Их привезли под конвоем на окраину города. На месте казни возвышалась громада виселицы.
Рядом с Ниной сидел офицер. Он попытался столкнуть её. Она развернулась:
– Прочь руки! – ударила его по лицу и спрыгнула сама.
Озверевший белогвардеец выхватил наган. Оглушительный выстрел взорвал тишину Шалдона.
Она упала как подкошенная. Помертвевшие губы прошептали: «Са-ша» и застыли навсегда.
Началось бессмертие, жизнь оборвалась.
***
Их было семеро – молодых, смелых, энергичных.
У них было своё знамя. На нём лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В центре знамени название организации – Коммунистический Союз молодёжи «Спартак». Рядом звезда, серп и молот и раскрытая книга.
На фоне своего знамени они сфотографировались:
Василий Кудрявцев – организатор и руководитель, уверенно, спокойно, раскованно сидит в центре, Илья Никонов – мозг организации, Акакий Кавтарадзе, Андрей Гармаш – все четверо студенты учительского института, Михаил Романов – рабочий железнодорожных мастерских, учащиеся Ольга Гагина и Пётр Хетагуров – первый комсомолец-осетин; позади, чуть в стороне – красивая молодая женщина с огромными выразительными глазами – Нина Зубкова, легендарная комсомолка. Она присоединилась к ним несколько позже, приехав из Тифлиса с мужем, коммунистом Александром Зубковым.
Клуб спартаковцев размещался на Марьинской улице (ныне ул. Маркуса, 10 – физтерлечебница), на втором этаже. На балконе висел транспарант: «Тираны мира, трепещите, юный пролетариат восстал!»
Они входили в эту массивную, резную дверь, взбегали, молодые, задорные, по широкой, светлой, длинной, в три пролёта лестнице, чтобы с головой окунуться в комсомольские дела.
В клубе кипела жизнь. Здесь проходили собрания, читались доклады, лекции.
Сюда стекалась не только молодёжь города. Сюда стягивались нити близлежащих окружных организаций сельской молодёжи. Шёл приём в члены Союза молодёжи, утверждались ячейки на местах.
15 декабря 1918 года состоялось общегородское собрание Коммунистического Союза молодёжи «Спартак», на котором был утверждён устав Союза и избран комитет. Председателем комитета был избран В. Кудрявцев, заместителем И. Никонов.
Комитет Союза выпустил воззвание к трудящимся и учащейся молодёжи с призывом вступать в члены организации.
В то время Владикавказская комсомольская организация насчитывала 65 членов и 50 сочувствующих.
7 ноября 1918 года они вышли на демонстрацию и митинг в честь первой годовщины Октябрьской революции. Впереди колонны с комсомольским знаменем в руках шёл А. Гармаш. Он вспоминал: «Я шёл, и мысли мои были о борьбе: «Смотрите, буржуи и белогвардейцы, молодёжь готова в бой за власть трудового народа».
В этот день на многотысячном митинге И. Никонов выступил с речью: «Вся рабоче-крестьянская молодёжь, – говорил он, – Терской республики стоит железной стеной вокруг компартии и борется против контрреволюции. Она в любую минуту готова отдать молодые силы и самую жизнь за победу коммунизма».
Вскоре комсомольцы Осетии подтвердили эти слова на деле.
Первое боевое крещение молодёжь Владикавказа получила в августовские дни 1918 года, когда в город ворвались белоказачьи банды. Они пытались захватить штаб Красной Армии, но получили отпор. Молодёжь Курской, Молоканской слободок со своими старшими товарищами в тяжёлых кровопролитных боях в течение 12 дней отстояла свой родной город.
Это были тревожные годы. Шла гражданская война. На юге страны орудовали части генерала Деникина. Захватив Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск, они подошли к Владикавказу.
Владикавказский комитет комсомола постановил мобилизовать на борьбу с деникинцами всех своих членов. Через газету комсомольцы обратились с призывом к трудящейся молодёжи Северной Осетии встать на защиту завоеваний революции.
В эти дни комсомольцы были переведены на казарменное положение. Девушки-комсомолки Гагина, Зубкова, Савельева, Бузинская, Шатуновская, Максимова и др. прошли краткосрочные курсы медсестёр. Они оказывали помощь раненым и тифознобольным красноармейцам.
Активное участие в обороне города принимала рабочая молодёжь, особенно Курской слободки, завода «Алагир»: Поздняков, Козыренко, Кафанов, Романов, Плутахин.
Дмитрий Плутакин вспоминал: «Мой пулемёт был установлен на переезде, чтобы держать под обстрелом железнодорожное полотно.
Один раз на переезд приехали Орджоникидзе и Гикало. К ним подошёл начальник обороны Курского участка Огурцов. Орджоникидзе дал указание – экономить патроны, подпускать белых ближе, на 100-200 метров, и поражать огнём.
Когда деникинцы пошли на наши позиции в 6 цепей, мы близко подпустили их и по сигналу открыли огонь. Они откатились и снова пошли в атаку. И эта атака была отбита. Всё поле было усеяно трупами белых офицеров!»
Более 10 дней сражался Владикавказский гарнизон против армий Геймана и Шкуро. 11 февраля остатки гарнизона отступили в Грузию. Банды Шкуро захватили город. Начался страшный террор. Комсомольцы ушли в подполье. Обыски, поголовные аресты. По всему городу – виселицы.
Из комсомольцев особенно охотились за Никоновым, которого хорошо знали в городе. С трудом удавалось ему скрываться. Одно время он и Гармаш жили по ул. Льва Толстого, бедствовали, голодали. Товарищи тайно носили им еду.
Ольга Гагина и Пётр Хетагуров встречались, прогуливаясь якобы беззаботно, обсуждали важные дела. Пётр Хетагуров с друзьями открыли «мастерскую» по пошиву обуви, которая на самом деле служила подпольной явкой.
Бесстрашно и изворотливо действовала Нина Зубкова.
Однажды в штаб белых заявилась элегантная красавица мадам Савицкая. Кокетничала, заигрывала с офицерами, не подозревавшими, с кем имеют дело. Из штаба она ушла, унося ценные сведения и документы.
Схватить Нину удалось ценой предательства.
– О, мадам Савицкая? Какой сюрприз! – офицер издевательски ухмыльнулся.
Её бросили в тюрьму, пытали. Предложили свободу, если будет сотрудничать. Гордо выпрямившись, сказала:
– Каким нужно быть подлецом, чтобы работать на врага?
7 марта, накануне казни, Нина передала на волю записку для мужа:
«Я хочу жить, бороться, но жить мне не дают. Меня казнят. Несмотря на пытки и издевательства, которым была подвергнута в контрразведке, я не назвала ни одного имени большевика. Знай, Саша, знайте, товарищи, что я была и умираю революционеркой-коммунисткой. Обнимаю. Нина».
Александр Зубков не получил этой записки. Вместе с другими коммунистами он с трудом добрался до Тифлиса. Грузинские меньшевики бросили его в Метехский замок, где он умер от туберкулёза.
А на месте Шалдонского кладбища сейчас раскинулся Комсомольский парк. В центре его возвышается памятник с надписью: «Памяти павших будьте достойны».
Возрождение
В конце марта 1920 года армии Деникина были разгромлены. Красная Армия изгнала белых с Кавказа. Трудящиеся Северной Осетии вздохнули свободно. Началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства.
Комсомолия, словно птица Феникс, возрождалась из огня и пепла.
Как только во Владикавказе появились части Красной Армии, первое, что сделал Пётр Хетагуров, – это ворвался в прежний клуб «Спартака» и достал их знамя, спрятанное Ольгой Гагиной.
Обком РКП(б), придавая большое значение молодёжным организациям, назначил Ольгу Гагину инструктором по организации КСМ.
На первом общем собрании горкома комсомола, куда входили Кудрявцев, Гармаш, Никонов, Романов, Хетагуров, Полубояринов и др., секретарём горкома была избрана Ольга Гагина.
Ольга Гавриловна Гагина – первая комсомолка Владикавказа – родилась на Курской слободке, окончила гимназию, совмещая учёбу с работой в Совдепе. Первый секретарь горкома, затем секретарь окружкома, член обкома КСМ. Студентка первого вуза во Владикавказе – политехнического.
Осенью 1921 года обком партии командирует её на учёбу в Ленинградский университет, который окончила в 1927 году, факультет общественных наук, после чего работала в партийных органах. Её девиз: «Быть на переднем крае». Она прожила большую, плодотворную жизнь, дожив до 90 лет.
На одном из заседаний горкома комсомола выбирали одного делегата на III съезд комсомола в Москву. Единогласно была одобрена кандидатура Петра Хетагурова.
Пётр Хетагуров родился в 1904 году в с. Цунаки Южной Осетии. С 1917 года семья жила во Владикавказе, по ул. Мещанской, 4 (ныне ул. Революции). По окончании школы Пётр учился в мужской гимназии. Любил Пётр быть на митингах, ходил на демонстрации с красным бантом на груди.
Когда во Владикавказе был создан Коммунистический Союз молодёжи «Спартак», Пётр Хетагуров вошёл в состав комитета. Он был первым осетином-комсомольцем. Пётр Хетагуров состоял членом горкома комсомола, обкома КСМ. Работал в партийных органах. В 30-е годы Пётр Хетагуров был репрессирован и умер в заключении.
* * *
В 1920-е ширится комсомольское движение по всей Осетии.
Во Владикавказе выделялась комсомольская ячейка железнодорожных мастерских. Ею руководил Михаил Полубояринов.
Имя Михаила Полубояринова было широко известно в комсомольской среде Владикавказа. Потомственный рабочий, он становится организатором многих комсомольских ячеек в городе.
В июне 1920 года он выступает с докладом о задачах комсомола на собрании молодёжи завода «Алагир». Собрание приняло следующее постановление: «Мы, – молодые рабочие завода «Алагир», заслушав доклад члена областного комитета РКСМ тов. Полубояринова о целях РКСМ и движении молодёжи, постановили: дабы не отставать от пролетарской молодёжи всей России и суметь с достоинством защищать интересы пролетариата всего мира, всем, как одному встать в ряды Коммунистического Союза молодёжи».
Первым председателем ячейки комсомола на заводе был избран Дмитрий Плутахин, заместителем В. Поздняков.
Комсомольская ячейка завода «Алагир» развернула большую работу. Было организовано производственное обучение молодёжи, проводились культурно-массовые мероприятия. Завком выделил комсомолу здание под клуб, который они назвали «Клубом декабристов». Здесь были созданы спортивные кружки, художественной самодеятельности, драмкружок, хоровой, музыкальный. В клубе демонстрировались фильмы, ставились спектакли.
Первым председателем правления клуба был избран Д. Плутахин.
Михаил Полубояринов в 1921 году был секретарём горкома КСМ г. Владикавказа. Горком размещался в здании на углу ул. Куйбышева и Вахтангова.
Он входил в состав обкома РКСМ, был делегатом IV Всероссийского съезда комсомола. В 1922 году комсомол послал М. Полубояринова на ответственную работу. Он стал председателем судебной комиссии Главсуда Горской республики. Погиб в марте 1924 года.
Партийные и комсомольские руководители придавали большое значение вовлечению в комсомол сельской молодёжи. В сёла посылались инструкторы, которые проводили разъяснительную и агитационную работу. Так, например, в Садон была направлена Ольга Гагина.
Одной из первых была создана комсомольская ячейка в с. Ардон. Её вожаками стали Харитон Зангиев, Аврам Хосроев, Гайши Бесолов.
Одним из организаторов комсомола в Дигории был Георгий Дзагуров, очень одарённая личность, участник Гражданской войны. Совмещал учёбу с работой в комсомоле, секретарь райкома КСМ. Закончил в Москве институт народного хозяйства им. Плеханова.
В мае 1920 года была создана комсомольская ячейка в с. Дарг-Кох. Председателем её избрали А.Т. Брциева. Все её комсомольцы вступили в ЧОН, организацию по борьбе с бандитизмом.
Активистом комсомола в с. Алагир был Габо Газюмов. Он назначается председателем райоргбюро РКСМ. Затем избирается секретарём Владикавказского окружкома комсомола.
Организатором Эльхотовской комсомольской организации был Камболат Салбиев. В августе 1920 года секретарём комсомольской ячейки в Эльхотово избрали Хазбечира Козырева. Как активиста, его командируют в Терскую областную партийную школу, где тогда училась одна из первых осетинок-комсомолок Ольга Цомаева.
Первыми комсомольцами с. Лескен были Андрей Адаев, Тембол Караев, Магомет Калоев, Созрыко Савкуев. Секретарём комсомольской ячейки избрали Аслангирея Дзетциева. Первым большим делом ячейки стало создание избы-читальни.
10 сентября 1920 года в с. Ардон Владикавказским окружным комитетом РКСМ был созван I съезд Союза Коммунистической молодёжи Осетии. На съезд прибыло 36 делегатов от 35 организаций, насчитывавших к тому времени 1600 комсомольцев. На съезде были обсуждены вопросы укрепления советской власти в Осетии, ликвидации бандитизма, проведения субботников. Избран окружной комитет в составе: Х. Зангиев, Г. Бесолов, Г. Гозюмов, А. Таутиев.
В августе 1924 года в связи с упразднением Горской республики и созданием Северо-Осетинской Автономной республики образовалась Северо-Осетинская областная комсомольская организация во главе с Северо-Осетинским обкомом комсомола.
Первым секретарём обкома комсомола стал испытанный комсомольский вожак Аврам Хосроев. За плечами у него уже был большой опыт комсомольской работы.
Дом с зелёными балконами по ул. Бородинской во Владикавказе. Здесь жила семья Хосроевых, его жена и дочь. Самого Аврама уже не было, он скончался, вернувшись измождённым, больным из ссылки. Но в семье его помнят и чтят. Он был способным организатором, умелым руководителем. В руководстве молодёжью республики показал себя как истинный патриот, претворяя в жизнь ленинский лозунг «Учиться, учиться и учиться».
После А. Хосроева на посту секретаря Северо-Осетинского обкома комсомола были:
Владимир Джигкаев
Тасолтан Хадиков
Алик Гуриев
Герман Таболов
Николай Койбаев
Батырбек Тамаев
Михаил Кайтуков
Хазбатыр Тотров
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) руководителем Северо-Осетинской комсомольской организации был Владимир Габалаевич Пхаллагов.
Около десяти лет возглавляла областную комсомольскую организацию замечательная женщина Мария Григорьевна Кулумбекова.
О каждом из названных вожаков комсомола Осетии можно писать статьи, книги, слагать легенды.
Все они должны остаться в нашей памяти.
С них наша молодёжь должна делать жизнь.
Евгения БУГАЁВА
г. Владикавказ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |