Нас очень тепло приняли: председатель Кабардино-Балкарского союза писателей — талантливый русскоязычный балкарский поэт, переводчик, драматург, заслуженный работник культуры КБР, лауреат Международной премии имени Махмуда Кашгарского Муталип Беппаев и народный мастер России, заслуженный деятель культуры КБР, писатель, поэт, музыкант, лауреат премии Президента Кабардино-Балкарии, главный хранитель Музея изобразительных искусств г. Нальчика, лауреат II-й Артиады РФ Владимир Мокаев.
Состоялось не только личное знакомство наших писателей — заслуженного работника культуры РФ и РСО-А Дамира Даурова, лауреата Государственной премии им. К.Л. Хетагурова Изатбека Цомартова и заслуженного работника культуры РСО-А Натальи Куличенко — с собратьями по перу из соседней республики, но и обстоятельный разговор о нуждах и проблемах наших писательских организаций, о планах совместной работы уже на ближайшее будущее.
Как известно, многие представители творческой интеллигенции страны в наше время ругают писательские организации за консерватизм, закостенелость, низкую эффективность и отсутствие реальной помощи начинающим авторам. А по мнению некоторых граждан, эти союзы давно превратились в клубы для «своих». И мало кто из «ругателей» и «хулителей» задумывается о многочисленных проблемах, которые нынче стоят перед писательскими организациями в России.
В Советском Союзе члены писательской организации имели всевозможные привилегии: издание книг, творческие стипендии, путёвки в Дома творчества, получение дачи в писательском посёлке, имели право претендовать на материальную помощь и даже получали продуктовый подарок к праздникам, существовали субсидии для малоимущих, больных людей, тех, кто временно пребывал в тяжёлом состоянии. При таких организациях действовала экспертная комиссия, которая оценивала произведения — тогда это именовалось цензурой, а нынче нам, успешно избавившимся от этой «проклятой» цензуры, очень не хватает элементарного отбора приемлемых для прочтения произведений экспертным советом, — тогда гораздо меньше было бы «мутной» печатной продукции на полках книжных магазинов от разного плана доморощенных и «самопальных» авторов-графоманов…
Да, конечно, были и другие функции у Союза писателей — охранительно-идеологического свойства, но с разрушением СССР они исчезли. На сегодняшний день задача Союза писателей — это создание творческой среды, которая позволила бы каждому литератору наиболее полно реализовать свой потенциал и добиться признания широкой читательской аудитории, выдвижение кандидатур на соискание литературных премий и стипендий. В ходе беседы говорилось о том, что необходимо проводить регулярные встречи с читателями с выездом на места (что автоматически «тянет» за собой необходимость в транспортном средстве, желательно, микроавтобусе для «писательского десанта»), литературные конкурсы и фестивали, мастер-классы по поэзии, прозе, критике, драматургии, фотоискусству и искусству оформления книги с начинающими поэтами и писателями, факультативные занятия по истории литературы, принимать активное участие во всевозможных общегородских общественных движениях и празднествах, создавать литературные студии при учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, записывать живые голоса поэтов на цифровых лазерных дисках, участвовать в радио- и телепередачах, рассказывающих о творчестве наших мастеров пера, возродить школу переводчиков, «замахнуться» на выпуск своей ежеквартальной литературной газеты (я уже не говорю о журнале), а также приглашать на наши писательские собрания и мероприятия представителей СМИ, членов Правительства, представителей Министерства культуры, Комитета по делам печати и массовых коммуникаций, книгоиздателей — дабы они были в курсе всех наших как проблем, так и достижений.
Деятельность писательского союза — союза профессионалов, призванных к культурному обустройству наших республик и их духовному возрождению — предполагает проведение творческих и юбилейных вечеров известных писателей, и мы уже договорились с нашими соседями о проведении таких мероприятий в следующем году.
А ещё — и это немаловажно! — необходимо социально защищать писателей. К примеру, если писатель судится с каким-то крупным издательством, то, понятно, что он, скорее всего, проиграет процесс — у него элементарно не хватит средств нанять хорошего адвоката, если только он не «раскрученный» автор бестселлеров. Для этого существует Союз писателей — он должен дать ему адвоката, помочь ему защитить его права. Думаю, не все знают и то, что 90% писателей не только ничего не получают за свой труд, но вынуждены ещё и сами платить издательствам за выпуск своих книг, а потом ещё и пытаться их как-то реализовать.
А вот примеры того, как вопрос поддержки литературы и литераторов решается в остальном мире: так, ещё в Древней Греции поэты участвовали в Олимпиадах наравне со спортсменами, получая за это звание «олимпионик» и точно такие же, как и спортсмены, вознаграждения и почести. В Сирии писательскому союзу в своё время была отдана многоэтажная гостиница, два первых этажа которой были заняты под служебные офисы писательской организации, а за счёт получения доходов от эксплуатации остальных этажей решались все финансовые проблемы творческой жизни — издания книг, оказания материальной помощи, проведения международных литературных форумов и тому подобные задачи.
В Румынии был принят Закон об обязательном пятипроцентном отчислении от стоимости всей ввозимой в страну и производящейся внутри неё копировально-множительной и печатающей техники (полиграфических машин, ризографов, принтеров, сканеров, пишущих машинок, факсов и т.п.), которые поступают на счёт румынского Литературного фонда, давая возможность писателям издавать свои журналы, выплачивать стипендии, гранты, премии и доплаты к пенсиям, решать различные издательские и организационно-творческие проблемы. В КНДР и Китае писательские союзы находятся на бюджете государства — так, как это было в нашей стране во времена существования Советского Союза. В США специально для поддержки творческих людей учреждена должность «писатель при университете», благодаря которой американские мастера слова получают профессорские оклады и ведут за это во всех учебных заведениях Америки факультативные уроки по истории словесности, литературные студии и мастер-классы.
С одной стороны — это обеспечивает достойное материальное существование самим писателям, освобождая их от необходимости зарабатывать деньги литературной подёнщиной, с другой — помогает сохранить высокий культурный уровень нации и вырастить новые писательские кадры. Кстати, кое-где и в России, к примеру, в Башкортостане даже строят для писателей жилые дома, а в Санкт-Петербурге писателям подарили новое отремонтированное здание в центре города на Звенигородской улице, но это, что называется, отдельные «островки счастья» в океане проблем.
За последние десятилетия, к сожалению, набралось огромное количество графоманов и людей, имеющих весьма сомнительное отношение к настоящему творчеству, что способствовало резкому и сильному понижению профессиональной планки, а это, в свою очередь, привело к настоящей девальвации самого статуса и творческого имиджа писателя. И вот этими всеми многочисленными проблемами и предстоит в ближайшее время, не покладая рук, заниматься Союзу писателей Осетии при поддержке наших коллег из братской республики.
Наталья СКОБЕНКО