Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

«Единство-Эртоба» — в семье единой

О давности тесных контактов Грузии с Осетией, которым содействовало географическое положение Северной Осетии в Центральной части Кавказа, свидетельствуют многие документы.

 

Время появления на территории Осетии первых компактных групп грузин-переселенцев относится к началу XIX в. У стен вновь образованных крепостей — Моздок и Владикавказ — почти сразу после их основания появились грузины, которых привлекали туда выгоды свободной торговли. Развитие и рост социально-экономического и культурного значения Владикавказа и превращение его в административный и политический центр Терской области привели к значительному притоку грузинского населения.

После Владикавказа основными населёнными пунктами, где оседали переселенцы из Грузии, были горные селения Дарьяльского ущелья: Балта, Чми, Нижний и Верхний Ларс. Здесь преимущественно селились выходцы из приграничного с Осетией региона, ныне Казбегского района Грузии, основным занятием которых были скотоводство и обслуживание главной транспортной артерии, связывавшей Россию с Закавказьем — Военно-Грузинской дороги протяжённостью 208 км, первое сообщение по которой открылось в 1799 году, за два года до официального присоединения Грузии к России.

Владикавказские грузины составляли крупную этническую группу. По материалам первой Всеобщей переписи населения в 1897 г., из Тбилисской губернии во Владикавказе обосновалось 3033, а к 1914 г. — уже около 4000 человек. Среди них были строители, рабочие промышленных предприятий, ремесленники, купцы, учителя, священнослужители, чиновники, военные и крестьяне. Крупные торговцы, предприниматели, владельцы гостиниц жили в центре города, а основная масса грузинских переселенцев обосновалась на Владимирской и Молоканской слободках, Шалдоне.

В городе существовал квартал грузинских ремесленников, на площади Штыба находился сквер, со всех сторон в казарменного вида строениях находились шорные, портняжные, оружейные и другие мастерские, где работали именитые мастера А.В. Чопикашвили, К. Гудушаури-Пирамишвили. Владикавказские грузины занимались выпечкой хлеба, изготовлением вина, были владельцами многочисленных духанов. Они имели монополию на питейную торговлю: 123 человека из 192 торговцев. Грузины держали винные лавки, предлагая горожанам кахетинские вина, фрукты, продукты сельского хозяйства.

Занимались грузины и гостиничным бизнесом. Одна из первых гостиниц Владикавказа «Нью-Йорк» — была открыта в 1875 г. Ею управлял Мекеладзе. В 1879 г. был открыт «Гранд-Отель» на Александровском проспекте. Владельцем здания был Попков, а арендатором — купец Г.Г. Бурдули. В 1882 г.была открыта гостиница «Европа». Здание построил предприниматель Е.С. Зиналов, арендовал под гостиницу З.Н. Кереселидзе, а затем В. Кикабидзе. Многие грузины были владельцами модных магазинов. «Парижский магазин» принадлежал Д. Джапаридзе. А. Авсаджанишвили имел магазины одежды и ткани французского производства. Обувной магазин А.И. Шошиева торговал венской, варшавской, петербургской обувью.

К концу XIX столетия грузинское население вовлекалось в культурно-просветительскую работу — строились церкви, школы, создавались научно-любительские, профессиональные, благотворительные и другие общества. В ноябре 1888 г. во Владикавказе была открыта единственная на Северном Кавказе национальная грузинская школа. Идея её открытия принадлежала начальнику межевой части Терской области М.З. Кипиани и его близкому другу основоположнику осетинской литературы и письменности К.Л. Хетагурову. Нужно отметить, что в 1891 г. после внезапной смерти Кипиани Коста посвятил его памяти прекрасные стихи и проводил покойного друга до заставы в ауле Балта. Память об этой дружбе бережно хранилась в течение многих десятилетий в стенах школы. В начале 2000-х на фасаде здания была установлена мемориальная доска в память об этой дружбе, автором которой стал народный художник РСО-Алания Михаил Дзбоев.

Активное участие в судьбе школы принимали благотворители, местные предприниматели. Одним из них был владелец кирпичного завода Давид Сараджишвили, который в 1895 году по инициативе учителя Луарсаба Боцвадзе открыл воскресную школу на 42 ученика. В здании национальной школы были размещены банк, церковь, школа кройки-шитья, клуб. Стараниями учителя Луарсаба Боцвадзе была образована библиотека. Здесь устраивались вечера, спектакли и концерты. Одним из основных источников доходов были представления, которые ставились как на школьной сцене, так и в городском театре. Попечитель области Завадский, проверяя знания учащихся в школе, был в восторге от уроков Боцвадзе, от знания русского языка учащимися. Одним из значительных звеньев грузино-северокавказских отношений XIX в. была просветительская деятельность на Северном Кавказе грузинских миссионеров. Действуя под патронатом Общества по восстановлению православного христианства на Кавказе, священники из Грузии становились настоятелями и проповедниками слова божьего в самых отдалённых храмах горной Осетии.

В ноябре 1887 года во Владикавказе была выстроена Братская Свято-Троицкая церковь и освящена экзархом Грузии. Свято-Троицкое братство объявило своей целью утверждение религиозно-нравственного просвещения, христианского благочестия и нравственности среди населения города. Основателем церкви стал законоучитель Владикавказского реального училища протоиерей Иассон Мамацев, грузин по происхождению. Он проводил собеседования с раскольниками в частных домах по воскресным дням, в церкви реального училища, в зале Городской думы. В 1895 году при церкви была открыта церковно-приходская школа, а спустя год — богадельня для престарелых членов Братства.

В 1896 г. в Махческе была открыта церковно-приходская школа, первым учителем ребят был священник, просветитель Лаврентий Церетели, первым директором — Михаил Гарданов. Среди известных выпускников школы — поэт Георгий Малиев, скульптор Сосланбек Тавасиев, генерал, участник войны Х. Худалов, революционер Хаджиомар Гетоев и др. Долгое время грузины Владикавказа пользовались услугами Осетинской церкви, где некоторые богослужения проходили на грузинском языке. Тем не менее, в 1898 г. при грузинском училище во Владикавказе (ныне грузинская школа №19) была создана церковь во имя Святой Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Эта была первая Грузинская церковь во Владикавказе. В январе здесь отмечался день Святой Нины, литургии проходили на русском и грузинском языках. На этот праздник приглашалась вся городская интеллигенция. Через храм грузины Владикавказа участвовали в общественной жизни своей родины.

Кстати, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (в миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (Владикавказе) и окончил школу №22 по ул. Фрунзе в 1952 году. Родители будущего Патриарха были среди организаторов Покровской церкви г. Владикавказа. С установлением советской власти взаимное сотрудничество народов во всех сферах — экономике, науке, культуре, спорте — было плодотворным и взаимообогащающим. Грузины вносили свой достойный вклад в развитие республики. Много ярких имён на слуху до сих пор. Так, у истоков вольной борьбы Северной Осетии стоял Михаил Огладзе или, как его ласково называли его воспитанники — дядя Миша. Его авторитету могли позавидовать многие отцы семейств. А кто не знает Давида Мусульбеса, обладателя Кубка мира, Олимпийского чемпиона по вольной борьбе?

В своё время во владикавказском «Спартаке» блистали Нодар Папелишвили, Георгий Кайшаури, Гиви Керашвили, Омари Тетрадзе. А сколько юношей приобщил к боксу чемпион Илья Бутхузи. Более 400 грузин из Северной Осетии храбро сражались на полях битв Великой Отечественной войны. Среди них и выпускники 19-й грузинской школы г. Владикавказа, которые ушли на фронт вместе со своим учителем и директором школы Вано Папиашвили, и первый председатель «Эртоба» А. Бучукури, а также И. Дудаури, В. Чопикашвили, Л. Майсурадзе, Н. Гогичашвили, А. Гдзелидзе, В. Апциаури, С. Кавтарадзе, Л. Пицехлаури, Т. Чикишвили и др. Кстати, здесь сегодня наряду с грузинскими детьми обучаются дети из осетинских семей, покинувших внутренние районы Грузии.

Начиная со второй половины ХIХ века, грузины стали играть важную роль в общественно-политической, экономической и культурной жизни Терской области и Владикавказа. Среди известных революционеров, видных партийных и государственных работников, чья деятельность неразрывно связана с историей Юга России и, в частности, Осетии, было немало грузин. Именами Орджоникидзе, Буачидзе, Гегечкори, Берия, Джапаридзе, Орахелашвили, Заделава и других большевистских деятелей в разные годы назывались улицы Владикавказа, который, в свою очередь, около полувека носил имя Г.К. (Серго) Орджоникидзе.

В конце 80-х годов ХХ века во Владикавказе стали открываться национально-культурные общества. Каждый этнос стремился к возрождению своей культуры, языка, традиций. 1 апреля 1990 г. во Владикавказе в клубе ОВРЗ собралась учредительная конференция грузин Северной Осетии, на которой было решено учредить грузинское землячество «Эртоба» (в переводе на русский — «Единство»). В работе конференции участвовала делегация из Грузинской ССР, выступили на ней представители греческого и армянского клубов, функционирующих во Владикавказе.

Инициаторами создания общества были: А.М. Бучукури, Э.А. Пицхелаури, Р.А. Цинделиани, Т.А. Кавтарадзе. Также у истоков общества стояли: Г.А. Бутхузи, А. Закаидзе, И.Г. Дудаури, В. Марсагишвили, Г.Н. Базирашвили А.С. Авсаджанишвили, В.А. Чопикашвили, С. Метревели, Д. Чумбуридзе, Л. Джамарджидзе. Первым председателем с 1991 по 1993 гг. был ветеран Великой Отечественной войны, педагог по образованию, ветеран труда председатель Совета ветеранов Советского района г. Владикавказа, депутат Горсовета А.М. Бучукури. 

В 1993 г. на отчётно-перевыборном собрании председателем общества «Эртоба» избран Р.А. Цинделиани, который руководит по настоящее время. Невозможно из истории выбросить такие печальные и трагические события, как грузино-осетинский конфликт первой половины 90-х и события августа 2008 года. К великому сожалению, правителям Грузии удалось внести раскол в братские отношения между народами, развязать братоубийственные столкновения. Под вопросом оказался факт существования Южной Осетии. 

В обществе никогда не забудут, с каким вниманием руководство Северной Осетии стремилось обеспечить безопасность. В наиболее сложный период здание грузинской школы было взято под охрану республиканским МВД. Многонациональный народ Северной Осетии такую позицию руководства республики поддержал, хотя это было непросто сделать в той взрывоопасной ситуации. В то время часть семей начала переселяться в Грузию, оставляя родные места, но большинство, более 10 тысяч осталось в Осетии, потому что уже вросли корнями в эту землю, имели здесь друзей, свои местные традиции. И членам «Эртоба» жаль, что те усилия, которые были предприняты для того, чтобы урегулировать грузино-осетинский конфликт 1991–1992 гг., пропали. 

«Эртоба» сделала многое по линии народной дипломатии, чтобы восстановить доверие между осетинским и грузинским народами. Первыми, кто пытался наладить диалог, были выдающиеся представители советской культуры: Маирбек Цихиев и Бимболат Ватаев и члены «Эртоба» — Алексей Бучукури, Р.А. Цинделиани, И.Г. Дудаури, Т.И. Майсурадзе, З.Б. Чихашвили. Они выезжали на переговоры с Гамсахурдиа о прекращении насилия в Южной Осетии, принимали участие в подготовке первой встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе в Казбеги по урегулированию ситуации. В течение десяти лет между Грузией и Южной Осетией благодаря Дагомысским соглашениям поддерживался хрупкий мир.

Но, насколько он был хрупок — стало ясно в 2004-м, после «революции роз». Новый президент Саакашвили снова мгновенно накалил обстановку, Россия приняла ответные меры, закрыв летом 2006 г. пункт пропуска в В. Ларсе. В результате по обе стороны границы «застряли» десятки тысяч людей, особенно тяжело пришлось жителям Казбегского района. И снова «Эртоба» писала обращения президентам России и Грузии с просьбой разрешить эту ситуацию.  В июне 2008 г. члены общества участвовали в общественных переговорах и консультациях по снижению напряжённости. К сожалению, Саакашвили пошёл против всех договоренностей и позиции даже большинства своих министров, развязав открытую и чудовищную для цивилизованного мира войну в августе 2008 г. Многонациональный народ Северной Осетии не поставил знак равенства между грузинским народом и агрессорами. Члены «Эртоба» с негодованием и болью восприняли случившееся. Они не только участвовали в митингах протеста, проходивших в Северной Осетии, приняли обращение с осуждением этой варварской акции, но и сдавали кровь, собирали деньги и гуманитарную помощь беженцам и вынужденным переселенцам из Южной Осетии, участвовали в прорыве информационной блокады вокруг событий — по линиям общественной дипломатии несли за рубеж правду.  Сейчас в непростые годы разрыва дипломатических и всех остальных отношений между Грузией и Россией члены «Эртоба» проводят совместные мероприятия и акции с ветеранами войны, общественными деятелями и организациями Грузии, которые также тяжело переживают разрыв многовековых культурных и родственных связей граждан двух государств, устраивают гастроли известных грузинских артистов и коллективов. Пути поиска мирного разрешения вопросов, связанных с нормализацией отношений, продолжаются.

Основная забота землячества, объединяющего в Северной Осетии 11,1 тыс. человек, направлена на изучение культуры, языка и истории, повышение этнического самосознания, укрепление дружбы между народами, проживающими в республике, проведение национальных праздников, фестивалей (таких – как, например, фестиваль фильмов студии «Грузия-фильм», прошедший в 2011 году), выставок, концертов (народной артистки Грузии и России
Т. Гвердцители), встречи ветеранов (возле Памятной плиты, открытой на Военно-Грузинской дороге 6 сентября 2003 года, в ознаменование 60-летия Победы в боях за оборону Кавказа), способствующих популяризации культуры народов. На заседаниях правления «Эртоба» рассматриваются вопросы, связанные с реализацией основных задач — национально-культурного развития, укрепления связей правления с членами диаспоры и их семьями, более активным вовлечением их в общественную жизнь. У «Эртоба» налажены связи с грузинскими НКО в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Татарстане, гг. Ставрополь, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Харьков, Минск, Тбилиси и др.

Эффективность работы «Эртоба» обусловлена энергичной деятельностью, мобильностью членов правления: Р.А. Цинделиани, А.М. Бучукури, М.И. Бегоидзе, Н.М. Бурдули, В.Б. Заалишвили, Т.И. Майсурадзе, В.В. Джагмаидзе, И.Э. Виноградова, Г.Г. Кенкадзе, Л.М. Хадоновой, Н.Г. Закаидзе, Н.С. Надибаидзе, Т.Г. Бутхузи, В.З. Дзидзишвили, Ю.Н. Жоржикашвили, А.Д. Харкеладзе, А.И. Лайтадзе, Э.В. Карелидзе.  В обществе действуют: совет старейшин во главе А.М. Бучукури, женсовет возглавляет Т.И. Майсурадзе (активисты — М. Бегоидзе, И. Маргиева), молодёжный сектор — И.Э. Виноградов, И. Модебадзе. В настоящее время в состав общества входят 680 человек. Гордостью Северной Осетии по праву можно считать ветеранов Великой Отечественной войны, работников промышленности и сельского хозяйства, учёных, врачей, юристов, творческой интеллигенции, спортсменов. Среди них: А.М. Бучукури, ветеран войны; Р.А. Цинделиани, заслуженный работник промышленности РСО-А; Г. Бутхузи, строитель, преподаватель СКСГ; А.Г. Кацашвили, заслуженный работник промышленности РФ; Н.М. Бурдули, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ; Г.М. Бурдули, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ; Р.Г. Будхузи, заслуженный врач РСО-Алания; В. Шадури, профессор; Л.В. Майсурадзе, д.м.н.; М. Элиашвили, заслуженный врач РФ; С. Гаваркиладзе; В. Итонишвили; Л.В. Чопикашвили, доктор наук, профессор; С.Г. Метревели, доцент; Д.С. Чумбуридзе, доцент; К.Л. Рехвиашвили, геолог; С.М. Тучашвили; В.Б. Заалишвили, д.ф.-м.н., профессор, заслуженный деятель науки РСО-Алания; Т.Ш. Тиникашвили, д.э.н., профессор; Г.Н. Куцури, д.э.н., профессор; Е.И. Кобахидзе, д.и.н., профессор; Э.И. Рехвиашвили д.б.н., профессор; Т.И. Майсурадзе, судья Верховного Суда РСО-Алания в отставке, юрист первого квалификационного класса; В.Г. Майсурадзе, полковник, доцент; В.В. Надыбаидзе, генерал-лейтенант; Л.С. Джамарджидзе, д.ю.н., профессор; В.З. Дзидзишвили, к.и.н., доцент; Г.П. Марсагишвили, к.т.н.; Ц.М. Чикаидзе, к.и.н., доцент; Г.Д. Чельдиев, к.п.н.; М.И. Бегоидзе, заслуженный работник культуры РСО-Алания; К.Б. Махалдиани, заслуженный учитель СОАССР; И.Г. Бутхудзе, ветеран спорта РСФСР и РСО-Алания, заслуженный работник физкультуры и спорта Северной Осетии; Д.В. Мусульбес, чемпион России, Европы, Олимпийских игр, мира по борьбе вольного стиля; Н.З. Папелашвили, заслуженный работник физической культуры РФ; Г.В. Кайшаури, мастер спорта СССР по футболу; Е.И. Карелидзе, мастер спорта по греко-римской борьбе, заслуженный работник физкультуры и спорта РСО-Алания; Г.Ш. Керашвили, заслуженный  работник физкультуры и спорта.

«Эртоба» в плане решения своих основных задач работает в тесном контакте с грузинской школой г. Владикавказа. Школу №19 окончили: академик О. Гудушаури, профессора В. Шадури, Р. Таварткиладзе, В. Итонишвили, Г. Гудушаури, заслуженный врач России М. Элиашвили, писатель Л. Готуа, поэт А. Гецадзе, а также первый председатель национально-культурного общества «Эртоба» А. Бучукури.

Члены «Эртоба» принимают активное участие в мероприятиях национально-культурных обществ республики, движения «Наша Осетия», Министерства по вопросам национальных отношений, Дома дружбы и национально-культурных связей. Представители грузинского общества — активные участники всех миротворческих акций, проходящих в республике.

В 2010 году на участке Военно-Грузинской дороги между российским пропускным пунктом «Верхний Ларс» и таким же постом со стороны Грузии состоялась встреча делегаций общественности двух стран. На этом месте усилиями Общественной палаты России, Ассамблеи народов Грузии, при поддержке «Нашей Осетии» и «Эртоба», деятелей Северной Осетии и Грузии, на одном из скалистых отрогов Дарьяльского ущелья на нейтральной территории была сооружена мемориальная доска в знак укрепления добрососедских отношений. На памятной доске все читают мудрые слова Шота Руставели на трёх языках: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг», и наказ уже нынешних поколений будущим: «Вместе мы сильнее».

Торжественное открытие этого знака стало главным мероприятием в программе однодневного визита представителей науки, культуры, искусства и спорта Грузии в Северную Осетию, цель которого — восстановление заметно ослабших культурных связей между соседними народами. С инициативой такой встречи выступила Ассамблея народов Грузии во главе с членом Общественной палаты России Гочей Дзасоховым. На призыв о налаживании диалога между народами Грузии, и России, и Северной Осетии откликнулись десятки видных деятелей соседнего государства, многие из которых приехали в нашу республику: вице-президент Фонда культуры Грузии Фердинанд Лорткипанидзе, лидер общественного движения «Белые» Таймураз Шашиашвили, народный артист Грузии Дима Джаиани, депутат Парламента Грузии, председатель Олимпийского комитета Грузии Лери Хабелов и многие другие.

На встречу с грузинской делегацией и церемонию открытия памятного знака приехали: первый заместитель председателя Парламента Северной Осетии Станислав Кесаев, министры Таймураз Касаев, Рустем Келехсаев и Павел Пущин, представители «Эртоба» во главе с руководителем Робертом Цинделиани, деятели культуры и спорта. Весной 2010 г. в обществе «Эртоба» был открыт филиал всероссийской организации «Во имя Грузии». Эта организация объединяет грузинские землячества в России и намерена наладить отношения с представителями федеральных и региональных властей России. 

27 февраля 2016 г. с участием членов Совета «Эртоба» в среднеобразовательной школе в с. Балта была установлена мемориальная доска подполковнику, воину-интернационалисту, кавалеру ордена Красной Звезды и ордена Мужества Эдуарду Тиникашвили. Балтинской школе было присвоено имя этого героя. 5 марта 2016 г. на территории 383-го отдельного батальона оперативного назначения была открыта мемориальная доска командиру войсковой части подполковнику Анзору Цинделиани, погибшему 23 сентября 2002 г. Он был награждён орденом Мужества, медалями «За воинскую доблесть», «За отличие в службе» I и II степени.

Большое место в работе «Эртоба» занимает гуманитарная сфера. Представители общества вместе с другими членами национально-культурных центров республики приняли самое активное участие в помощи людям, пострадавшим в чудовищном террористическом акте на Центральном рынке Владикавказа в 1999 г., в трагедии сентября 2004 года. Был организован сбор денежных средств, многие участвовали в сдаче донорской крови для пострадавших.

Многое роднит наши народы в такой сфере, где сохраняется национальное достояние — сфере духовной и культуры. В настоящее время Советом «Эртоба» с Владикавказской и Аланской епархией ведётся большая работа по возрождению храма Святой Равноапостольной Нины. Еженедельно по субботам в храме совершаются молебны, на которые собираются не только представители грузинского общества, но и других этнических групп Северной Осетии, настоятелем храма стал священник Георгий Болотаев.

Возрождение Грузинской церкви стало очередным и важным шагом на пути духовного единства всех народов, населяющих многонациональную Северную Осетию. Народы Осетии и Грузии роднит любовь к танцевальному искусству, в котором выражается народный характер, удаль, национальный дух. Так, к примеру, при грузинской школе в г. Владикавказе успешно действует ансамбль народного танца под руководством Бесика Турашвили. Участники танцевальной самодеятельности охотно выступают на концертных площадках в праздничные дни. На праздничных концертах принимают участие исполнители А. Кудухова, Г. Бестаев и др. Стали традиционными разнообразные фестивали и конкурсы кружков художественной самодеятельности, ансамблей народного танца, фольклорных коллективов.

В Моздокском районе РСО-Алания образована местная общественная организация «Грузинское национально-культурное общество «Иверия» (председатель — Владимир Николаевич Гигаури), отделение ОО Грузинского НКО «Единство-Эртоба». Общество за короткий срок существования немало сделало для изучения и популяризации грузинской культуры: организована работа воскресной школы для детей и взрослых разных национальностей, благотворительная деятельность, начаты поисковые работы по восстановлению имён грузин, воевавших на Моздокском направлении в 1942 г., для установления стелы, увековечивающей их память. Также планируется постройка часовни для иконы Равноапостольной Нины. 

Члены общества принимают активное участие в мероприятиях Моздокского Дома дружбы. На свои праздники они приглашают представителей других национальных объединений. Особую активность в осуществлении задач общества проявляют Юрий Загашвили, Нико Бурдиашвили, Амиран Джанелидзе, Дантон Шарашенидзе. Открытость, толерантность, готовность к межэтническому диалогу, сближению культур отличают современные грузинские общины. Как утверждают мудрецы, дружба — дороже любого богатства. Это то, что не купишь за деньги, но в чём нуждается каждый человек. В истории народов-соседей были разные времена, но никогда не прерывались нити дружбы и родственные связи. «Эртоба» и сегодня продолжает налаживать добрососедские отношения между народами России и Грузии.

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Андрей ДОНЧЕНКО
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Страницы историиКоличество просмотров: 1518

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»