— Игорь Дзастемирович, каково было чувство и состояние переходить работать из государственного вуза в коммерческий?
— Если честно, я не задумывался об этом. До перехода в ВИУ в конце 2013 года, я поработал в Республиканском физико-математическом лицее-интернате. Репутация у нашего института достаточно серьёзная, здесь работают мои бывшие студенты. Уже тогда здесь трудились два бывших министра образования Северной Осетии и один будущий. Я столкнулся с тем, что здесь свято относились и относятся к положениям, документам, уставам. Сильное впечатление на меня произвело и первое посещение мною защиты дипломов. Сказать, что я особо сильно ощутил разницу между государственным и коммерческим вузом — не могу. Но вот, когда я как руководитель включился в работу, мне пришлось задумываться о средствах, которые необходимо привлекать, увеличить набор студентов, повысить зарплату. Вот тогда я почувствовал разницу (смеётся).
По качеству работы какие-то вещи у нас даже намного жёстче соблюдаются. Потому что мы находимся под более серьёзным прицелом, нас очень часто проверяют различные комиссии.
— Как в вашем институте развивается научное направление?
— Стоит отметить, что профессорско-преподавательский состав ВИУ ведёт достаточно активную работу. За прошлый год было опубликовано около 200 статей, из них четвёртая часть вошла в перечень ВАК. Есть публикации в Skopus. 24 статьи входит в ядро крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций Elibrary, связанных с юридическими, экономическими и математическими науками. У нас работает очень много практикующих юристов. Ежегодно проходит две большие деловые игры по судебному разбирательству. Ряд сотрудников учится в «Школе Яндекса». Это очень серьёзные онлайн-курсы. Мы запланировали проведение для студентов курсов по совершенно новым информационным технологиям, которые используют юристы в некоторых странах мира.
— Ваши студенты заняты, наверное, не только учёбой. Как в институте организована внеучебная деятельность?
— У нас проходит очень много факультативов, в которых студенты принимают активное участие. Здесь функционируют две клиники — «юридическая» и «экономическая», в которых во внеучебное время наши учащиеся бесплатно консультируют по различным вопросам жителей нашей республики. Студвесна и КВН являются неотъемлемой частью студенческой жизни.
— Какие задачи вы ставите перед собой по развитию ВИУ в ближайшее время?
Тренд в сторону цифровой экономики. В этом году мы начали очень активно работать с детьми. ВИУ сотрудничает с некоммерчским фондом «Кредо-знание». Вместе мы выиграли президетский грант по дистанционному обучению школьников программированию. Были так же организованы курсы по робототехнике. Буквально в феврале прошла олимпиада, в которой приняли участие более 180 человек. В ближайшем будущем планируется создать серьёзную школу по программированию и открыть «бакалавриат» по информационным технологиям. Современные тенденции и реалии таковы, что это направление будет привлекать всё больше людей. Рассчитываем получить госзаказ на подготовку специалистов и разработку программного обеспечения. Мы сохраним наши классические специальности, в которых большую роль будут играть информационные компоненты.
— Не секрет, что в Северной Осетии за последние несколько лет закрывались негосударственные вузы. В чём, по вашему мнению, причина этих процессов?
В некотором смысле — это, конечно же, политика государства. ВИУ, например, объединил в себе ряд коммерческих институтов республики. Отчасти это связано с благосостоянием нашего населения, потому что не все могут осилить платное образование. Свою роль сыграла и демографическая яма 90-х, из-за чего выпускников школ стало меньше. Они стали уезжать в другие города. Получилось так, что количество вузов осталось таким же, а абитуриентов меньше. Зачастую частные вузы не выдерживают конкуренции. К счастью, мы достаточно динамично развиваемся и движемся вперёд.
— Частный вуз — это не бизнес?
— Могу абсолютно однозначно сказать, что нет! Возвращаясь к предыдущему вопросу, хочу добавить, что те, кто из этого делает бизнес, они и закрываются. Бизнес — это любыми доступными средствами преумножать свою прибыль. Задача частного вуза несколько иная. Есть определённые правила игры, которые по отношению к образованию считаются корректными. Те, кто ставит на поток выдачу дипломов, для них это бизнес. Но этот бизнес не имеет перспектив, потому что слишком большие усилия надо затрачивать, чтобы твой вуз эффективно работал.
— Читая историю института, сложно отделаться от мысли, что несколько романтиков просто решили воплотить в жизнь мечту об идеальном вузе. Сначала вы придумали собственную методику образования, затем — по этим лекалам создали институт. Это похоже на истину?
— Так и было. Одним из идеологов создания института был президент Торгово-промышленной палаты РСО-Алания Казбек Туганов. Он обратился к Валерию Дзгоеву, который на тот момент был руководителем и создателем одного из коммерческих банков республики. Они оба по сей день остаются своеобразными романтиками образования. Люди очень широко эрудированные. В 1994 году вместе они обратились к министру образования республики Владимиру Черджиеву и привлекли в качестве ректора Зиту Салбиеву. На первых порах я принимал участие в дискуссии по поводу преподавания информатики. Активное участие принимала Замира Каргиева. В итоге получилась очень жёсткая административная дисциплина, за счёт чего были исключены очень многие отрицательные явления, которые бывают в вузах. Грамотно был сформирован и подход к подбору преподавателей, которые сюда шли тоже из романтических побуждений.
Это было желание что-то создать, а не забота о том, чтобы заработать. Вот этим мы и отличаемся от бизнес-проекта. Отчасти, наверное, поэтому у нас устраиваются по профессии более половины наших выпускников. А лучшие из них становятся нашими преподавателями.
Когда мы начинали, у нас было всего лишь полсотни студентов. В лучше времена у нас учились тысячи молодых людей. Сегодня, ввиду различных причин, в ВИУ обучается около 500 студентов.
Для успевающих ребят у нас есть некоторые послабления в учёбе. Если студент два года учится на «хорошо» и «отлично», он получает скидку в 15% на оплату за обучение. Ежегодно мы проводим конкурс на звание «Лучший студент года». Победитель этого конкурса вообще освобождается от оплаты.
— Есть мнение, что негосударственные вузы в своё время открылись в таком количестве, потому что, во-первых, у населения был неотлаженный спрос на высшее образование, а во-вторых, потому что государственные вузы оказались негибкими и не смогли вовремя среагировать. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Отношение к студентам в больших вузах и в таких маленьких, как наш — разное, зачастую противоположное. В крупных учебных заведениях всё-таки больше дистанция между студентом и преподавателем. Мы можем быстрее мобилизоваться на что-то новое. Этим мы отличались и отличаемся от государственных институтов и университетов.
— Как в целом чувствует себя сегмент негосударственного высшего образования в республике?
— Глава РСО-Алания Вячеслав Битаров начал уделять большое внимание математическому образованию в регионе. На базе Республиканского физико-математического лицея-интерната строится технопарк. Представитель нашего вуза в этом процессе. ВИУ был записан в ряды ответственных за улучшение качества математического образования. Активнейшим образом включились в эту работу. На нас возлагают определённые надежды. Я участвовал в нескольких встречах с Вячеславом Битаровым, и ко мне, в частности, как математику звучали конкретные пожелания от главы республики по развитию математического образования. Это транслируется на весь вуз. Сегодня самые интересные вещи в математике происходят на стыке с рядом гуманитарных наук. Например, цифровая экономика.
— Долгое время негосударственные вузы считались чем-то второстепенным, низкопробным. Как вас субъективно воспринимают сейчас коллеги из государственного сектора и образовательное сообщество в целом?
— У меня нормальные отношения с руководителями государственных вузов республики. Хотя всё очень индивидуально. Что касаемо общества, то хочу сказать, что одно время была очень жуткая антипропаганда против нас. В прошлом году у нас были некоторые разногласия с Рособрнадзором. Тут же ряд СМИ выдали информацию о том, что нам, якобы, запретили приём студентов, но речь шла о приостановке аккредитации на несколько месяцев. Очень сильно в этот момент нас поддержал Вячеслав Битаров, который сказал, что нам нужен этот вуз.
Наш институт в скором времени повысит свой авторитет в связи с новыми веяниями в образовании. Представители частного образования для того, чтобы выживать, должны показывать хорошее качество. Если раньше, учитывая наш менталитет, считалось обязательным получение высшего образования номинально, то сейчас родители хотят, чтобы ребёнок получал хорошее и качественное образование. И они отслеживают эти направления.
— Каким должен быть ректор современного вуза?
— В первую очередь — это человек, который чувствует современные запросы образования, умеет общаться с людьми, принимать грамотные и конструктивные решения. А главное, на мой взгляд, он должен знать, как вести коллектив к новым достижениям в образовательном пространстве.
Арсен ДРЯЕВ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |