогичных свалок нашла своих адресатов. Всё-таки законом предусмотрены внушительные штрафные санкции, и далеко не каждый согласится просто так расстаться с денежной суммой с несколькими нулями.
Другое дело, что надзорным органам крайне сложно реагировать на происшествия без посторонней помощи. Ну, не будут же они караулить излюбленные «мусорными» нарушителями территории? А потому только при участии населения есть шанс решить данную проблему, которая, если ею не заняться всерьёз, может приобрести огромные масштабы, вплоть до экологической катастрофы.
Одно время схожие «болевые точки» можно было наблюдать при выезде из республиканского центра в северном и юго-восточном направлениях. Тогда тоже вдоль берегов реки Кубань горы мусора скапливались по несколько месяцев. Некто, не желая тратиться на утилизацию бытовых и строительных отходов, по сути, экономил на здоровье всех жителей. Думается, не стоит напоминать, что происходит с остатками пищи, полиэтиленом и многим другим в жаркое время года и сезоны дождей. А тут ещё и прибрежная территория, и главная водная артерия юга России, питающая сразу несколько регионов.
Лишь своевременная реакция республиканских и городских властей на обращения граждан позволила локализовать, а затем и погасить очаг экологической катастрофы. Многое удаётся решать с помощью профилактических бесед с населением. Другое дело, что далеко не каждый понимает добрые намерения и увещевания. Только расставшись с энной суммой денег, такие люди начинают понимать: «А ведь всего этого можно было избежать»…
Артур МХЦЕ