29 мая в г. Владикавказ были доставлены святые мощи российского адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова и выставлены для поклонения в храме Святого Георгия. По предварительной оценке, святым мощам пришло поклониться более 3,5 тысяч прихожан. Каким он был? За какие заслуги он был канонизирован Русской Православной церковью в 2001 году?
Великая Отечественная война. Массовое мужество и героизм проявлял советский народ и эти заслуги нужно было вознаграждать. Весной 1942 года указами Президиума Верховного Совета СССР были учреждены ордена Отечественной войны I и II степени, Суворова, Кутузова и Александра Невского. В октябре 1943 года, когда началось освобождение Украины, – орден Богдана Хмельницкого. Но это, так сказать, общеармейские награды. Но как же отмечать заслуги моряков? Ведь флот – не сухопутные войска, и вручения за морские сражения наградам, названных в честь «сухопутных полководцев», вызвало бы определённые толки у моряков.
Великий Суворов участвовал в «морских» сражениях, когда под Очаковым с Бурун-Косы он артиллерией растреливал турецкие фелюги, прорывавшиеся в Днепро-Бугский лиман. Но это была штучная работа. А как быть с «поточным» методом? Когда оба противника на воде? Вот тут моряки и предложили иметь «свои» ордена. Флотоводец, в то время нарком ВМФ, адмирал Кузнецов на докладе у Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина завёл разговор о целесообразности учреждения таких наград. Отказа не последовало, но и особой поддержки он тогда не получил. Беспрецендетный случай! Такого в мире не было! Правительственные награды для определённого рода войск!
Кузнецов всё же решил идти до конца. При подготовке предложения в правительство награды были названы в честь великих флотоводцев – Ушакова и Нахимова. По статуту орден Суворова был выше ордена Кутузова. А как быть с Ушаковым и Нахимовым? Кого ставить выше? Имя Нахимова было на слуху, он – герой Крымской войны, которая была в середине XIX века, а Ушаков все свои морские сражения выигрывал в конце XVIII века.
Да и монарший двор и сановная знать в три погибели гнулись перед иностранными кумирами, в частности перед английским адмиралом Нельсоном. Заслуги своего соотечественника Ушакова предавались пренебрежению. Хотя Нельсон и прославился, «слизав» метод Ушакова, но это некоторыми нашими высокопоставленными оболтусами это в расчёт не принималось. Вот и оказалось имя Ушакова в тени, хотя именно в резултате его побед Россия утвердила своё влияние на Чёрном и Средиземном морях. У светлейшего князя Потёмкина трудно было заслужить похвалу, но именно с его подачи Ушакова стали называть «морским» Суворовым.
Именно при Ушакове Россия построила Черноморский флот и именно его победы утвердили Россию в мире как великую морскую державу. Ушаков повлиял на всю мировую политику того времени, а отголоски её проявились и в начале ХХ века, поэтому имя Ушакова стало на первом месте, Нахимову отдали второе. Согласовав порядок расстановки имён, нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов внёс проект постановления на обсуждение в Государственный Комитет обороны. Проект был принят и 3 марта 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении орденов Ушакова и Нахимова I и II степени и медалей Ушакова и Нахимова. Наш великий Ушаков был вознесён на новую ступень яркой Славы своего Отечества.
Современник Ушакова в «Руском вестнике», издаваемом Сергеем Глинкой, в 1817 году со скорьбю писал о смерти адмирала: «К душевному сожалению всех тех, котрые уважают славу и добродетели знаменитых соотечественников, 1 октября сего 1817 года скончался адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Хотя жизнь его посвящена была трудам и службе на морях, но он дожил до 74 лет… Получа отставку, адмирал Ушаков поселился в поместье… После деятельной жизни сердце животворной Верою любит наслаждаться уединением. Кто жил для пользы общественной, тому приятно в преклонные лета жить с самим собою и с Богом. Вот для чего покойный адмирал для жительства своего избрал деревню, близкую к святой обители под названием Санаксарский монастырь». Так под прекрасным духовным знаком благотворения и милосердия закончилась жизнь великого адмирала.
В 2001 году Русская православная церковь канонизировала светлое имя адмирала и имя его стало святым. В то время, когда к нам в Осетию были доставлены святые мощи Ф.Ф. Ушакова, я как бывший моряк не без волнения представил себе светлый образ адмирала. Имя его свято и для верующих, и для атеистов.
Владимир ХЕСТАНОВ,
войсковой старшина АРКО ТКВ