Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Детства радуга-дуга

Детская литература в современности переживает нелёгкие времена. Корней Чуковский, Агния Барто и Самуил Маршак, безусловно, востребованы, но вот каковы успехи их последователей на поприще борьбы за детские души? Здесь сразу послышатся жалобы на то, что детей «отвоёвывают» компьютеры, айфоны и Интернет. Но не стоит спорить с тем, что по-настоящему талантливо написанная и соответствующим образом проиллюстрированная книга путь к сердцу маленького и от природы пытливого непоседы обязательно найдёт.

Детства радуга-дуга
Тамерлан ТЕХОВ
Детская литература в современности переживает нелёгкие времена. Корней Чуковский, Агния Барто и Самуил Маршак, безусловно, востребованы, но вот каковы успехи их последователей на поприще борьбы за детские души? Здесь сразу послышатся жалобы на то, что детей «отвоёвывают» компьютеры, айфоны и Интернет. Но не стоит спорить с тем, что по-настоящему талантливо написанная и соответствующим образом проиллюстрированная книга путь к сердцу маленького и от природы пытливого непоседы обязательно найдёт.
Так, как находит антология «В краю весёлых радуг», в которую вошли стихотворения 21 современного ставропольского автора. Несомненно, изданию пора перешагнуть границы родного для поэтов Ставрополья — созданная картина детства вызовет интерес в любом регионе страны. В первую очередь, обращает на себя внимание количество авторов, на достойном уровне пишущих для детей здесь и сейчас. В книгу включены и произведения Татьяны Гонтарь, Александра Екимцева, Леонида Епанешникова, Ивана Кашпурова, Анатолия Линёва, Михаила Маликова и Игоря Романова, увы, ушедших из жизни на рубеже веков. Однако их творчество, близкое и родное последователям, принадлежит и XXI веку тоже.
Составителями книги выступили Николай Ананьченко, Елена Иванова (она же осуществила общую редакцию и стала автором предисловия), Екатерина Полумискова и Любовь Шубная. В предисловии-обращении к читателю отмечается, что главная из заповедей, оставленных Чуковским собратьям по перу, гласит: «Детский поэт должен быть счастлив, как и те, для кого он творит».
В жизни, безусловно, бывает всякое, но всех авторов книги однозначно можно назвать счастливыми взрослыми, с удовольствием окунавшимися или окунающимися в первозданный мир детства. В то же время, по словам автора вступительной статьи, они никогда не забывали, что «стихи должны научать маленьких читателей чему-то, нести познания как о мире животных и растений, так и о самих ребятах, об их взаимоотношениях с друзьями и окружающими, исподволь давать правильные нравственно-этические установки, побуждать к оценке как чужих, так и своих поступков».
Далее — просьба к родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы они стали заинтересованными собеседниками и сопереживателями ребёнка, прогуливающегося по стране с названием Поэзия. Непосредственно ему, юному другу поэтов, адресовано продолжение разговора: «Мы знаем, что тебе нравится, чтобы взрослые разделяли с тобой твои игры и забавы, занятия, увлечения. И вот к тебе пришли поэты. В своих стихах они зовут тебя вместе с ними побродить по земляничным полянам, получше рассмотреть пушистый одуванчик и понять, для чего нужны ему парашютики, пообщаться с нашими четвероногими друзьями, побывать в сказочной грибодеревушке, где живут грибята с их мамами и папами. И как же хорошо вместе со взрослыми сначала убирать, а потом печь на костре картошку, забрасывать в реку удочку рядом с папой, любоваться прекрасными картинами природы!». Далее — надежда на то, что стихи так понравятся, что будут на память декламироваться на детском празднике, дне рождения, в кругу друзей и близких.
Книга располагает к семейному чтению, традиции которой, хотелось бы надеяться вместе с авторами, утеряны не безвозвратно. Ясно ведь, что самостоятельно читать ребёнок, так или иначе, научится, но вот получать удовольствие от чтения — это вопрос другой. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребёнка на первых порах, по наблюдениям психологов, трудная работа. Станет ли оно удовольствием, зависит от взрослых и книг, вовремя предложенных ими.
Специалисты также отмечают, что в процессе чтения ребёнок может не понять весь смысл прочитанного и не всегда он это может уточнить или осознать. Вот и получается, что он трудится, устаёт и не понимает всего смысла текста, теряет мысль, не всегда замечает смешные моменты, потому что всецело поглощён процессом чтения. И книга становится непонятной. Возьмёт ли он её в руки в другой раз с удовольствием? Применительно к современной литературе — возьмёт, если это издание не ниже уровня «В краю весёлых радуг». Тем более, при возвращении благой традиции — в детстве и юности нынешнее старшее поколение читало вместе с родителями…
Для облегчения восприятия содержания юным другом творчество авторов систематизировано в виде говорящих о себе разделов: «Всё на свете надо знать», «Подарите мне слона», «Первая пятёрка», «В краю весёлых радуг». То есть, сразу ясно, в каком из стихотворений превалируют стимулирование к познанию окружающего, показ внутреннего мира маленьких фантазёров, их жизни в школе и пребывание в объятиях природы. Важнейшие, надо сказать темы для детской литературы, и подаются они оригинально, свежо, с парадоксальными наблюдениями и выводами, кажущимися таковыми только взрослым, не оставшимся немного детьми.
В полной мере эти слова относятся к творчеству одного из вдохновителей проекта, автора целого ряда книг для детей Николая Ананьченко. Взять хотя бы стихотворение «Завод для облаков», дающее сборнику общий настрой на позитив. Ребёнок мечтает повзрослеть и пойти работать на завод, где выпускают моторы для облаков. Очень даже логично — раз «вата из воды» летает, должен быть и мотор. Привлекательно для ребёнка? Вполне, ему даже захочется самому проиллюстрировать стихотворение. К слову, чёрно-белые иллюстрации в книге имеются, но специально к работе над ней художники не привлекались. Безусловно, для того чтобы не удорожать проект, а так можно было бы привлечь самих детей — воспитанников тех же художественных школ.
Следующий важный момент — поэт, как и ряд его коллег по перу, не обходит стороной тему привязанности детей к современным технологиям. В стихотворении «Чтоб от жизни не отстать» мальчик попал в «объятия» подаренного ему за отличную учёбу планшета и… начинает получать в школе только двойки-тройки. Вопрос от него же:
Странно это!
Чтоб от жизни не отстать,
Подружиться с Интернетом,
Надо двоечником стать?».
В то, что мальчик в итоге спрятал планшет и избрал для обучения книги, маленький читатель может и не поверить, но пища для размышлений у него появится, а это уже большое дело.
Иного плана стихотворение «Грибодеревушка» даёт для воображения того же читателя ещё большую волю. Всего в десяти строфах разыгрывается целое повествование, позволяющее изобразить большую и шумную семью грибочков с грибомамой, грибопапой, грибятами и так далее. Ну, а почему нет? Грибята — те же малыши, любящие играть в прятки, капризничающие, ссорящиеся. В общем, напоминающие неугомонных детей, ради которых создавал поэт деревушку, расширяющую свои границы сразу после грибодождя. Эх, взрослые, чаще бы вы водили детей в лесные походы, чтобы грибодед «рассказывал» им свои истории…
А знаете ли вы, что свои детки имеются и у одуванчика? Эту «тайну» в стихотворении «Для чего одуванчику парашюты» раскрывает поэтесса Елена Иванова. Мама-одуванчик, оказывается, раздаёт «сыночкам-дочкам» парашютики, чтобы они с дуновением ветра приземлялись неподалёку и подрастали. Думается, что этот образ заставит детей трепетно относиться к окружающей среде, дорожить красотой, даруемой цветами.
Свой особый мир для этих солнышек создаёт и Любовь Шубная, также очень хорошо знающая психологию детей, показывающая, как они, дети, нуждаются во внимании взрослых, вроде и недалеко находящихся, но не желающих снизойти до их маленьких больших забот и проблем. Для начала от них, взрослых, требуется то, чем сполна обладает дедушка Аркаша в стихотворении «Дедушкина каша».
Чем вкусна эта незатейливая еда?
У меня секрет простой,
Я ведь кашу вместо масла
Заправляю добротой» — признаётся он и тем самым ещё раз напоминает о том, что каждый из нас может и должен делать мир чуточку добрее.
Таковым его непременно сделают мальчишки, прототипом которых у поэтессы выступает наивный Федя (стихотворение «Генеральная уборка»). Генеральную уборку, затеянную мамой, он трактует по-своему:
К нам приедет генерал!
У меня ни разу в детской генерал не убирал!
Каламбур вызывает улыбку, в воображении детей же ещё и необходимость помогать старшим по хозяйству. По-своему рисует поэтесса и пейзаж. К примеру, в стихотворении «После дождя» «солнце в каждой луже улыбается, берёзка в сарафан из бисера одета, радуга опирается о луга». Интересные, согласитесь, рисунки создали бы дети по подобным описаниям.
Продолжить обзор можно было бы, приводя примеры из творчества Екатерины Полумисковой, Натальи Окенчиц, Александра Мосиенко, Елены Гончаровой, Сергея Рыбалко, Татьяны Корниенко, Елены Кривецкой, Елены Крыловой и других авторов. Новых им всем успехов, и появления таких же содержательных антологий на всём литературном Кавказе!




РегионыКавказ
Print
Автор статьи: Администратор
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: На книжной полкеКоличество просмотров: 1145

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»