Только в этом году Николай Владимирович стал заслуженным учителем Северной Осетии. По мне, это звание должно было найти своего обладателя много раньше. Но не суть, тем более, что уникальный педагог работает в школе уж точно не за награды. Для него школа и предметы, которые он преподаёт — всеобщая история, история России, обществознание, правоведение — это сама жизнь. Не больше, не меньше.
Каждое утро по знакомой дорожке Скрипец направляется в родную школу. Идёт вместе с коллегой, живущим по соседству. Инвалид с детства, конечно, он привык рассчитывать только на себя и научился ориентироваться в пространстве. Но, если есть попутчик, почему бы не пойти вместе. Зато в школе наш герой знает каждый поворот, каждый уголок. Да что там уголок. Он «видит» каждого проходящего. По запаху, по шороху, по голосу, по рукопожатию, по особым сигналам, которые нам, зрячим, неведомы. «По шее узнаёт, — улыбается ученица-девятиклассница Кристина Уртаева. — Вот так приобнимет, и скажет: «Кристина, здравствуй».
Николай Владимирович — педагог строгий. И очень преданный предмету. В сельскую школу пришёл сразу после окончания исторического факультета СОГУ, а до этого обучался в специальной школе-интернате в Москве. Крепкая классическая база постоянно пополняется, «модернизируется» новыми исследованиями в области истории и обществознания. Это те самые науки, которые в наше противоречивое время требуют свежего взгляда, современного подхода, созвучных юношескому мышлению, питающемуся, в том числе, и из сетей всезнающего Интернета.
Внушать что-то нынешним школьникам в формате застывших догм прошлого столетия, значит, быстро надоесть, утратить личный авторитет и, более того, вызвать нелюбовь к преподаваемому предмету. Конечно, такого развития событий Николай Владимирович допустить не может. Он шагает в ногу со временем, читает, размышляет, анализирует. Активно пользуется Интернетом при помощи специальной программы экранного доступа. Черпает иногда неожиданные для себя мнения из горячих дискуссий, разгорающихся на уроках. Не страшно, что они могут противоречить мнению учителя: главное, чтобы факты не были голословные, пустые, спор ради спора.
«Ученик должен уметь выделить главное в ответе, — считает Скрипец. — Не нужен пересказ параграфа слово в слово. Надо учиться мыслить, рассуждать, обобщать». Один из таких девятиклассник — Марат Котов. По окончании школы парень готовится пополнить ряды чрезвычайного ведомства, но к истории у него особая любовь, и всё благодаря учителю. «Всегда готовлюсь к уроку. Стараюсь побольше узнать по теме, не ограничиваюсь учебником», — говорит Марат.
Да что там. Даже самые что ни на есть сорванцы, убегающие с других предметов, к Скрипцу обязательно возвращаются. «Сами удивляемся, — разводит руками директор школы Нина Чернуцкая. — На 5-м уроке нет ученика, а на 6-й, историю, прибежал, сидит. Уроки у него интересные, нестандартные, пролетают за 5 минут».
На уроке отмолчаться не получится. Работают все. Николай Владимирович сразу чувствует, кто, присутствуя физически, отсутствует мысленно. Как и везде, главный отвлекающий фактор — телефон. «Скажешь убери — уберёт, потом видишь, опять потихонечку достаёт», — ключевое слово в этой реплике Николая Владимировича «видишь». «Видит» всё, а ещё обладает уникальной памятью и особым позитивным обаянием. Дети его любят, и он отвечает им тем же. «Я всегда иду в школу с хорошим настроением. А иначе как? — недоумевает мой собеседник. — Не получится урок».
Если кто подумал, что Скрипец — добрый и прощает все шалости, тот ошибается. Только требовательный, серьёзный подход — гарант хорошего результата. Поэтому бывают и двойки в журнале. Всё по-честному: не выучил — получи пару за ответ. Понятие «любимчик» не приветствует, но на всякий случай поясняет: это вовсе не отличник, и совсем даже не отличник.
История для Скрипца — больше, чем предмет, это возможность проявить себя. Он так говорит, а я бы добавила: это сама жизнь, та основа, которая крепко держит его «в седле» (Скрипец — потомственный терский казак) и смело, без поблажек на отсутствие зрения ведёт по раз и навсегда избранному пути. Любимые темы свидетельствуют о многом. Октябрьская революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, индустриализация, распад Советского Союза и последствия…
Человек — патриот, человек, переживающий за судьбу страны и неразрывно связывающий себя со страной. Для него патриотизм далеко не пафосное слово, произносимое с трибун. Оно — в родной школе, в молодых лицах, которые он чувствует, в успехах и достижениях станицы, республики, России. И учитель говорит об этом с детьми, говорит обстоятельно, честно, на равных, не навязывая и не диктуя. Говорит своим собственным примером служения Отечеству. Каждый день на своём месте у школьной доски.
«Активный, доброжелательный, жизнелюбивый, — в один голос отзываются о нём коллеги. — Поёт, танцует, заводила на всех наших мероприятиях». Берегут своего Николая Владимировича. Стараются помочь, как и все учащиеся».
После уроков Скрипец спешит домой к старенькой маме и брату, тоже инвалиду по зрению. С хозяйством справляются самостоятельно. Вечером книги, газеты, трансляции с футбольных и хоккейных матчей — он заядлый болельщик. Утром — опять знакомая дорожка, знакомое крыльцо и… «Здравствуйте, ребята. Кто пойдёт отвечать?».
Тамара БУНТУРИ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |