Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Командир интернационального экипажа

Подвиг народа в Великой Отечественной войне бессмертен. Низко склоняем головы перед поколением Победителей. Сегодня мы представляем вниманию читателей очерк об одном из представителей той славной плеяды героев — Мурате Тезиеве.

 

Мурат Николаевич Тезиев родился 10 января 1910 г. в с. Кадгарон Терской области (ныне Северной Осетии). Родители — отец Николай Романович и мать Надежда Дзамболатовна — занимались земледелием. Когда Мурату окончил 7 классов сельской школы. В 1926 г. вступил в комсомол, а в 1930-м поехал учиться в Ленинград. где окончил рабфак и один курс Ленинградского мединститута.

В 1933 г. по призыву Ленинского комсомола Мурат поступил в Тамбовскую лётную школу. После её окончания с отличием в 1936 г. стал лётчиком Грузинского управления Гражданского воздушного флота в г. Тбилиси, в 20-м авиаотряде. В 1939 г. был принят в ряды КПСС. В 1940 г. назначен зам. командира по лётной части 247-го авиаотряда Грузинского управления ГВФ. В 1941–1942 гг. служил пилотом в эскадрильи особого назначения Закавказской группы ГВФ.

Мурат Тезиев с первых дней войны и до полного разгрома нацистской Германии находился в рядах защитников Родины. Он был зачислен в отряд особого назначения Закавказского фронта для выполнения специальных заданий командования фронта. Это экипажу М. Тезиева было оказано доверие срочно доставить в Тегеран группу офицеров связи с секретным заданием. Спустя некоторое время весь отряд выполнял задания командования на территории Ирана.

В начале 1942 г. части Черноморского флота захватили плацдарм в Керчи. Авиагруппа 8-го отдельного авиаполка, где с 1942 г. служил М. Тезиев, обеспечивала боеприпасами моряков-десантников, что помогло закрепиться, удержать и расширить Керченский плацдарм. Экипаж Тезиева на самолёте СБ совершал в день по несколько вылетов по доставке боеприпасов нашим морским пехотинцам. В одном из полётов в Керчь, при разгрузке груза на прифронтовом аэродроме, его самолёт был сильно повреждён во время вражеской бомбёжки. Экипажу было предложено снять моторы, а самолет списать, как боевые потери. Однако, учитывая острую нужду в каждом самолёте, в тяжелейшее для нашей армии время, Мурат взялся силами экипажа восстановить его. Под открытым небом, в непогоду, в условиях фронтового аэродрома, невзирая на частые обстрелы и бомбёжки, экипаж с утра до ночи упорно работал, проявляя инициативу и мастерство, благодаря чему повреждённый самолёт за короткий срок был восстановлен и возвращён в строй, и продолжал громить врага на фронтах Отечественной войны.

В 1942 г. гитлеровское командование бросило отборные горнострелковые дивизии на выполнение операции «Эдельвейс» по захвату Кавказа. Интернациональный экипаж Мурата Тезиева состоял из трёх человек: командир — осетин, бортмеханик Дмитрий Полевой — еврей и штурман-радист Евгений Тарасенко — украинец. Им было поручено срочное задание: с утра до ночи через Кавказский хребет доставлять на аэродром Орджоникидзе (Владикавказ) реактивные снаряды, необходимые штурмовой авиации, чтобы остановить и разгромить прорвавшуюся к подступам Владикавказа вражескую танковую колонну.

Вот как вспоминал об этой операции Мурат Николаевич: «На своём бомбардировщике СБ мы выполняли перелеты через Главный Кавказский хребет в условиях активного действия вражеской авиации, летали по ущельям в условиях плохой видимости и непогоду. В эти тяжёлые дни экипаж совершал по 6–7 боевых вылетов из района Тбилиси. Мы не обстреливали врага реактивными снарядами, находящимися в бомбовых люках самолёта, а бережно доставляли их на владикавказский аэродром для наших штурмовиков и истребителей И-16. А на окраинах аэродрома уже начиналась линия фронта, шли жаркие кровопролитные бои».

В боях за Владикавказ экипаж М. Тезиева совершил свыше 100 боевых вылетов, доставив защитникам города более 200 тонн реактивных снарядов и переправив с поля боя десятки раненых.

В октябре 1942 г. экипаж был включён в состав 1-й эскадрильи вновь сформированного 8-го авиаполка ГВФ при Закавказском фронте. В боях за освобождение Северного Кавказа и Кубани экипаж отмечался командованием, как один из лучших в эскадрилье.

В канун 1943 г. экипаж Тезиева получил важное задание командующего 4-й воздушной армии генерал-лейтенанта К. А. Вершинина. Надо было срочно доставить из Тбилиси в Москву специальный груз для Генерального штаба Красной армии, а из Москвы — новогоднюю почту для героических защитников Кавказа и партизан Крыма. Праздничный номер «Правды», доставленный вовремя на фронтовые позиции, был для гитлеровцев, как мина огромной взрывной силы. Газеты и листовки, появившиеся в их тылу, доводили врага до бешенства.

Летом 1943 г. 8-й авиаполк был переброшен на Воронежский, а позднее на 1-й Украинский фронт в состав 2-й воздушной армии. Здесь экипаж М. Тезиева также успешно выполнял боевые задания: неоднократно летал по заданию командования фронта в осаждённый Сталинград, принимал участие в Курском сражении, в боях за освобождение Украины. В ноябре 1943 г. экипажу было поручено почётное и ответственное задание командования 1-го Украинского фронта: доставить из Москвы в освобождённый Киев ордена для награждения бойцов и офицеров, участников форсирования Днепра и освобождения Киева.

К 4 часам утра 6 ноября 1943 г. войска 38-й армии полностью подавили сопротивление противника и заняли Киев. В это же утро самолет СБ, пилотируемый Муратом Тезиевым, вылетел в Москву. В задании командования, полученном накануне, предписывалось: получить срочный груз для штаба фронта, вернуться при любой погоде.

Вечером экипаж во главе со своим командиром — на Красной площади. Столица громом орудийных салютов известила весь мир о взятии Киева. 7 ноября на Красной площади будет парад. А пока экипаж Тезиева решает встречать наступающий праздник в ресторане «Метрополь». Участники военного патруля, которые оказались украинцами, узнав, что экипаж завтра улетает в Киев, помогли им пройти в «Метрополь». Весь вечер проходит как в сказке, до поздней ночи лётчики гуляют. Произносятся тосты: «За Киев! За Победу! За родную Москву! За Родину! За Сталина!»

Ранним утром 7 ноября, когда столица ещё спала, командир М. Тезиев, бортмеханик Д. Полевой и бортрадист-стрелок Е. Тарасенко прибыли на аэродром. Дежурные техники готовят уже самолёт к вылету. Около него стоит автомобиль, из которого выгружаются мешки с клеймом монетного двора, на фронт отправляются правительственные награды — ордена, медали, наградные документы. Вес — одна тонна.

Этот подарок очень нужен именно сегодня, в день всенародного праздника 7 ноября. Погода выдалась хорошая, вполне соответствует. В полдень самолет приземляется на только что разминированном аэродроме в Святошино. С воздуха видны страшные руины Крещатика, догорающие пепелища. Киев! Мурат Николаевич со своими фронтовыми друзьями идет по Крещатику. Отсюда путь дальше на запад. Впереди Житомир, Львов, наша государственная граница! Гитлеровский фашизм будет разбит в собственном логове!

В последующий период экипаж М. Тезиева в составе авиаполка принимал участие в боях за освобождение западной Украины, выполняя ответственные полёты на линию фронта и в тыл противника к партизанам.

Перейдя в наступление, наша армия вела ожесточённые бои за освобождение Польши, разгром немецко-фашистской армии на территории Германии, штурм Берлина, за что полку было присвоено наименование Берлинского. В составе 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка ГВФ экипаж в Германии, в Берлине.

За проявленные доблесть и мужество в борьбе с врагом М. Н. Тезиев — патриот, коммунист, был удостоен четырнадцати правительственных наград.

После демобилизации он вернулся в гражданскую авиацию. Работал в картографической экспедиции ГУ «Дальстроя» в Заполярье. Тысячи пассажиров, сотни тонн груза и почты перевёз его экипаж, налетав несколько миллионов километров над просторами нашей страны. Однажды, при выполнении грузового рейса на самолете ЛИ-2 в Восточной Сибири при 50-градусном морозе, в полёте отказали моторы. До аэродрома не дотянуть, а внизу тайга. Выход один: на минимальной скорости садиться на лес. И здесь, как на фронте, проявляется благородство Тезиева и верность долгу командира. Он даёт команду экипажу: «Всем в хвост» (хвостовая часть — наиболее безопасное место в самолёте при аварии), а сам остался за штурвалом и удар принял на себя.

В результате все члены экипажа отделались ушибами, а Мурат Николаевич, покалеченный, с придавленной грудной клеткой, попал в госпиталь, где в течение шести месяцев врачи боролись за восстановление его здоровья. И только благодаря крепкому организму он встал на ноги. Но летать ему больше не пришлось. При выходе из госпиталя комиссия врачей вынесла безоговорочное решение о непригодности к лётной работе по состоянию здоровья. Здоровье потеряно, а с ним и профессия лётчика, но долг выполнен.

 

Константин ХАУТОВ

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Константин Хаутов
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»