Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Давайте останемся осетинами

В настоящее время стали много говорить о необходимости переименования Северной Осетии и возвращении исторического названия «Алания». В Сети всё чаще затрагивается эта тема. Большинство, наверное, эту идею поддержит, кто-то – нет. Кому-то вовсе нет до этого дела. Но вопрос «Зачем нам это нужно?» так и повиснет в воздухе. Потому что на него нет ответа.

В №8 от 3 марта с.г. в «Терских ведомостях» эта тема затрагивалась В. Габановым. Я согласен с ним в плане основного посыла статьи (как я его понял) о бессмысленности бесконечного перелопачивания истории и необходимости строить жизнь сегодня. Но в чём я не согласен с уважаемым автором, так это в том, что вообще не нужно было добавлять слово «Алания» к названию нашей республики. Категорически не согласен. На мой взгляд, «Северная Осетия-Алания» – идеальное название, подчёркивающее преемственность. А больше ничего и не требуется. Кроме того, на тот момент это была хорошая инициатива для повышения уровня патриотизма и национального самосознания.

В конце концов, мы имеем право называть так свою республику, ведь сегодня академической наукой доказан факт прямого родства современных осетин с историческими аланами, в т.ч. родства языкового, отрицание значимости которого мне кажется совершенно неуместным.

Но теперь поговорим о главном. Состоит оно в том, что пора бы нам попридержать своих аланских коней и оглядеться вокруг. Оглядеться и понять, что мы перемудрили на каком-то этапе. Мы возгордились своими корнями, когда сами пребываем в удивительном убожестве. Соседние республики вкладывают деньги в промышленность и сельское хозяйство, не забывая при этом о традициях и культуре, а мы всё трясём своими дипломами и твердим: «Аланы были там!», «Они завоевали тех!».

Мы гордимся далёкими предками, оставаясь невежественными и неблагодарными по отношению к предкам ближайшим. Даже наши замечательные традиции уже сведены к застольной показухе, предназначенной для того, чтобы удивлять гостей и туристов. Как-то читал статью, посвящённую иеговистам. Её автор возмущался тем, как можно предать свои священные пироги, отречься от адатов отцов и т.д. Независимо от того, что думают и делают иеговисты, можно констатировать очевидный факт – мы сами отреклись и от традиций, и от пирогов. В тот самый момент, когда традиции превратились в застолье, а пироги – в коммерческий товар и аналог пиццы.

Каждый раз, когда мы заказываем пироги на работу, чтобы просто пообедать, наполним рюмку водкой и смеем таким образом обращаться к Богу, мы отрекаемся от наших традиций. Не упоминай имя Господне всуе. Мудрость заповеди очевидна, вне зависимости от того, христианин ты или нет. Существует ли бОльшая суета, чем желание выпить и закусить?

Вот на таких застольях мы и любим рассказать друг другу о нашем уникальном происхождении, о том, что мы, оказывается, ираноязычные (будто это новость!), о том, что аланы были во Франции, Италии, Британии, Китае и до кучи разрушили Карфаген. И всё это повествование идёт без какой-либо привязки ко времени и логике. Какая-то каша из полуправды и домыслов. Уж поверьте мне на слово. Я бы мог рассказать о том, где аланы действительно были, за кого воевали и т.д. Но примерять плащ капитана Очевидности не хочу.

Да, много чего было, и много чего аланы сделали в своё время. Да, они, без сомнения, были превосходными воинами. Я только не могу понять, зачем всё это возводить в какой-то подвиг и придавать ореол геройства, считать это эпохальным достижением? Неужели непонятно, что аланы воевали не ради каких-то возвышенных целей, не приносили кому-то света цивилизации, да и единым племенем никогда не были? Ими двигали вполне обычные для всех времён причины – жажда лучшей жизни, земель, богатств, что вынуждало их вместе с другими племенами нападать на Римскую империю. Или, если удавалось договориться, служить ей. Важно понимать, что эти аланы растворились среди народов, на территории которых осели. Поэтому не являются нашими прямыми предками.

Ими как раз являются те аланы, кто в Европу не ходил, а остался здесь. Но можем ли мы считать своим достижением то, что являемся чьими-то потомками? Возвышает ли это нас и зачем постоянно твердить об этом? Мы даже о ближайших предках ничего не знаем. Выглядит это примерно так же, как и в случае с аланами, и тоже за столом: так и так, был при царе генерал, который имел право не вставать перед монархом. Какой генерал? При каком царе?

Интересно то, что эти самые осетинские офицеры и солдаты императорской армии, кто воевал за Россию и чьими славными подвигами можно гордиться, мало думали о своём аланском происхождении. Вряд ли генералы Д. Абациев, Э. Мистулов, А. Борукаев, Д. Датиев и др. соотносили себя с аланами, которые «разрушали Карфаген». Зато они с честью несли своё имя и о них с уважением отзывались, как об осетинах. Эти выдающиеся люди не требовали переименовать Терскую область в Аланию. А некоторые из нас сегодня требуют «вернуть историческое название» и готовы, по-видимому, быть аланами, а не осетинами.

Предлагаю окончательно спуститься на землю и поговорить о совсем простых вещах. Для обычной осетинской семьи вряд ли есть разница, историческое это название или нет. Она как платила условные пять тысяч рублей в месяц за газ, так и будет платить. И как считала свои копейки пенсионерка, так и будет считать. Хоть Римской империей назовите республику, но текущих проблем это не решит. Так к чему вся эта возня?

Можно, конечно, выступить перед восторженной московской публикой в здании осетинской диаспоры, показать ей три пирога и заявить, что предназначение осетин – спасти мир, потому что мы потомки там чьи-то, но до словоблудия ли нам сейчас? Может быть, спасём для начала нашу республику, а остальной мир уж как-нибудь сам сориентируется? Возьмите любую сферу и везде найдёте удручающую ситуацию. Всё пропитано чёрствостью и цинизмом, хамство и жадность стали обыденностью. А республика – дотационный регион. Вот, до чего могут дойти потомки аланов.

Конечно, ждать понимания от большинства людей не стоит. Более того, многие поспешат обвинить меня в отсутствии патриотизма, скажут, что я не люблю свою историю и т.д. Мне есть, чем возразить. Я осетин. Я люблю свой народ и свою историю. И я старался, чтобы люди, с которыми я делил все прелести военной службы, имели о моём народе хорошее мнение и передали его другим. Не берусь судить, насколько хорошо у меня получилось, но я старался. Я не твердил им о славных предках, от которых все произошли, не рассказывал про утраченное величие.

Я думаю, что мы не должны заниматься пустыми делами и тешить своё тщеславие, пытаясь хотя бы в названии республики приблизиться к славным предкам. Можно ведь сохранить с ними живую связь и преемственность, не отказываясь от настоящего. Республика Северная Осетия-Алания – это должно звучать гордо. Это самое лучшее название.

Пётр Козаев, историк:

– Аланы являются не единственным компонентом объединения наших предков и современного осетинского народа. На сегодняшний день мы можем говорить о 12-ти только основных составляющих в объединении наших предков.

Почему мы отказываемся от скифов, сарматов, савроматов, массагетов, данов, кухов, кахов и др., половина которых и сегодня выделяется в составе осетинского народа, как конкретные этнокомпоненты?!

Руслан Дзаттиаты, засл. деят. науки Сев. и Южн. Осетии, д.и.н., с.н.с. отд. арх. СОИГСИ:

– Аланы – наши предки, и такими предками нужно гордиться.

Термин «Государство» не нужен, если речь идёт о РЮО. Достаточно и правильно будет: Республика Южная Осетия-Алания.

 Герман МАМИЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Герман Мамиев
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Все, ВзглядКоличество просмотров: 1292

Теги: Пётр КозаевГерман МАМИЕВАланияРуслан Дзаттиаты

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»