Талант и гениальность. Эти две стороны одарённости определяют возможности человека в избранной деятельности, и это особенно зримо проявляется в области оперы, как в одном из важнейших видов искусства.
О значении творческого пути в развитии таланта, о музыке, о дне сегодняшнем — беседа корреспондента газеты «Терские ведомости» с одной из ярких звёзд мировой оперной сцены Эмилией Цаллаговой.
— Эмилия Максимовна, расскажите немного о себе.
— Ничего необычного сказать не могу. Родилась я в Нальчике, закончила училище искусств в г. Орджоникидзе, как тогда назывался Владикавказ. Первым моим педагогом была выдающаяся — и как специалист, и как человек — незабвенная Фрида Вениаминовна Нусинова. После училища я поступила в знаменитую «Гнесинку», сегодня она называется Российская академия музыки им. Гнесиных. По завершении учёбы вернулась в Орджоникидзе, и уже отсюда начался мой творческий путь, которому на сегодняшний день 48 лет.
— Вы выступали за рубежом?
— Да, конечно. Германия, Турция, США, Польша, Болгария, Италия, Сирия, Иордания, Зимбабве, Ботсвана, Мозамбик — вот далеко не полный перечень стран, где мне довелось петь.
— Скажите, пожалуйста, а в какой стране Вам было волнительно петь?
— Ну, разумеется, в Италии. Она ведь является признанной законодательницей мирового музыкального искусства. Помню, в Риме я пела «Афсати» на стихотворение Коста Хетагурова. Произведение закончилось, и в зале повисла гнетущая тишина. Всё, думаю, провал. Но через несколько секунд раздались оглушительные аплодисменты и потрясающие возгласы: «Браво, Мария Каллас»! Я стояла на сцене, и слёзы лились из глаз. Это был такой эмоциональный всплеск, что его не передать словами.
— Что значит для Вас песня?
— Это моя жизнь, моё призвание. На заре своего творческого пути мне больше нравился балет, но выбрала оперу, и не жалею, даже если бы пришлось начать всё с начала, я бы выбрала именно пение.
— Вы знаете, люди поколения 70х–80х годов прошлого века помнят Вас как замечательную исполнительницу эстрадных лирических песен на осетинском языке — таких, как «Песня влюблённых», «Всегда с тобой», «Вечер в поле», «Орешник роняет листву», «Прощальная»…. Это были одухотворённые песни, наполненные романтикой и тихой грустью. Что Вы при этом чувствовали?
— Осетия — моя мать, моя Родина. Есть песня «Адриатическое море» и в ней слова: «Где бы я ни был далеко, сердцем с тобой, дом родной»! Так вот, я никогда не забывала дочерью какого народа являюсь, и всегда помнила об этом. Мой народ в тягчайших испытаниях выстоял, и сохранил себя и свою культуру, в том числе и песенное искусство. Я этим горжусь!
— Какие наиболее трудные партии Вы исполняли?
— Лёгких партий в опере не бывает. Всё зависит от подготовки, от внутреннего настроя. Я пела Тоску, Дездемону, Паяцы, Иоланту, Манон Леско, Трубадур, Кармен. Из наших авторов — «Оллану» Ильи Габараева, «Коста» Христофора Плиева. Больше, конечно же, запомнилась Кармен из-за эмоциональной насыщенности.
— Что Вы вкладываете в понятие «Душа песни»?
— Очень часто бывает так, что певец исполняет то или иное произведение, вроде всё нормально, но сама песня молчит. Это может показаться странным, но это так! Песня должна звучать в песне! Иными словами, если не почувствовать то, о чём ты поёшь, это будет просто хорошее пение, но без души.
— С кем из выдающихся певцов Вам доводилось петь?
— В своё время я выступала с такими великими певцами Большого театра, как Владимир Атлантов, Зураб Соткилава, Юрий Гуляев и др. Что касается оперных певиц, то это гениальные Образцова, Борисова, Синявская….
— Труден путь к вершинам оперы?
— Нелёгкий, но не надо пугаться. Я прошла через тернии, но всегда помогало упорство и стремление идти прямо к цели. Самое главное — каждодневная работа, ибо на одном таланте не выедешь.
— У Вас есть ностальгия по прошлому?
— Безусловно. Прошлое — это всегда воспоминания, которые обрамлены печалью, ибо их не вернуть. Я имею ввиду приятные воспоминания. Прошлое помогает жить.
— Вы счастливый человек?
— А что такое счастье? По-моему, оно в самом человеке, в том, как он относится к людям, к обществу. Счастье неизмеримо, оно далеко от меркантильности. Я счастлива тем, что состоялась как профессионал своего дела, как человек, который желает только добра окружающим. Я счастлива совей востребованностью.
— Все течёт, все меняется, в том числе и искусство оперного пения. Вы принимаете новшества?
— Я не консерватор, но с оговоркой. Такое архисерьёзное искусство, как опера в своей основе должно остаться без изменений. Выход на сцену, обращение к зрителю может быть несколько бестрепетным, но манера пения должна быть классической. Иного пути нет.
— У нас есть талантливая молодёжь, она пробует себя и в опере. Что, на Ваш взгляд, необходимо, чтобы появились новые имена?
— Нужно выявлять и развивать талант. Но одного Божьего дара мало, надо неустанно работать. Я ещё раз подчёркиваю, что только талантом не пробиться. Будут одни блёстки и всё. И ещё, как бы ни был талантлив молодой певец или певица, нужно, чтобы рядом был старший товарищ, который может поддержать в нужный момент.
— Что Вам не нравится в человеке?
— Я категорически не приемлю непорядочность и беспринципность. Лучше с открытым забралом сказать правду.
— Чем сегодня занята Эмилия Цаллагова?
— Я работаю в училище искусств, в Госфилармонии, являюсь солистом Государственного театра оперы и балета.
— Спасибо Вам за интересную и содержательную беседу.
Таков портрет заслуженной артистки СОАССР, народной артистки СОАССР, народной артистки России, лауреата премии Коста Хетагурова и Мисоста Камбердиева Эмилии Цаллаговой.
И вновь в эфире поёт Эмилия Цаллагова!
*Мария Каллас — величайшая американская оперная певица 20 века.
Сергей ЦХУРБАЕВ