Основная продукция студии — регулярный выпуск киножурнала «Северный Кавказ» (48 номеров в год). Так, в 1980 году широко праздновалось 80-летие со дня рождения и 60-летие научно-педагогической деятельности ираниста Василия Абаева, профессора института языкознания Академии наук СССР, что и запечатлела в бесценных для истории кадрах кинохроника.
Несомненно, творческой удачей студии являются документальные фильмы о выдающихся сынах Осетии: народном артисте СССР Владимире Тхапсаеве, чьё имя носит сейчас Осетинский театр («Знакомьтесь, Владимир Тхапсаев!», режиссёр-оператор Виллер Дзобаев), военном полководце Иссе Плиеве («Товарищ генерал», режиссёр Александр Чубаров), капитане атомохода «Арктика» Юрии Кучиеве («Я всегда хотел летать», режиссёр Султан Цориев). Авторам удалось уловить самую суть человеческой личности — и театрального актёра, и военного полководца, и мужественного капитана.
В 1961 году впервые вышла в эфир Северо-Осетинская студия телевидения. Сразу на ней приступили к созданию документальных и игровых кинолент, предлагая собственные художественные концепции, свои сюжеты, своих героев… Первый игровой фильм — «Костры на башнях» — был снят в 1967 году молодым тогда режиссёром Робертом Меркуном. Он был посвящён большевикам, боровшимся за установление советской власти на Северном Кавказе. Под руководством революционера Алёши (артист А. Зариковский), сплотившего бедняков-горцев, зажигаются на родовых башнях костры, возвещающие от ущелья к ущелью о начале вооружённого восстания.
Тогда же был снят один из первых документальных фильмов «Баллада о красных комиссарах», посвящённый соратникам В. И. Ленина — С. Кирову и С. Орджоникидзе. Несомненной удачей этого периода были две серии кинокартины «Жизнь, ставшая легендой». Это лента о герое Гражданской войны Хаджи-Мурате Дзарахохове.
Ещё Гостелерадио СОАССР произвело на свет несколько заметных художественных кинолент: «Буйный Терек» (автор сценария А. Агузаров, режиссёр И. Бурнацев), «В горах реки бурные» (автор сценария А. Агузаров, режиссёр В. Чеботарев), «Оглянись, найдёшь друзей» (авторы сценария Г. Кушнеренко, Р. Тотров, Ю. Чулюкин; режиссёры — Ю. Чулюкин и Р. Гаспарянц), «Тайна рукописного Корана» (Госпремия Республики Дагестан), «По следам карабаира», «Кольцо старого шейха», «Легенда горы Тбау», «Четвёртая жизнь Гайто Газданова», «Мой синий город», «Забытая победа», «Неразделимый народ» и многие другие фильмы режиссёра Рафаэля Гаспарянца вошли в Золотой фонд национальной кинематографии. Всего им снято 96 фильмов — как документальных, так и игровых. Последним явно прокоммунистическим фильмом можно считать ленту «В конце зимы» (автор сценария А. Агузаров, режиссёр — Р. Гаспарянц).
Во Владикавказском Доме кино базируется Северо-Кавказское отделение Союза кинематографистов России. Рассмотрим наиболее яркие фильмы, снятые нашими кинематографистами за последнее десятилетие. Хитом сезона 2005 года стала лента «Кто ты, король Артур?» производства Владикавказской кинокомпании «Нарт-Арт-Студия», продюсер Темина Туаева.
Характеристика исторической фигуры короля Артура общеизвестна: в культуре кельтов Артур — король или вождь древних бриттов. Персонаж часто упоминается в мифах, фольклоре, литературе, исторических хрониках. «Артуровский» цикл сюжетов включает в себя романтические легенды о рыцарях Круглого стола, Священном Граале и является неотъемлемой частью мировой литературной традиции. Большинство историй, связанных с именем короля, имеет явное отношение к мифотворчеству. Во многих из них Артур сражается с чудовищами, великанами и волшебными зверями. Однако в XXI веке появилась новая версия этих событий. В Англии вышла в свет книга «Король-Дракон» антрополога-этнографа Говарда Рида. В ней выдвигается гипотеза о сарматских корнях короля Артура. Дело в том, что в V веке нашей эры аланы находились на службе в качестве воинов Римской империи и охраняли её границы на территории Британии и Франции, тогдашней Бретани.
Темина Туаева со своей съёмочной группой съездила в Туманный Альбион. Говард Рид посетил солнечную Осетию. Оттолкнувшись от книги англичанина, профессор Тамерлан Гуриев написал сценарий фильма. Режиссёром стал Алексей Пищулин. К тому времени он уже возглавлял продюсерский центр на ТВЦ и являлся автором сценария фильма о Георгии Жженове (фильм был удостоен телевизионной премии «ТЭФФИ»).
Особняком в осетинском кинематографе стоит имя Мурата Джусоева. Деньги для нескольких своих картин он находил сам. Ему, как правило, шли навстречу «сильные мира сего», уважая его за талант и трудолюбие. Мурат дважды заканчивал ВГИК. Первая специальность, которую он там получил — директор фильмов. В этом качестве он долго работал на Одесской киностудии. Затем он в стенах ВГИКа получил специальность «кинодраматург» (мастерская Фигуровского).
В сфере игрового кино ему удалось сделать очень много: он — автор сценария и режиссёр монтажа кинокартины «Фанат», автор фильмов «Похищение Европы», «Человек в зелёном кимоно» (в соавторстве с Тамерланом Каргаевым и Борисом Кантемировым), «Курьер на Восток», «Горец», «Фарн» и других. Большинство его фильмов прошли испытание временем. «Фанат», например, один раз в полгода обязательно показывают на одном из центральных каналов. Популярный ныне актёр Алексей Серебряков — открытие Мурата Джусоева. Впервые он снялся в фильме «Фанат».
В начале 90-х Мурат вернулся на Родину, в Осетию. Сначала он снял фильм «Хохаг» («Горец»), который получил главный приз жюри — «Серебряный полумесяц» — на кинофестивале в Ашхабаде. Затем с большими трудностями, в пустыне, прошли съёмки философской картины «Фарн» о поиске территории вечного счастья. И в каждой своей ленте Мурат воспевал осанну фантастически гордым землякам — людям, спокойно идущим на смерть, чтобы только не запятнать трусостью свою честь. Сейчас такое поведение — большая редкость. Мурат напоминает языком искусства о высоких морально-нравственных устоях предков сегодняшним бездуховным потомкам.
Первая кинодокументальная лента, которую снял Мурат — «Эпитафия» сделана по заказу правительства РЮО. Фильм посвящён министру обороны республики Южная Осетия Валерию Хубулову, который был убит во Владикавказе. Картина вызвала в Южной Осетии большой резонанс. Многие годы работая на Северо-Кавказской студии кинохроники над киноальманахом «Северный Кавказ», Мурат сумел показать Кавказ — «большой и разный». Героиня его документальной киноленты «Атлантида над облаками», снятой на студии кинохроники — Наталья Познанская, — жительница высокогорного селения Харисджин. В картине красиво отражена (оператор — Георгий Гаврилов) спокойная и очень по-человечески тёплая жизнь маленького поселения.
Картина «Кто?» (оператор — Сергей Будтуев) снималась в Грозном и Назрани. Главный герой — Мусса Хадзиев — директор Театра юного зрителя Назрани, бывший житель города Грозного, музыку к фильму написал ингушский композитор Тимур Дзейтов, который сейчас живёт в Москве. После премьеры фильма «Кто?» в Доме кино во Владикавказе на Мурата посыпались не очень-то приятные вопросы. Он спокойно ответил: «Вы его (героя фильма «Кто?») можете называть ингушом. Для меня он — человек!»
В содружестве с кинооператором-женщиной Эстер Шер из Швейцарии, получившей образование во ВГИКе, Мурат снял фильм о юном художнике Тимуре Андиеве из Алагира «Портрет художника в юности». Совсем недавно в содружестве с Индирой Черджиевой Мурат завершил работу над документальным фильмом об афганцах «Кандагар. 5-я рота — встреча 25 лет спустя». Фильм был очень тепло встречен на кинофестивале «Золотой Витязь» в Курске.
Трудно перечислить все фильмы, снятые Муратом Джусоевым. Сам он абсолютно не склонен к саморекламе, не бегает ни за какими званиями и регалиями. Думаю, что судьба вновь улыбнётся Мурату Джусоеву, и он ещё снимет художественные фильмы по своим сценариям…