«Очень сложный материал. И так достойно справились. Надо, чтобы этот спектакль увидело большое количество зрителей», — известный в республике режиссёр Тамерлан Сабанов нежно пожимает руку своей коллеге, главному виновнику торжества Елене Айрапетовой, вот уже много лет возглавляющей народный «Вариант». Кстати, само название коллектива очень точно концентрирует сущность замысла всей этой затеи: твори, выдумывай, пробуй.
Вот и допробовали до XVI века, сурового, когда сразу если что — за острый меч льстивого и корыстного, где слава и богатство затмили совесть и честь. «Игра о Джоне Армстронге, сэре Дэвиде Линдсее и короле Шотландии Якове Пятом» — вот так именуется постановка по пьесе Джона Ардена «Последнее прости Армстронга». «Мне давно нравился этот материал, — делится Елена Айрапетова. — Но он больше подходит для сериала, приходилось сокращать и сокращать». Но, несмотря на сокращения, спектакль идёт в трёх действиях с двумя перерывами. И если в первом действии пытаешься разобраться — кто есть кто из этих суровых мужчин (всего действующих лиц 28. Из них 20 — мужские роли), то потом всё постепенно выстраивается в единое повествование и ловишь себя на мысли, что хочется смотреть ещё и ещё.
На сцене — минимализм. Из декораций — деревянные ступенчатые скамьи. На «заднике» изображено мощное дерево, выросшее на месте казни главного героя. Безусловно, исполнители всех ролей — молодцы, и даже небольшие запинки в огромном тексте добавляли игре определённый шарм, но всё же о главном действующем лице Джоне Армстронге надо сказать особо. «Ты мооощный», — одобрительно воскликнула бы современная молодёжь. Точно, мощный, колоритный, масштабный, крутой. Студент выпускного курса экономического факультета СК ГМИ Александр Пиляев — стержень всей постановки. И этот характерный рык, время от времени издаваемый им, очень удачная находка авторов. Эдакий лесной царь зверей. «Саша справился, но поначалу у нас был другой главный герой — здоровый, богатырского сложения, с бородой. «Такого Джона я себе и представляла», — говорит Елена Айрапетова. — Но…он «слинял», а текст уже в работе, актёры прониклись материалом. Вот нашли замену».
И отлично получилось. Как оказалось, это самая большая роль Александра из 30 имеющихся за все 6 лет работы в театре. Именно работы, ведь репетиции идут практически каждый день, причём после основной работы или учёбы. И денег не платят. «На финансирование спектакля не ушло ни рубля. Все костюмы готовили сами из того, что было, — режиссёр не жалуется, а констатирует факт. — То же самое можно сказать и про декорации».
По окончании спектакля зрители благодарили актёров аплодисментами. К сожалению, в зале места свободные были. И не потому, что плохо играли, а потому что уж очень слабая реклама сего замечательного мероприятия. Над этим вопросом надо серьёзно поработать. Как, впрочем, и руководству института обратить больше внимания на свой родной творческий коллектив. Как поведал мне главный герой, на сцену он впервые вышел стеснительным мальчиком и стал благодаря ей красивым, уверенным в себе мужчиной. И не он один за 30 лет деятельности театра. И здесь не только творческая составляющая, но и воспитательная.
«Сцена… Она не отпускает», — «народные» актёры в перерыве между поздравлениями близких и друзей едины в своём мнении. Наверное, это действительно так. Попробуйте. Приходите в «Вариант».
Тамара БУНТУРИ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |