Представьте ситуацию. Вы глава семейной фермы, ведёте хозяйство и задумываетесь об увеличении поголовья. Первый вопрос: где взять деньги? Но при нынешней федеральной политике, когда государство уже реально озаботилось предоставлением поддержки сельхозпроизводителям, это вопрос второй. Фермер, если он работает легально, и имеет собственные средства для софинансирования, может получить грант до 30 млн рублей от государства, купить скот. Деньги выделяются целенаправленно только на покупку скота, но никак не на строительство коровника, приобретение оборудования и т.д. При помощи простого арифметического действия с учётом стоимости породистой коровы в 100 тысяч рублей можно подсчитать, что хозяин может рассчитывать на покупку 300 коров. Но норматив тогда обязывает, а с этого года этот пункт указан и в «Правилах предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм», иметь в наличии 300 гектаров земли сельхозназначения.
«Данное условие будет серьёзно тормозить развитие животноводческой отрасли в республике», — считают участники экспертного совещания, которое организовали и провели представители регионального отделения ОНФ в рамках подготовки к региональной конференции ОНФ, посвящённой вопросам народного контроля исполнения Майского указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. В работе совещания приняли участие глава регионального исполкома ОНФ в РСО-Алания Клим Галиев, первый заместитель Министерства экономического развития РСО-Алания Алета Цориева, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РСО-Алания Тимур Медоев, председатель Совета регионального отделения ООО «Деловая Россия» Роман Абиев, руководитель Фонда поддержки предпринимателей (ФПП) Батраз Гагиев, представители сельхозуправлений районов республики. Тема для обсуждения — «Предложения по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе для самозанятых граждан. Развитие сельской кооперации и поддержка фермеров».
Как отметил Тимур Медоев, несмотря на улучшение инвестиционного климата в республике, расширение механизмов субсидирования бизнеса на фоне общих экономических проблем в стране, вопросов по господдержке достаточно, прежде всего из-за недопонимания создателей документов нынешних реалий. К примеру, та же земля. Откуда у фермера столько гектаров? А если их нет, как быть? Прозвучали разные мнения, вплоть до предоставления в республиканский Минсельхоз гарантийного письма от районных властей, что они готовы выделить землю, если заявитель выиграет грант. Но такая гарантия противоречит букве закона: известно, что земельные участки выделяются на основании торгов, и никакой чиновник в здравом уме на это не пойдёт. Другой вариант — участие в торгах. И тут проблема: пока то да сё, уже время отчитываться за грант: сроки жёсткие — 6 месяцев со дня получения. Сколько будут длиться торги, не знает никто. Да и корова не станок: её в угол не поставишь. Это первый камень преткновения для получения грантов.
Идём дальше. К сожалению, отсеву претендентов способствуют не только отсутствие гектаров или собственных средств в размере не менее 40% от стоимости проекта. Есть куда более банальные причины. К примеру, запятые. Собрать пакет всех необходимых документов тоже непросто. Иногда предпринимателя гоняют по кругу, после чего хочется плюнуть на всё и больше не связываться. И в этой связи понятно восклицание Медоева: «Конкурс должен стать конкурсом идей, а не конкурсом документов». Предпосылки к этому не так давно появились: ФПП заключил договор о предоставлении услуг с МФЦ. Даже открыли «Окно для бизнеса». Но вот незадача: проверять правильность оформления документов в услуги МФЦ не входит. Могут только принять. «Но тогда хотя бы пусть проверят комплектность», — выразил общее мнение участник совещания. И специалистов надо обучать для этого.
Ещё одна опасность: тотальный контроль сельхозпроизводителя со стороны республиканского Минсельхоза и малые сроки реализации грантов. Контроль нужен, тут и разговора нет. Но, если грант одобрен, стоит ли предпринимателю навязывать место приобретения коровы? Может, только порекомендовать породу, а дальше пусть он сам? Стоит ли искусственно затягивать процесс и способствовать росту инфляции?
Участвующие в дискуссии производственники посоветовали включить в перечень предложений от Народного фронта другие направления для получения поддержки: птицеводство, пчеловодство, выращивание многолетних насаждений. И если нет возможности добавить их на федеральном уровне, подумать о республиканском.
Очень важное предложение прозвучало от Алеты Цориевой: развитие потребкооперации, от чего сразу могут «задышать» малые формы хозяйствования. Причём кооператив на своё становление может получить до 70 млн рублей федеральных денег. Есть ли желающие? Если есть, то немного. Скорей всего, мешают порой невыполнимые, по мнению предпринимателей, условия для получения средств. Как в случае, что привела Алета Цориева. В Национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости», очень важном и актуальном для Северной Осетии, принять участие могут лишь предприятия с оборотом не менее 800 млн рублей. Таковых в республике 6, и преимущественно торговые. Им этот проект не интересен. А тем, кому интересен, вход заказан. Вот этой самой цифрой — 800 млн рублей, которую, как считают специалисты, разумно было бы снизить до 100–150 млн рублей.
«Не надо гнаться за крупными предприятиями. Это бесполезно», — считает Роман Абиев и предлагает экспериментировать в экологическом земледелии, делая ставку на качество продукта и его относительную дешевизну из-за отсутствия разных «нагрузок» типа маркетинга. А ещё создавать кейсы для самозанятых в области сельского хозяйства, туризма, придорожного сервиса, логистики.
Все замечания и предложения в обобщённом виде лягут на стол Главы республики РСО-Алания. А также будут обсуждаться на региональной конференции в гораздо более расширенном составе.
Что касается грантов на развитие животноводства, то приказа о начале приёма заявок ещё нет. Но, в соответствии с правилами и здравым смыслом, за 20 дней до начала процедуры Минсельхоз должен разместить соответствующую информацию на сайте и в республиканской печати.