Мы обратились к известному в Осетии публицисту, одному из основателей демократического движения начала 90-х годов и юристу-адвокату Джабраилу Габачиеву с просьбой прокомментировать создание нового, не обычного для слуха, Института общественных помощников Главы республики.
— Что вам известно о создании в Северной Осетии нового Института общественных помощников Главы республики?
— То же самое, что и другим. Внимательно смотрел и слушал выступление уважаемого мною Константина Таучелова. Ознакомился с Указом Главы республики и Положением об общественных помощников Главы Республики Северная Осетия-Алания. Думаю, что это новая форма связи между Главой республики и народом не только для Северной Осетии, но для Российской Федерации в целом. Как мне известно, мы — первый субъект Федерации, где создан такой общественный информационно-аналитический институт. Что он даст на деле — время покажет.
— А что он может дать? По-вашему, какая была необходимость создания Института помощников Главы республики? Ведь, по факту его помощниками являются все члены правящей партии «Единая Россия», другие парламентские партии Парламента РСО-Алания, множество общественных организаций, в их числе Объединённый Народный фронт, международное общественное движение «Стыр Ныхас», и другие.
— Из нашей отечественной новейшей истории мы знаем, что в бытность Союза ССР и правления КПСС было не меньше общественных объединений, правда, других политических партий не было, которые служили «подпоркой» власти. Но они не удержали наш общий дом от развала. Всё обрушилось мгновенно, чему мы старшее поколение были очевидцами. Мне думается, что действующая власть и лично Глава республики заинтересовались укреплением непосредственных связей Главы республики с населением для придания ещё более легитимного характера своей власти. То есть, власть задумывается над созданием новых приводных ветвей для укрепления связи с народом. Так мне хочется думать. Тем более, что в республиках Северного Кавказа, за исключением Чечни, главы республик не избираются на прямых выборах.
— Если можно, расскажите о функциях и полномочиях общественных помощников Главы республики.
— Не только можно, но и нужно. В названном выше Положении, имеется одиннадцать пунктов, в которых перечислены основные права и обязанности общественных помощников. В частности, там указано, что «общественный помощник обеспечивает информирование жителей республики о деятельности Главы республики, о реализуемых органами исполнительной власти программах и проектах, а также о принятых ими решениях, имеющих важное общественное значение; осуществляет подготовку и направление Главе республики аналитических, информационно-справочных и иных материалов, предложений, направленных на повышение эффективности реализуемых органами исполнительной власти республики программ и проектов, а также принимаемых ими решений, имеющих важное общественное значение и много другое» (пункт 5 Положения).
— Но ведь вы уже перечислили огромную массу организаций, которые именно этим и должны заниматься. Кроме того, для этого есть республиканские средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение и радио).
— Значит, Глава республики их работу считает недостаточной. Да мы и сами являемся очевидцами, как они работают. Как испорченные телефоны. Порой бабки на базаре дают более полную и объективную информацию о деятельности власти, конкретных чиновников. Нередко «перемалывают их кости», разного рода негативные сплетни воспринимаются населением на веру. При этом нет обратной связи с народом. А вот общественные помощники, как указано в Положении: «Осуществляют выявление проблемных для населения вопросов и обеспечивают контроль их решений; выполняют поручения Главы республики, направленные на повышение открытости деятельности органов исполнительной власти» и т.д.
— Но тогда, может, закрыть всю эту массу общественных организаций, раз они «не выполняют»!?
— Этот вопрос должен решить Глава республики. А создаваемая организация должна делать своё дело. То есть, это принципиально новая система, стоящая между властью и народом! Так я понимаю вводимое новшество.
— Значит, так можно понимать, что это должен быть абсолютно объективный орган, коррелирующий взаимодействие власти и интересов общества.
— Именно так. В ином случае, нет надобности затевать всё это. Повторяю. При наличии массы уже существующих «приводных ремней» и помощников. Как юрист, я могу сказать, что это должен быть орган с девизом: «Правда, и только правда!». Говорить правду — не должно считаться экстремизмом, как сегодня.
— Очень привлекательный девиз. Тогда, какие первостепенные задачи выйдут на первые места?
— Восстанавливать потери необходимо с создания общей картины современного состояния Осетии как таковой. Я бы назвал сегодняшнюю Осетию «потерянной Осетией». Переиначенной! Может, что-то и пришло и внесено хорошее. Но много несогласного. Действительно ущербного. Так будь моя воля, я заставил бы Правительство республики поработать над направлением создания общего обзора состояния республики. Взвесить все плюсы и минусы. Мобилизовать экономистов, технарей, гуманитариев, чтобы они создали оценочную картину сегодняшней Осетии. Каждый со своей профессиональной оценкой. Вот что бы я посоветовал «новому приводному ремню», будь моя воля. В каждом из названных направлений есть свои гремучие места. Их легко пересчитать, была бы охота…
— Но даже, чтобы сказать правду, нужны люди мужественные.
— А «немужественным» в такой группе и делать бы нечего. Зачем тогда огород городить?
— Какую из проблем вы считали бы первейшей для решения?
— Безусловно, земельную. Надо изменять республиканский закон о землепользовании, норму Конституции РСО-Алания о моратории на право собственности на землю. В Российской Федерации действует принцип единого конституционного и правового пространства. Из всех субъектов Федерации Северного Кавказа право собственности на землю законодательно закреплено в конституциях Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкессии и во всех остальных субъектах РФ. Чем наш крестьянин проштрафился? Почему он оказался в своих правах и свободах ущемлённым? Здесь я вижу одну причину, одну преграду — правящее лет двадцать назад чиновничество успело «прихватизировать» наши национальные богатства, землю и другие природные ресурсы. Теперь не хотят делиться. Новоявленные алдары благоденствуют на ренте, а бывшее колхозное крестьянство, бывшие рабочие совхозов на них батрачат. Пора с этим кончать. Малоземелье не причина, а надумка. Справедливость в распределении национальных богатств, их использование в целях всех слоёв общества — вот главное и основное. Огромная проблема в Осетии — экологическая. Даже трудно сказать, насколько она актуальна! И так обозначить все главные стороны жизни республики.
— Но, разве всё это не является предметом заботы существующей власти?
— Может, и является. Но люди не уведомлены в этом. Огромный вопрос — информационное обеспечение управления. Есть признаки того, что с этим не всё в порядке в республике. Надо учесть, что существуют и новые ветви информационных ресурсов. Есть уже целая армия интернетчиков, блогеров и т.д. И есть признаки того, что власти пока что не осуществляют должного контакта с ними. Считают, что это «вражья» сила. То есть, институт помощников должен восстановить и держать в гармонии связку: власть — общественность, в том числе, включая средства массового осведомления.
— Есть такая сфера, как местное самоуправление. То есть, власть на местах. Считаете ли вы возможным оценивать это направление через создаваемый новый общественный институт?
— Безусловно! Местная власть — одна из самых запущенных в стране в целом. Можно даже сказать — потерянных. А без неё никакого развития невозможно. Лично мне кажется, что данный вопрос должен быть одним из главных точек интереса.
— Вы подняли целый ворох проблем. Прислушаются ли к ним власти?
— Этот вопрос не к создающемуся центру. Но, я уверен, что, будучи опубликованными, данные вопросы будут с интересом восприняты самим населением. А власть пусть решает, и ещё раз подумает: нужны ли ей такие помощники. Не произойдёт ли конфликт интересов. Как будут работать общественные помощники — пока ещё не определено. Идёт организационный процесс их формирования. Но, мне думается, что общественные помощники будут работать по двум направлениям: вертикальном и горизонтальном.
Вертикальная работа — информационная, будет обеспечивать связь, в том числе, обратную — Главы республики с народом.
Горизонтальная — аналитическая, типа «мозгового центра», которая будет определять главные приоритеты, направления работы Главы республики и власти в целом. Готовить проекты программ и планов на прорыв, на мобилизацию всех и вся для достижения определённых целей и задач, будет помогать Главе республики над их реализацией. Ведь у нас, в Северной Осетии, ещё много неиспользованного потенциала и ресурса для выхода на передовые позиции на Северном Кавказе по всем показателям: в экономике, производстве, науке, культуре, спорте и т.д.
— Ваши пожелания читателям.
— Поверить в добрые намерения Главы республики Вячеслава Битарова и всячески его поддержать. Ему досталось незавидное наследство, и он пытается выправить ситуацию. Он любит Осетию и хочет сделать счастливым, благополучным наш, достойный лучшей доли, многонациональный народ.
Константин ИВАНОВ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |