Помните песню Владимира Макарова, в которой были такие слова: «Опять от меня сбежала последняя электричка, а я по шпалам иду домой по привычке». Песня была написана в 60-е годы прошлого столетия. На дворе XXI век, а если заменить одно слово и написать вместо электрички ‑ маршрутка, то получится вполне по-современному. Хотя герой этого песенного произведения возвращался домой не в 19.45, а далеко за полночь, всё равно очень похоже.
Попробую по порядку. Среда, разгар рабочей недели. Удачно и плодотворно завершилась творческая работа, и я с хорошим настроением направляюсь на остановку маршрутного такси на площади Штыба. На часах, установленных на здании мэрии города, – 19.45. С разных улиц к остановке подтягиваются люди – в одиночку, парами, небольшими группами. Кто-то с работы, кто-то с тренировки, а кто-то, может, просто из гостей. За 15 минут ожидания проследовали всего несколько маршруток, и те не мои.
А время приближалось к 20.00. Наивно подумалось, что вот сейчас маршрутки пойдут стройной вереницей, ведь включался вечерний тариф в 20 рублей. А водители маршруток у нас во Владикавказе ‑ все мужчины хозяйственные, домовитые, знают, как складывается копеечка к копеечке.
Чтобы их простимулировать, республиканские власти увеличили проезд в вечернее время. Ну что для водителей пять рублей, сущие копейки. Наверное, надо было прибавить 50 рублей. Вот тогда бы они работали до десяти, а может, и до одиннадцати вечера. Но что-то здесь не складывается. Каждый из нас, хоть однажды, был свидетелем тому, как отдельные водители за недостающий рубль или два закатывали истерику, а некоторые даже высаживают пассажиров. А тут прибавка аж в пять рублей – и вдруг не нужна!
Одного не могу понять никак. Почему среди огромного числа маршрутных такси есть одно «элитное». Это маршрут номер 50. Так вот, его-то невозможно увидеть на линии уже после 18.30. Видимо, сам номер маршрута подразумевает режим работы не в полном объёме – на 50 процентов. А может, все водители, как на подбор, боятся темноты, или плохо ориентируются в тёмное время суток.
На самом деле, причина самая что ни на есть простая. Водители маршруток, как все обычные горожане, желают ходить на работу к девяти утра и возвращаться в шесть вечера. А кто же тогда будет развозить людей по домам? Выход один – зимой встать всем на лыжи, а летом купить себе велосипеды. И быстро, и для здоровья полезно. А ещё лучше, уходить с работы пораньше, чтобы успеть сесть в маршрутку. Тогда никому не будет обидно.
А ведь водителям действительно обидно, что кто-то раньше них возвращается домой с работы. Мой знакомый какое-то время работал на маршрутке и всегда заканчивал работу в семь вечера. На мой вопрос, почему так рано, отвечал, что хочет, как все нормальные люди, прийти пораньше, пообщаться с семьёй, посмотреть любимые передачи. Такое вот откровение.
Прошло ещё 15 минут, а ситуация всё хуже – становится всё холоднее, и домой хочется всё сильнее. Чтобы окончательно не замёрзнуть, так и не дождавшись своей маршрутки, сажусь в первую же подъехавшую и доезжаю до середины пути. А потом, как в упомянутой выше песне – иду по шпалам, вернее по тротуару, домой. Но даже в пути меня не настигает ни одна маршрутка.
В следующий раз пойду пешком сразу, так быстрее, да и пешие прогулки благотворно действуют на организм человека.
P.S. А напоследок хочется дать совет водителям маршрутного такси: если уж вы выбрали себе эту профессию, сели за руль автомобиля, который перевозит в день большое количество пассажиров, любите свою работу, выполняйте её добросовестно, и самое главное – относитесь к людям с уважением и не заставляйте их мёрзнуть на остановках в ожидании нужного маршрута!
От редакции: Безопасность и регулярность муниципальных перевозок, легализация и декриминализация доходов в этой сфере стали основными темами обсуждения на встрече главы АМС Владикавказа Бориса Албегова и министра промышленной и транспортной политики РСО-А Хайдарбека Бутова.
С начала 2017 года муниципальная маршрутная сеть передана в ведение республики. Проблем в отрасли немало, более 20 лет перевозчики были предоставлены сами себе. Из более чем 2500 водителей маршрутных транспортных средств в качестве предпринимателей зарегистрированы восемь, и только двое из них платят налоги. Таким образом, за год в бюджет поступило всего 10 тысяч рублей в виде налогов на перевозки. Работа по решению этого вопроса уже начата: на сегодняшний день легализовались более 500 перевозчиков – это на межмуниципальных маршрутах.
С муниципальными, а именно в городе Владикавказе, ситуация сложнее. В ближайших планах у руководства республики – создание единого предприятия по обслуживанию муниципальных маршрутов, которое позволит значительно повысить дисциплину лиц, обслуживающих маршруты.
Особенно актуальна проблема отсутствия оборудованных конечных пунктов с питанием, местами общего пользования, разворотными площадками, а также промежуточных остановочных павильонов. В этой части администрация Владикавказа возьмёт на себя ответственность за оборудование и обустройство необходимых остановочных пунктов.
В настоящее время проходит мониторинг и разрабатываются оптимальные маршруты для конкурсов, основными критериями которых будет регулярность движения и безопасность пассажиров.
Анжела ГЕВОРКЯНЦ