Этапный рубеж в развитии нартоведения
Тамерлан ТЕХОВ
Целая группа учёных СОИГСИ, вместе со своими единомышленниками, уже несколько лет работает над масштабным проектом — «Энциклопедией осетинской Нартиады». Собран уникальный материал, систематизированный в виде трёхтомника. О том, когда и в каком виде энциклопедия увидит свет, рассказывает её главный редактор, заведующий отделом СОИГСИ, доктор исторических наук, профессор Людвиг Чибиров.
— Людвиг Алексеевич, можно ли говорить о том, что большой и кропотливый труд учёного сообщества состоялся, и будет опубликован в ближайшее время?
— Напряжённая работа над масштабным проектом «Энциклопедия осетинской Нартиады» в СОИГСИ началась в 2016 году. Идея создания обобщающего труда энциклопедического характера о нартовском эпосе осетин возникла у меня сразу после выхода в свет в 2013 году «Осетинской этнографической энциклопедии», которую также подготовил наш институт. Мы отдавали себе отчёт в сложности создания первой отраслевой энциклопедии по фольклору, которая, как и предыдущая энциклопедия, не имеет аналогов в отечественной науке. Но всё-таки мы решили взяться за этот непростой проект, поскольку литература о сказаниях осетин с диапазоном времени в два с лишним столетия, разбросанная по многочисленным изданиям, не дает целостного представления о памятнике мировой культуры, каковым является нартовский эпос осетин. Словарные статьи о нём в ряде таких известных изданий, как «Мифы народов мира», «Народы и религии мира», «Мифы и религии народов мира», не могут восполнить этот вакуум.
Первый год нашей работы был подготовительным: создавались редакционная коллегия и авторский коллектив, разрабатывались принципы составления будущей энциклопедии, составлялся словник.
— Назовёте главных единомышленников?
— К работе был привлечён большой авторский коллектив — сотрудники СОИГСИ и специалисты из научных центров Цхинвала, Москвы, Киева, Ростова. Кроме фольклористов, в него вошли лингвисты, литературоведы, историки, этнологи, археологи, философы, экономисты, медики. Всего — 50 человек, представляющие разные области знания. Вклад, внесённый каждым из авторов, разумеется, не одинаков — кто-то подготовил одну статью, кто-то – 20 и более, но именно коллективная деятельность позволила добиться результата.
— Не подлежит сомнению то, что энциклопедия станет общественно значимым, знаковым явлением...
— Хотя бы уже тем, что среди главных целей и задач будущей энциклопедии имеются актуализация гуманистического и педагогического потенциала нартовских сказаний для общественного сознания; описание и классификация культурно значимых и оригинальных понятий и явлений. А ещё — систематизация и публикация исчерпывающего справочно-информационного материала, который удовлетворял бы как требованиям научности (объективности, достоверности и корректности), так и запросам массового читателя. Также здесь будет представлен широкий круг персоналий: сказителей, исследователей, деятелей литературы и искусства, так или иначе причастных к теме энциклопедии, внесших вклад в собирание, публикацию, издание, сравнительное изучение, разработку образов и сюжетов. Тем самым обобщён и интерпретирован накопленный за два столетия материал, сформулировано видение проблем, по которым специалисты пока не пришли к единому мнению.
Фольклорный материал в энциклопедии, будучи основным, органически переплетается с материалами других смежных дисциплин гуманитарного знания: лингвистики, литературоведения, этнологии, древней и средневековой истории, археологии и др., так или иначе трактующих явления нартовского эпоса.
— Тематический охват уже поражает.
— Представление о нём можно составить хотя бы по заголовкам некоторых статей: «Хронология и этапы развития эпоса», «Акуистика мифа», «Шаманизм в эпосе», «Архетип сказителя», «Воды земные и небесные», «Близнечный культ», «Нартиада в осетинской академической музыке», «Нартовский эпос в зарубежных изданиях», «Вооружение нартов», «Мифология эпоса», «Космогония», «Мировоззрение» и т.д. Иными словами, будут освещены такие важные направления исследования народного эпического творчества осетин, как история собирания, публикации и изучения осетинских нартовских сказаний; сюжеты и циклы; мифологические корни и ареальные связи; сопоставительный анализ осетинских сказаний с другими версиями Нартиады; место нартовского эпоса в мировой системе эпосов.
— Имеется ли в издании указание на осетинское написание имён, терминов, других понятий?
— Материал расположен по алфавитному порядку. Названия словарных статей даются в основном на русском языке, в квадратных скобках следует их перевод на осетинский язык. Для облегчения поиска той или другой информации в приложении даётся осетинско-русский указатель имён и понятий, имеющих место в энциклопедии. В статьях, посвящённых персоналиям, за русской формой фамилии даются имя и отчество, вслед за ними в квадратных скобках — осетинское их написание.
Сами статьи представлены в двух категориях: общие и частные, что соответствует отношению «род — вид» («целое — частное»). Так, раздел о выдающемся нарте Батразе предваряется общей статьёй Т.А. Хамицаевой, в которой даётся целостная характеристика объекта, а также следующими за ней тремя частными статьями: «Батраз — мифологическая основа образа», «Батраз в национальных версиях», «Батраз: двойники и прототипы». Образ нарта Сослана представлен в общей статье и следующих за ней одиннадцати частными статьями («Сослан в Стране мертвых», «Сослан: мифологические и ареальные связи» и др.) После статьи «Женские образы Нартиады» следуют материалы о Сатане, Эльде, Агунде, Косер, Ацырухс, Бедухе и т. д.
— А каковы основные источники, использованные авторским коллективом?
— Проанализирован большой корпус источников и литературы по проблематике осетинской Нартиады, а также тексты и исследования других национальных версий. Главным из них стало полное издание осетинских нартовских сказаний в семи томах на языке подлинника («Нарты кадджытæ») (2003-2012 гг.), подготовку текстов, словарей, примечаний и комментариев, научное и художественное редактирование которого титаническими усилиями осуществили Шамиль Джикаев и Тамара Хамицаева.
Кроме того, большую помощь при подготовке издания оказали фундаментальные труды крупнейшего нартоведа ХХ столетия Васо Абаева «Нартовский эпос», «Осетинский язык и фольклор», четырёхтомный «Историко-этимологический словарь осетинского языка». Не менее значимы для нас основополагающие работы другого корифея нартоведения, учёного-фольклориста, академика Французской национальной академии Ж. Дюмезиля: «Легенда о нартах», «Скифы и нарты», «Эпос и мифология осетин». Редколлегия постаралась максимально использовать также работы других известных исследователей эпоса. Одни из них войдут в будущую энциклопедию полностью, другие — в сокращённом виде.
— А что подразумевается под «ареальными связями» эпоса?
— Они охватывают огромные пространства, начиная с берегов Тихого океана до Атлантического побережья (Япония, Индия, Средняя и Передняя Азия, Средиземноморской бассейн, Западная и Восточная Европа, Кавказ). Одно перечисление их заняло бы немало времени. Отмечу только, что многие фольклорные параллели будут введены в научный оборот впервые.
— Когда, всё-таки, формировался эпос, если судить по собранному в энциклопедии материалу?
— В ряде статей энциклопедии, вопреки утвердившемуся в нартоведении мнению связывать зарождение нартовского эпоса с появлением скифов в Северном Причерноморье (VIII-VII вв. до н. э.), приводятся убедительные доказательства, позволяющие отодвинуть истоки формирования осетинских нартовских сказаний с I тыс. до н. э. ко второй половине II тыс. до н.э. Многочисленные материалы энциклопедии, касающиеся генезиса нартовского эпоса, подтверждают основополагающую мысль корифеев нартоведения о формировании основного ядра нартовских сказаний в скифо-аланской этнической среде.
— В полной ли мере использовано богатое наследие сказителей, имеющееся в архиве института?
— По опубликованным Тамарой Хамицаевой сведениям, насчитывалось 345 сказителей (список приводится и в энциклопедии). На наш взгляд, этот список неполон, сказителей на самом деле было гораздо больше. Например, только одна большая семья Бегизовых из селения Едис Южной Осетии дала 9 сказителей, из которых в этом списке значится только Леван Бегизов. В персоналиях собирателей эпоса акцентировано внимание на значимости собранных сказаний. В персоналиях исследователей отмечен их вклад в развитие Нартиады, дан список их основных трудов и литературы о них.
— Что можете отметить касательно иллюстративной части энциклопедии?
— Сбор потребовал длительных усилий и кропотливой работы. При оформлении будут широко использованы не только графические и живописные произведения выдающихся художников старшего поколения — Махарбека Туганова, Азанбека Джанаева и Аслан-Гирея Хохова, но и иллюстрации представителей современной школы художников Осетии — Мурата Джикаева, Шалвы Бедоева и многих других.
— Когда объёмный труд увидит свет?
— Энциклопедию планируется издать в трёх томах в текущем году. В качестве внешних рецензентов рукописи планируется привлечь зарубежных специалистов. Редакционная коллегия надеется, что готовящаяся к изданию трёхтомная «Энциклопедия осетинской Нартиады» ознаменует этапный рубеж в развитии нартоведения, станет весомым вкладом в будущую общенациональную энциклопедию и положит начало в дело создания общекавказской нартовской энциклопедии.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |