Безопасность на дорогах по-прежнему остаётся делом двоих – пешехода и водителя. Тема актуальна как никогда. Согласно социологическому опросу, проведённому ВЦИОМ совместно с экспертным центром «Движение без опасности», одна пятая часть опрошенных пешеходов не смотрит по сторонам, прежде чем перейти дорогу там, где пешеходный переход регулируется светофором.
Опрошенные в минувшем месяце пешеходы в 13% случаев переходили дорогу в неположенном месте и ещё 58% отметили, что нарушали ПДД. Треть респондентов часто не замечала автомобиль во второй полосе движения и выходила из-за стоящих у перехода транспортных средств, не удостоверившись в безопасности своих действий.
По данным статистики аварийности на дорогах, в 2016 году по всей стране произошло около 22 тысяч ДТП из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами, в которых погибло почти 4 тысячи человек и свыше 18 тысяч получили увечья.
В рамках исполнения поручений главы государства на президиуме Госсовета, посвящённого безопасности дорожного движения в РФ, был утверждён ряд мероприятий, направленных на сокращение аварийности на дорогах страны.
Первым проектом, который был реализован в рамках этой программы зимой-весной 2017 года, стала социальная кампания «Сложности перехода», направленная на профилактику ДТП с участием пешеходов. Цель кампании – объяснить участникам дорожного движения необходимость правильного взаимодействия между пешеходами и водителями, поскольку от их взаимопонимания зависит безопасность самих пешеходов и, в первую очередь, детей. Проект в феврале-марте 2017 года был реализован уже в десяти субъектах РФ, в том числе 21 марта в Северной Осетии.
В зале СОГУ общая и животрепещущая для всех тема собрала за круглым столом не только экспертов по безопасности дорожного движения, но и представителей департаментов образования, здравоохранения, транспорта, муниципальных образований, уполномоченных по правам ребёнка, СМИ и других заинтересованных в решении проблемы организаций. На встрече присутствовал и глава республики Вячеслав Битаров.
После обстоятельного разговора участники круглого стола – начальник ГУОБДД МВД России Виктор Нилов, министр внутренних дел РСО-Алания Михаил Скоков, а также представители российских автостраховщиков и эксперты «Движения без опасности» ответили на вопросы журналистов.
Одним из первых был задан вопрос представителем «Терских ведомостей»: кто же несёт большую ответственность на дорогах – сами водители, пешеходы, или высокий уровень травматизма – результат отсутствия соответствующих технических возможностей на дорогах? Было отмечено, что ответственность в равной степени лежит как на водителях, так и на пешеходах.
Виктор Нилов, начальник ГУОБДД МВД России, генерал-лейтенант полиции:
– Обеспечение безопасности граждан на российских дорогах, сохранение их жизни и здоровья – одна из приоритетных задач государства, которая была озвучена президентом России на заседании президиума Госсовета, посвящённого безопасности на дорогах. Совместная работа органов государственной власти с общественными организациями и экспертным сообществом, в частности, проведению широкомасштабных информационно-пропагандистских кампаний, ориентированных на различные категории участников дорожного движения, сегодня особенно актуальна и уже показала свою эффективность. Новая социальная кампания «Сложности перехода» является логическим продолжением этой работы.
Специально для проекта «Сложности перехода» был разработан комплекс просветительских мероприятий, в их основе лежит индивидуальный подход к каждой возрастной группе. В каждом регионе будут задействованы школы, детские сады, вузы, автошколы, АЗС, отделы ГИБДД, пенсионный фонд и т.д.
Важным моментом в обеспечении безопасности пешеходов является проблема с обустройством пешеходных переходов; дороги с многополосным движением не обустроены светофорами; отсутствие пешеходных переходов рядом с образовательными учреждениями, освещения в пешеходных зонах…
К слову, на отсутствие пешеходных переходов (или их разметки) во Владикавказе обратил внимание участников заседания Виктор Нилов. То, что на городских улицах в неположенных местах наблюдается катастрофическое скопление автомобилей, тоже не ускользнуло от внимания гостей и участников круглого стола. Не остался без внимания вопрос, озвученный Михаилом Скоковым, об отсутствии в распоряжении городских служб эвакуатора.
Опираясь на многосторонний анализ проблемы, участники заседания определили основные ошибки и заблуждения, которые чаще всего приводят к авариям.
У пешеходов: неумение точно определить скорость и расстояние до автомобиля, слабое знание ПДД и возможностей автомобиля, наблюдение только за ближайшим автомобилем, неумение взаимодействовать с водителями.
У водителей: уверенность, что всегда успеют остановиться, неумение тормозить экстренно, отсутствие готовности к появлению пешеходов, неумение взаимодействовать с пешеходами.
Общей проблемой и для тех, и для других оказалось неумение взаимодействовать друг с другом. В результате проведённой кампании «Сложности перехода» организаторы и участники проектов рассчитывают сформировать культуру взаимопонимания и взаимодействия между пешеходами и водителями и, как следствие, сократить число ДТП.
Кстати, как отметил заместитель председателя Правительства РСО-Алания Ирбек Томаев, в бюджете Северной Осетии на 2017 год заложено 105,5 млн рублей на внедрение и эксплуатацию системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Фатима АНТОНОВА