Любое человеческое общество состоит из людей, а люди подчиняются законам государства, гражданами которого они являются. Никто с этим не спорит. Но наряду с официальными нормами человеческого общежития, существуют правила, передающиеся из поколения в поколение, которые являются не менее, а зачастую более важными в жизни. Своеобразным кодексом чести является и горский этикет.
Вообще, если проследить жизнь горцев разных стран, то есть у них одна общая закономерность – это молчаливая помощь и участие в судьбе соседа, знакомого и незнакомого. В Калабрийских горах (Южная Италия) вновь поселившемуся в селе человеку незнакомые в сущности соседи, да и все сельчане, каждое утро поочерёдно кладут у дверей воловий сыр, пока новый житель не обустроится.
Такое внимание дорогого стоит. Это ни что иное, как проявление этики. Что движет такими людьми? Ясно одно: не пафос, не стремление проявить себя, а простое человеческое внимание. У нас на Кавказе с давних времён этикет, то есть нормы поведения, прививались с малых лет.
Нельзя выделить одну из них и сказать, вот эта основная. Все они, без исключения, составляют сокровищницу национального воспитания. Попробуем детализировать некоторые из них.
Уважение к старшим. Это незыблемое правило, когда старший в доме, в фамилии должен быть авторитетным и уважаемым, а младшие должны считаться с ним. Не нужно прерывать старшего во время разговора, по меньшей мере это невоспитанность. Перечить и, более того, повышать голос на человека в годах со стороны младшего должно восприниматься, как кощунство.
Даже если старший не прав, это никоим образом не оправдывает молодого оппонента в его потугах осуждаемого.
Скромность. Всегда надо смотреть на себя со стороны: а как я выгляжу, как говорю и т.д. Человек для самого себя должен быть зеркалом. Немногословность – великое достоинство горца. В гостях вести себя надо так, чтобы хозяин не радовался уходу гостя.
Уважение к женщине. Вот с этой нормы идёт самоуважение, ибо уважение к женщине не подлежит обсуждению. Оно должно проявляться и в мелочи: уступил место в транспорте, в дороге и т.д. В осетинских сёлах, думаю, и сегодня жива традиция, когда незнакомый человек, проходя по любой из улиц, скромным кивком головы приветствует сидящих на лавочке пожилых людей, мужчин и женщин.
И тут вообще неуместен вопрос, а знает ли он их? Это есть воспитание в национальном духе. Никогда не надо спрашивать (это моё мнение) нуждающегося человека, чем ему помочь. Он, если придерживается этических правил, не скажет об этом. Сам узнает, что да как, и поможет.
Как иной раз обидно бывает за наши ритуальные дела. К сожалению, жизнь конечна. Тут ничего не поделаешь, но возмущает другое. Некоторые забывают, для чего пришли, хоть их ничтожный процент, но всё-таки оторопь берёт, когда они не об усопшем говорят, а о поминальных яствах.
В этой связи вспоминается старый анекдот, который, скорее всего, был в реальности. Где-то после похорон один из присутствующих сказал: «Что за поминки, ни выпивки нормальной не было, ни еды?!». – «Как мог, так и сделал, надеюсь, что ты лучше сделаешь!», – не в бровь, а в глаз прозвучал ответ пережившего горе.
Совсем невмоготу бывает слушать рассуждения о том, что, дескать, сейчас не те времена. Погодите, о каких временах вы говорите? Что, солнце и луна другими стали? Или времена года исчезли? Люди всегда должны оставаться людьми, в этом их призвание. Наши предки академии не кончали, но они были ни чета кое-каким образованным дуракам, которые думают, что поросята на деревьях растут.
Умудрённые годами старики находили такие слова, которые тушили огонь вражды, мирили кровников, совестили оступившихся. И всё это без унизительной словесной мишуры.
В середине 80-х годов прошлого века я встретился с одним дагестанцем. Речь зашла о том о сём, потом я коснулся вопросов гостеприимства в Дагестане. Вот его ответ: «Когда в дом приходит гость, его встречают как близкого человека, ни минуты не напоминая ему о том, что он гость. Все три дня ему оказывают почёт, тут и барашек, и лучшее вино, всё внимание. И только в конце третьего дня хозяин спрашивает его, чем ему помочь. И гость излагает свою проблему, и часто она решается».
Вопрос не в том, можно ли помочь человеку или нет, а в уважительном вопросе спустя три дня. К сожалению, автору этих строк пришлось на своём опыте убедиться в обратном. Примерно лет 16 назад мне было поручено передать судебную повестку по определённому адресу. Я с водителем подъехал к частному дому, нажал на звонок. Вышел здоровенный мужик. «Чего тебе надо?», – прямо с порога спросил меня. – «Уже ничего!», – нашёлся я, быстро сунул повестку в нагрудный карман его рубашки и уехал.
Ведь это была не квартира, а частный дом с нормальным двором. Я даже во внутрь не зашёл. Ведь мог же он сказать: «Добрый день! Заходите во двор». Хотя бы ради приличия. И это было в Осетии. Вот так. Тут уж никакие традиции не помогут, такое не лечится.
Следуя горскому этикету, неприлично громко разговаривать, привлекая внимание окружающих, хохотать, рассказывать о своих болячках и т.д. и т.п.
Приведу один исторический факт. За точность изложения не ручаюсь, так как прочитал об этом, будучи школьником, но суть запомнил на всю жизнь.
Феликс Дзержинский со своими людьми как-то остановился на постой в одном селе. Время было тяжёлое, гражданская война, разруха, голод. Бойцы без ведома Дзержинского выпросили или купили в селе кусок сала и килограмм картошки. Зажарив их, они в сковородке принесли блюдо Дзержинскому.
Он их спрашивает: «А что вы ели на обед?». – «Картошку с салом», – ответили ребята. Затем он вышел во двор, спросил внешних часовых: «Что вы ели на обед?». – «Картошку с салом», – был ответ. Он спросил всех, и все отвечали ему одинаково. И только тогда он прошёл в свой кабинет и начал есть.
А дело было так. Зная о том, что Феликс Эдмундович человек наискромнейший, и к тому же болеет, всё окружение сговорилось отвечать ему одинаково: «У нас на обед была картошка с салом», – а сами решили ему приготовить еду. Но Дзержинский не мог пообедать, не расспросив их. Они ему сказали святую ложь, а сами ничего не ели двое суток…
Если бы не сказали так, Дзержинский бы ни за что не притронулся к картошке с салом.
Вот скажите, сегодня такое может быть? Да, великие были люди, с чистой душой. Как жаль, что таких больше нет в нашей жизни. К сожалению, мы видим совершенно другое. Чтобы не было в нашей жизни всяких уродливых явлений, надо всем миром прививать этику поведения, нормы морали.
Как можно, скажем, вставать из-за стола, всем своим видом показывая, что ты уже сыт и собеседники тебе неинтересны? Это очень дурной тон!
Семья, школа, общество, фамильные советы должны работать в воспитании молодого поколения, ибо цивилизация при всех положительных моментах губит на корню традиционные ценности, особенно у молодёжи. Все те бесценные крупицы народной мудрости должны быть перед взором общества, а носители их должны отвечать всем канонам горской этики.
Сергей ЦХУРБАЕВ