30 декабря 2016 г.
В последние годы мы наблюдаем странную картину – в декабре в города завозится всё больше и больше новогодних ёлок, и с каждым годом всё большая часть из них остаётся нереализованной. В новогоднюю ночь огромное количество зелёного неликвида вывозится на городские свалки, а то и просто куда попало. Это не может не беспокоить не только защитников экологии, но и каждого человека.
Ёлко-бизнес
Такое явление можно объяснить с экономической точки зрения. Массовая незанятость подгоняет молодых людей к занятию ёлочным бизнесом, дабы хоть раз в году что-то подзаработать. Предложение хвойного товара непрерывно растёт. С другой стороны, спрос на ёлки, по крайне мере, не возрастает, особенно с углублением кризиса. Ведь цена на них для многих людей эквивалентна месячному доходу. Разница между растущим предложением и падающим спросом становится очевидной на упомянутых свалках.
Невольно возникают сомнения в самой традиции. Является ли она такой незыблемой, что нам никак нельзя обойтись без подобных жертвоприношений? Или же всё-таки человек способен, не нарушая обычая, преодолеть в себе пережитки варварства и, тем не менее, «весело-весело встретить Новый год»?
Зарождение традиции
История новогодней ёлки насчитывает много тысячелетий. «Прообразом» этой нарядной героини стало Мировое Дерево. В древние времена оно символизировало собой устройство мира и само считалось центром мироздания. Его мощный ствол с ветвями – наш наземный мир, его крона, тянущаяся в небеса, – рай, связь человека с высшими силами. У славянских народов Мировое Дерево ассоциировалось с берёзой, у древних египтян – с пальмой. В Греции центр мира олицетворял собой кипарис, в Риме – фиговое дерево, а у кельтских народов – омела.
Окончательно традиция украшать дома деревьями сформировалась только в Средние Века. День зимнего солнцестояния, 22 декабря, самый короткий день в году, считался особенным, так как именно на него, по поверьям, выпадал день рождения Адама и Евы. Поэтому в старину в этот день люди устанавливали в своих домах вечнозелёные растения, украшенные красными яблоками. Впрочем, вместо настоящих яблок на хвойные праздничные деревья уже в XV веке стали вешать стеклянные шары и другие игрушки круглой формы.
Символ Рождества
Приблизительно в это же время ель становится символом Рождества. Как уверяют письменные источники, впервые на рождественские праздники наряженную ёлку установили в немецком городе Страсбурге, в начале XVI века. За несколько столетий эта красивая традиция распространилась по всей Европе, а к началу XIX века она добралась и до Америки.
На Руси первая новогодняя ёлка появляется благодаря Петру I. В 1699 году он издал указ ввести летоисчисление, как принято в странах Европы, от Рождества Христова. И отмечать наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января пышными торжествами и нарядными ёлками, фейерверками и застольями. Правда, приживалась эта традиция на Руси очень долго, более 100 лет.
Причём, изначально и не предполагалось вырубать и переносить ёлки. Благо, их было много на улицах городов и сёл. Наряжались они на месте «прописки», там же и проходили гуляния. Вырубка же началась по мере того, как деревья стали сокращаться в жилых районах.
Ёлки в ХХ веке
Урбанизация внесла коррективы в ёлочный вопрос. Чем больше народу переселялось в города, тем меньше деревьев там оставалось. Для поддержания традиции стало необходимым вырубать ёлки. К началу прошлого века, а точнее к 1903 году, относится написание самого популярного новогоднего хита:
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
После революции 1917 года интерес к рождественским ёлкам охладел вместе с падением интереса к религии. Но в 30-е годы, по мере подъема хозяйства, в СССР традиция стала возрождаться уже в новогоднем празднике. В 1931 году была написана не менее популярная песенка:
Маленькой ёлочке холодно зимой,
Из лесу ёлочку взяли мы домой.
Как видим, здесь уже делается попытка объяснить детишкам появление ёлочки в доме, мол, здесь ей будет теплее…. Хотя в те времена вырубка деревьев ещё не была экологической проблемой, она велась планомерно, в рамках необходимого прореживания лесов. Настоящим бедствием это стало к концу XX – началу XXI века.
Грустное зрелище
Официальная статистика гласит о том, что 40% ёлок продаётся в нарушение закона, «чёрными лесорубами». Но, так как нам известно, что эта статистика обычно раза в два приукрашивает ситуацию, то можно с уверенностью сказать, что незаконной вырубке подвержено подавляющее большинство зелёных красавиц. Это приводит к тому, что наши хвойные леса изрядно облысели. А ведь это, как говорят, лёгкие планеты, источник фитонцидов. Если прибавить сюда резкое сокращение зелёных насаждений в городах, то мы получаем действительно тяжёлую ситуацию.
Хвойных деревьев вырубается в сотни раз больше, чем высаживается. Как иллюстрация этому выглядит ёлочный базар у Олимпийского парка Владикавказа. На площади около 2 га навалено тысячи сосен и ёлок. При том, что в самом парке их – считанные единицы.
Если представить, что всем вырубленным деревьям будет сохранена жизнь, то мы бы снова утопали в зелени. Насколько богаче были бы леса, насколько красивее стали города и сёла, насколько здоровее были бы люди!
Есть ли выход?
Конечно, есть! Мы привыкли по всякому поводу кивать на «цивилизованные» страны. Причём берём с них в основном дурной пример, вместо того, чтобы поучиться хорошему. В странах Европы давно уже не стремятся тащить ёлку в каждый дом, а стараются наряжать растущие во дворах. И праздновать коллективно, как это и было изначально в давние времена.
Такие примеры есть и во Владикавказе. Ветеран Вооружённых Сил Владимир Губаев на проспекте Доватора, 246 вместе с соседскими детишками ежегодно наряжает чудесные ёлочки во дворе, которые сам же и высадил несколько лет назад. Детям гораздо интереснее праздновать всем вместе дружно, чем поодиночке.
А разве нельзя посадить ели возле учреждений и наряжать их ежегодно, вместо того, чтобы рубить лесную красоту?
Сейчас богатый выбор искусственных ёлок. Для любителей же запаха хвои есть натуральные ароматизаторы.
У творческой молодёжи появляются и другие, необычные решения.
Ёлки без иголки
Под таким названием во Владикавказе в седьмой раз проходит благотворительная выставка в Национальном музее. «Хватит вырубать лес! Да здравствует фантазия!» – главный девиз проекта. Ёлки сделаны из бумаги, пенопласта, стекла, пластмассы. Авторы новогодних красавиц – студенты Владикавказского художественного училища. Главное требование к ёлке-участнице – необычность, оригинальность и креативность, которые ежегодно воплощаются в разной тематике. Проект имеет благотворительную направленность и неоднократно оказывал поддержку детям-сиротам.
Генеральный директор музея Лариса Сохиева отмечает: «Каждый год бывает отдельное задание для участников, такие как «Этнографическая ёлка», «Олимпийская ёлка», «Ретро-ёлка», «Студенческая ёлка»… У нас ещё и экологическая идея. Мы против того, чтобы уничтожались леса, красивые ёлки, которые вполне можно заменить вот такими интересными решениями».
Владимир ГАБАНОВ